Колдовство поэтического слова

Волков Северный
               


 
                «В поэзии нет фактов, а есть слова,   
                нет реальности, а есть образы»
                Бенедетто Кроче

                Колдовство поэтического слова.

   Эта заметка – плод раздумий о том, что есть поэзия ? Бывало, мои рецензенты писали: «До этой запятой (или:  эти четыре строки) есть поэзия, остальное  не годится, бу-бу-бу какое-то". Бывало, обижался,  спрашивал в чём отличие поэтических строчек от "не поэзии", всё ведь есть и ритм, и рифма , и сравнение или метафора? На этот вопрос критики не давали ответа ссылаясь на чувство ощущения поэзии.
Прошло довольно много времени, прочтено много стихотворений многих поэтов, и у меня  появилось это чувство.  Наверное, никто не будет против , что поэзия одна из форм существования языка, где его общепризнанные нормы (для обычного общения) могут не соблюдаться.
  Подтверждение этому строки  Н.С. Гумилёва:  «Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, не поцеловать».
   Не вдаваясь в теорию о ритмах, рифмах, сравнениях , метафорах , и др. (это всё есть в многочисленных школах поэзии),  хочется обратить внимание на создание образа в стихах, вернее, на «нащупывание» этого образа словами.
  При этом под образом понимаю не только всё окружающее поэта, а в первую очередь, чувство (настроение) сочиняющего стихи. Слова , их сочетания начинают звучать по новому (смысл, звук, восприятие мыслью и « на слух») если они верны.
   Как пример создания образа-настроения (восторга) приведу одну строчку С.Есенина:«Какая ночь! Я не могу...»  Так мало слов, а образ восторга уже взял Вас в плен.
 Читаю стихи многих поэтов (в т.ч. и поэтов на Стихире) и всегда ощущаю искренность  или «надуманность» слова и строки, и, в результате, всего стихотворения.
Эти «искры» слов, этот «серебряный туман», эта «серебряная муть» поэтического видения образа так и хочется взять в «копилку» памяти и настроений.
  И эти «искры» встречаются не только у  признанных поэтов, они встречаются и у пишущих на Стихире.
Но, « для затравки» вначале, в качестве примера, приведу  образ созданный  Б. Пастернаком:
«Там белкою кидался в пихту кедр» . Люди, видавшие эти завораживающие прыжки-перелёты белок с кроны одного дерева на другое, и как ветка, словно рука, пружинит от прыжка «серебряного комочка» , поймут как верно, кажется обычными словами (всего 5-6 слов) этот образ живой природы изображён.
   Вот строки современной песни (Слова Меладзе/Поллыева): « Опять метель, и мается былое в темноте». « Мается былое» – наверное каждому знакомо это чувство, трудно определяемое обычными словами. А тут , два слова и фон – метель. Пойман образ и звук : «метель-темноте».
   Вот строчки современной поэтессы Елены Липаткиной:
«...Мы две звезды единого мгновенья –
Соединенье не нашли своё.
Едва касаясь отзвука движений,
Высвобождает нас из искажений
Сама судьба. Кто спрашивал её?..»
Какой образ! Каскад чувств: влечение, ощущение полёта и сомнений. И звук! Вы слышите эту аллитерацию: «Своё, Соединенье,  каСаяСь, выСвобождает, наС, иСкажений, Сама, Судьба, Спрашивал». Мне кажется,Елена даже не задумывалась о звуке. Он сам приходит в таких строчках когда словами пойман образ. Какая динамика!
   Или вот строчки стихотворения Флеши Раевской: «Со своим любимым мягким знаком , прыгнет он на кончик языка» - это о феврале , который вдохновил поэтессу  на сочинение стихов , чем-то перекликающихся со строчками Пастернака: «Февраль. Достать чернил и плакать!»
  Всё верно, как это соответствует эпиграфу: «В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы» (с).
   Точность «пришедшего» слова для видения образа мышления и создаёт это колдовство, это очарование поэзии.
  Вот Владимир Высоцкий; как мощно, как точно передаётся ирония: «Я доказал ему, где запад, там закат», или «На глазах от натуги худеют канаты» - ведь так оно и есть, чёрт возьми. Как это надо прочувствовать и узреть, поймать образ. Какие точные слова.
    Конечно, необходимо знать теорию стихосложения, но поэтическое видение образа, точность и, следовательно, магия слова приходит только к тому, кто не растерял свою детскость ощущения мира.
   Полно стихотворений искусственно созданных. Можно уважать труд сочинителей, но божья искра, всё-таки от природы дана не каждому пииту. Это относится к любым стихам, будь то любовная лирика, ирония или сатира и др.
   О этой разнице восприятия, а следовательно и поэтичности слова писал В. Высоцкий:
« И сравните: «Яблони в цвету – како-о-о-е чудо!" Это, кстати, совсем глупо, потому что и тополи в пуху – како-о-о-е чудо!.. Давайте ещё покричим про тысячи вещей чудесных весной – про всё, что в цвету. А если рядом с этим просто вспомнить стихи  Есенина:
          ...Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
            Увяданьем золотом охваченный,
            Я не буду больше молодым, -
И сразу становится ясно: тут – поэзия, а там – не пойми что !» (с)
О поэтических образах  в стихотворениях Есенина можно говорить и говорить. Но, не каждому дано видеть эти образы. Недавно прочёл у одного автора,  что «Чёрный человек» у Есенина - это  образ Сталина.  Товарищ принял стихотворение за передовицу.
  Находить  и понимать поэтические образы в стихах разных поэтов, одно из увлечений, приносящих удовольствие сопричастности. Недаром говорят, что можно быть поэтом, не написавшим ни одного стихотворения.
   Для себя же, я вывел формулу: поэзия стиха возникает там, где достигнуто ранимое равновесие звука (слова) и образа (мышления образного).  Любое неверное слово не создаёт «видимого» образа. Если образ искусственен (надуман) -  все слова ложны.