Александр Второй

Нэлля Баева
1855-1881гг.
Старший сын Николая Первого -  уроженец Москвы.
Блестящее образование домашнее получает.
Юрист Сперанский, поэт Жуковский и другие выдающиеся умы -
Его наставники. От них он прогрессивные идеи впитает!

Василий Жуковский его главным наставником был,
Будущего царя удалось воспитать просвещённым человеком.
Реформатором, технически грамотным слыл,
Не обделённым художественным вкусом при этом!

Отец,  при  рождении сына, титул великого князя носил,
А когда императором российским стал,
С малолетства сына  « царствовать»  учил,
Александра к престолу и власти приучал!

Юношей впечатлительным и влюбчивым был,
В Лондоне в юную королеву Викторию влюбился.
Впоследствии, как правителя, сильно её невзлюбил,
Но сказать ей об этом всё же не решился!
***
По карьерной лестнице стремительно шёл.
Сенатор, член Святейшего синода. Генерал-майора получил.
Член Государственного совета, в Кабинет министров вошёл.
Командовал гвардейской пехотой. Полного генерала заслужил!

На исходе неудачной Крымской войны на престол воссел,
Её с минимальными потерями сумел завершить.
В  Успенском соборе Московского кремля корону надел,
По случаю коронации декабристам амнистию решил объявить!

Сев на  престол, проблемы своего отца принял,
Заключив Парижский мир, Крымскую войну прекратил.
Проводить нужно реформы, он это твёрдо знал.
Не откладывая в долгий ящик, их внедрять поспешил!
***
Преобразование царя все сферы общества касалось,
Указом Высший цензурный комитет был закрыт,
Состояние государственных дел открыто обсуждалось,
По устройству быта крестьян Секретный  комитет открыт.

1861г.
Не дожидаясь самовольного освобождения крестьян,
Император сам намерен их освободить.
Манифест об отмене крепостного права народу дан,
И право своим имуществом руководить!

Император манифест об отмене крепостного права подписал,
За что его « Царём – освободителем» прозвали.
Александр из крестьян свободные рабочие силы создал,
Которые сельское хозяйство и производство поднимали!
***
Изданием Судебных Уставов царь судебную власть отделил,
Её полную независимость, самостоятельность утвердил,
В целом всю государственную систему изменил.
Городовым положением городские думы и управы учредил!
***
Основной деятельностью университетов самоуправление стало,
Среднее женское образование развитие получило.
В Новороссийске, Варшаве, Томске университетам дал начало.
Ограничил роль цензуры, что никого не огорчило!
***
Перевооружение армии было произведено,
Реорганизация Военного министерства проведена,
Сокращение воинской службы введено.
Система телесных наказаний отменена!
***
Внутренние и внешние войны победами в жизнь вошли.
Восстание, вспыхнувшее в Польше, мигом подавил.
На Кавказе воинские страсти прошли.
Амурский и Уссурийский края присоединил.

Туркестана и Ферганы территории  за Россией закрепил,
Бухарский эмират и Хивинское ханство добровольно примкнули.
Земли Аляски и Алеутских островов США  уступил,
Которые за  них  в миллионах золотом заплатить рискнули!

1867г.
Аляска и Алеутские острова Соединённым Штатам проданы.
Тридцать лет спустя нужность приобретения очевидной стала.
На Клондайке золотые копи открыты, они Штатам отданы.
Знаменитая « золотая лихорадка» в Америке настала!
***
Смысл присоединений некоторых территорий непонятен был.
Генералы и чиновники войну для  обогащения продолжали.
Поход в Среднюю Азию большие людские потери сулил,
Материальные затраты всего этого не оправдали!
***
1877г.
Россия Османской империи войну объявила.
Турция сокрушительное поражение понесла.
Этим государственную независимость предопределила:
Болгарии, Сербии, Румынии, Черногории свободу дала!
***
Реформы  царя  предпосылки для развития России  открыли.
Активная часть общества жизнью страны интересоваться стала.
Обратной стороной реформ социальные противоречия были,
Мысль о свободе  дух  революционного движения подняла!

В годы его царствования революционные идеи развиваются,
Такого поворота вершители судеб не предвидели.
Студенты в различные кружки и союзы объединяются:
Освобождение России в уничтожении царя  они видели!
***
На жизнь императора шесть покушений совершено.
Седьмое причиной  кровавой гибели стало.
От первой пули в Летнем саду крестьянину спасти дано,
В Париже деятелю  польского движения что-то помешало!

Александр Соловьёв промахнулся, пытаясь стрелять.
Организация « Народная воля» цареубийство готовила.
Народовольцы  хотели  царский поезд взорвать,
Но обычные случайности этого не позволили!

Взрыв в Зимнем дворце принять строгие меры заставил.
Для борьбы с террористами Верховная комиссия образована.
Лорис - Меликов надёжную охрану беречь царя поставил:
Каждому, в случае чего, участь растолкована!

Но участь есть участь, лично каждому дана.
В Петербурге, на Екатерининском канале царь взят на прицел.
Взрывом бомбы царская карета повреждена,
Ранены охранники, прохожие, но Александр Второй уцелел!

Тогда Гриневицкий бросил бомбу под ноги, когда подошёл,
Через несколько часов Александр в Зимнем дворце скончался.
В Петропавловском соборе Петербурга приют нашёл.
На месте гибели царя храм Спас-на-Крови обосновался!
***
Перед самой кончиной во второй брак вступил,
Княжну Екатерину Долгорукову в жёны взял.
Старший сын Николай до титула императора не дожил.
Второй сын  царя – Александр Третий престол принял!
***
В семье похождениями и новым браком авторитет подорвал.
Кроме восьмерых официальных детей, четверых прижил,
Которых в морганатическом браке  своими признал.
Остальным внебрачным детям отцом совсем не был!
***
Александр Второй в историю  освободителем  вошёл,
Миллионы крестьян от многовекового рабства освободил.
Систему самоуправления в городские думы и управы ввёл,
Болгарский народ за освобождение Болгарии его не забыл!

Им успешно и уверенно имперская политика проведена,
В его правление в Кавказской войне победа одержана,
Политика покорения  Средней Азии завершена,
Турция победоносной российской армией повержена!

К реформам Александра Второго по – всякому относились.
Одни - называли «великими», другие отрицательно ценили.
Из крестьянской реформы искры будущих революций появились,
Которые со временем историю России  сильно изменили!
***