Его язык - трость скорописца

Александр Азовский
(1769 – 1844)

 13 февраля 1769 года появился на Божий свет Иван Андреевич Крылов, который вслед за древними псалмопевцами мог полноправно заявить: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой – трость скорописца» (Пс. 44:2). Точнее – баснописца. Но не только. Об этом – ниже.

 Он был флегматиком и вследствие этого склонялся к малоподвижному образу жизни. Отличаясь ленью, беспечностью и склонностью к созерцанию общественных пороков, которые он беспощадно высмеивал, в то же время Крылов выделялся настойчивым стремлением любое дело доводить до конца. Его целеустремлённость стяжала ему репутацию мудрого человека.
 Как и многие другие выдающиеся поэты, Крылов обратился к переложению псалмов. В 1795 году его заинтересовал псалом 17:

 К Тебе, мой Бог, великий, вечный,
 Желанья все мои парят,
 Сквозь тьму и бездны бесконечны,
 Где миллионы звёзд горят...
 Болезни взор мой напрягали;
 Земля разверзлась подо мной;
 Как сонм стеснённых туч печали
 Носились над моей главой.
 Переставало сердце биться,
 Потёк по жилам смерти хлад,
 Уже ногой ступил я в ад,
 Но вспомнил к Богу обратиться. –
 Сквозь небеса проник мой вздох,
 И мой меня услышал Бог.

 В 1796 году, перекладывая псалом 37-й, Крылов пишет:

 ...И я к Тебе, надежды полный,
 Свой простираю томный глас.
 Смири страстей свирепых волны,
 В которых духом я погряз!
 Мои велики преступленья:
 Их сердцу страшно исчисленье, –
 Но в Судии я зрю Отца.
 Мой страшен грех, но он конечен, –
 А Ты мой Бог, Ты силен, вечен.
 Твоим щедротам нет конца.

 Несколько позже, касаясь тех, кто имеет право обитать с Богом в соответствии с текстом 14-го Псалма, Крылов характеризует такого человека:

 Кто на друзей сетей не ставит,
 Не соплетает злых клевет;
 Боящихся кто Бога славит,
 За благо злом не воздает!

 Касаясь сюжета 51-го Псалма, поэт восклицает:

 Чем хвалишься во злобе, сильный,
 Что мочен наносить ты вред?
 Глагол твой, лестию обильный,
 Как ядом растворённый мед;
 Язык твой – бритва изощренна;
 В груди кипит всех злоб геенна.

 Те же мотивы звучат в переложении псалмов 71, 87, 93, 96-ом. Так в псалме 93 поэт обличает безумцев, игнорирующих Божье правосудие:

 Так, проливая крови реки,
 Заграбя мир себе в удел,
 Твердят они на грудах тел:
 Господь не видит наших дел
 И не познает их вовеки.

 Безумец! где твой ум и слух?
 Стряхни невежество глубоко,
 Скажи, хоть раз взнесясь высоко:
 Уже ли слеп Создавший око,
 И Сотворивший ухо – глух?

 И, наконец, в Псалме 96-ом Крылов подводит итог своим теологическим размышлениям:

 В Нём правым жизнь; в Нём чистым свет –
 И вне Его спасенья нет.

 Крылов считался выдающимся лирическим поэтом, ничуть не уступающим Державину.
 И этот человек, в молодости увлекающийся азартными играми, к примеру, картами, а позже и чревоугодием, стал всё же выдающимся баснописцем. Обратившись к басенному жанру, он весьма преуспел в нём. Причём его басни были вдохновлены историческими событиями. Например, в басне “Волк на псарне” Крылов изобразил Наполеона. В басне “Квартет” раскритиковал Государственный совет России, состоящий из четырёх департаментов, пересаживающихся с места на место.
 Евгений Евтушенко в стихотворении «Дедушка Крылов» говорит об актуальности басен знаменитого баснописца во все времена:

 Мы – войны гражданской внуки.
 Сколько раз, идя ко дну,
 Раку, лебедю и щуке
 Доверяли мы страну.
 Хитроватый, вороватый,
 Наш квартет был щуковатый.
 На мартышку косолапый
 Чуть ворчал: «Скромнее хапай».
 Поворотистый осел
 То министр был, то посол.
 Нащипались там козлы
 Государственной казны.
 Но какие еще звери
 Проломают к власти двери?
 Саблезубый слышен рев…
 Где ты, дедушка Крылов?
 Нас ты баснями не спас.
 От кого? Да нас от нас.

 Говорят, что его смерть наступила вследствие объедения вкусно приготовленными рябчиками. В 1844 году он умер с молитвой: “Господи, прости мне все согрешения мои”. Таково свидетельство близко знавшего его академика Лобанова.
 В одном из его сочинений “Воля Провидения” есть такой вывод:

 Не так ли дерзко человек
 О воле судит Провиденья
 В безумной слепоте своей,
 Не ведая Его ни целей, ни путей?

 А в известной басне “Сочинитель и разбойник” он говорит о высокой моральной ответственности за слово, особенно, печатное. Безбожные произведения, сеющие безверие и укореняющие разврат, по мнению баснописца, куда хуже разбойных действий, влекут за собой трагедию в настоящей жизни и расплату за это в вечности. Некоторым нашим современным писателям и поэтам, к сожалению, не хватает подобной проницательности.
 И в заключение приведу свое юношеское стихотворение «Мудрость баснописца»:

 Входил он в царство вечное Любви,
 И прошептал последние пять слов:
 “Прости мне, Господи, грехи мои”, –
 Молился умирающий Крылов.

 Он при дворе имел высокий сан.
 Как мастер поэтической строки,
 Он много мудрых басен написал,
 Бичующих пороки и грехи.

 И вот – пред смертью – он Творца молил,
 Осознавая, сколь коварно зло:
 “Прости мне, Господи, грехи мои…”, -
 Просил на грани вечности Крылов...