Самый длинный фронт

Илья Бестужев
Кому память, кому слава,
Кому – темная вода.
Ни приметы, ни следа…

А.В.Твардовский.

Полярные конвои – неисчерпаемая тема. Их описывали советские, российские, американские и британские писатели, про них писали песни и снимали фильмы. Несколько лет беспримерного подвига моряков военного и торгового флота, летчиков маленьких эскортных авианосцев, истребителей, докеров…. Радость от прихода в порт и ужас, который приходил вместе с ледяной водой и горящим топливом. Ужас, в котором моряки конвойных эсминцев давили винтами плавающих обожженных людей, а люди…. Благодарили их за это. За относительно легкую смерть, поскольку спасательные работы под атакой подводных лодок и самолетов – смерть и для спасателей…  Подвиг моряков советского лесовоза «Ижора», вступивших в неравный бой с линкором «Тирпиц». Тысячи, десятки тысяч страниц трагедий и героизма, боли и радости. В общем, эта летопись еще ждет своего часа. Хотя историю полярных конвоев трудно уложить в рамки короткого очерка, но тем не менее…. А между тем это был еще один из фронтов Великой Отечественной. Самый длинный фронт…
…Закончилась война, была написана и переписана её история. Страна гордилась защитниками Москвы и Ленинграда. Одессы и Севастополя, чтила участников Сталинградской и Курской битв, а вот на Севере… Здесь тоже были свои герои-защитники Заполярья: летчики, морские пехотинцы, подводники, катерники - многие участники тех событий были награждены медалью «За оборону Заполярья». Наконец, через 40 лет после завершения войны Мурманск стал городом-героем. Однако всё это время главный акцент делался именно на оборону Советского Заполярья, всё это как бы не имело прямого отношения к Полярным конвоям. Что же касается докеров Мурманска или Архангельска, всех тех. кто принимал грузы и отправлял их на фронт и в тыл, то о них, пожалуй, помнили только они сами. Да и о чём, собственно идёт речь? Во всех научных трудах и просто публикациях, посвященных истории Великой Отечественной, если и упоминалось о Полярных конвоях, то несколькими строчками, смысл которых сводился к следующему; поставки по ленд-лизу составляли всего 4% от советского промышленного производства, а значит, никакого существенного значения на исход борьбы на советско-германском фронте не имели. Конечно, нельзя идеализировать ни одну точку зрения, но почему не сравнивали, например, количество поставленных и сделанных заводах автомобилях или, скажем, корабельных радиоэлектронных средств наблюдения? Процент последних по отношению к отечественному производству практически равнялся 100. Подобная «убедительная статистика» и, вообще, столь микроскопическое освещение ленд-лиза и событий, связанных с Полярными конвоями, служили одной главной цели – выхолостить в памяти советских людей образ союзника, подавшего в труднейшие годы нашей истории руку дружбы и помощи. Этого требовала логика другой войны – «холодной». И, к сожалению, это в основном удалось. Вот такая трагическая судьба Памяти о Полярных конвоях.
Жертвами трагедии Памяти Полярных конвоев стали не только советские люди, многих из которых просто лишили их героического военного прошлого. К ним можно отнести и тысячи иностранных моряков, тех, кто, смертельно рискуя, доставлял так необходимую нам помощь.
Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз как никогда остро нуждался в помощи. И такая помощь пришла. Перед лицом смертельной угрозы как Великобритании, так и Советскому Союзу, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин, при активнейшем участии Франклина Делано Рузвельта, смогли прийти к соглашению. …После того, как Гитлер напал на Советский Союз, президент США Франклин Рузвельт предложил Иосифу Сталину военную помощь. Соединенные Штаты тогда еще не находились в состоянии войны с Третьим рейхом, но оказывали поддержку всем странам, воюющим с нацистами. Например, Великобритании.
Ближайший соратник Рузвельта и Государственный Секретарь САСШ Гарри Гопкинс прибыл в Москву и вечером 28 июля 1941 года в Кремле передал личное послание Рузвельта Сталину. Стороны договорились о начале поставок и определили путь, по которому помощь должна была поступать.
Однако организовать конвои предложил именно Черчилль, сделав это после начала операции «Барбаросса». Черчилль пообещал снабжать Сталина «во что бы то ни стало», зная, что, если падет Россия, Германия всей своей военной мощью обрушится на Запад. В документах военного кабинета, хранящихся сегодня в национальных архивах, написано о необходимости «направлять в Россию максимум того, что страна может себе позволить». «Мы должны снабжать ее боеприпасами столько, сколько можем, на пределе наших возможностей. Согласиться на меньшее – значит увеличить опасность заключения Россией сепаратного мира».
В начале войны поставки или главным образом из Великобритании. Однако же почти всё, что поступало в СССР с Британских островов, попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе.
Ленд-лиз – это система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров странам – союзникам по антигитлеровской коалиции в годы 2-й мировой войны 1939-1945гг. Закон о ленд-лизе был утвержден Конгрессом США 11 марта 1941г. Закон предоставлял президенту США полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы, или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если её оборона против агрессии жизненно важна для обороны США. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после её окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.
Однако, помимо поставок по ленд-лизу, существовали категории снаряжения и оборудования, за которые Советский Союз расплачивался золотом. Причем оплата считалась не по факту отгрузки слитков, а по факту их приемки. Так, одной из горьких страниц стала гибель британского крейсера «Эдинбург». 28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.
Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.
30 апреля командир подводной лодки U-456 капитан-лейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна – в центральную часть корпуса, другая – в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские – "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.
Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".
Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом – глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался на плаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".
Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.
Золото «Эдинбурга» было поднято много лет спустя, в два приема, в 1981 и 1986 годах. Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам дал следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз – 2257,5 кг и Великобритания – 752.5 кг.
…Но вернемся к началу саги о полярных конвоях. 28 октября 1941г. Ф.Рузвельт подписал билль о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз. А еще раньше, 1 октября был подписан Первый Протокол о снабжении Советского Союза до конца 1942г.
Здесь уже уместно обратить внимание не на материальную, а на моральную сторону вопроса; германские войска стоят менее, чем в полусотне километров от Кремля; потеряна территория, соизмеримая со всеми порабощенными странами Европы; потеряна производственная база, ранее обеспечивавшая выработку 50% проката, добычу 60% угля, производство 38% зерна и 84% сахара. И в это время заключается договор, рассчитанный на целых 9 месяцев, как будто у Союзников нет и тени сомнения на чьей стороне будет победа!
Не вызывает сомнения, что в валовом объеме промышленного производства СССР импортные поставки по Московскому Протоколу составили мизерную часть. Однако по отдельным, как правило, самым необходимым для страны видам вооружения, сырья и материалов их доля была весьма велика. Поставленные союзниками танки составили 96% танков, выпущенных в СССР за первые полгода войны; самолеты – соответственно – 34% автоматы – 93%. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Не случайно поэтому военные поставки в общем объеме ввезенных в Советский союз грузов составляли лишь пятую часть. Остальной тоннаж был занят продовольствием, цветными металлами, химическими веществами, нефтепродуктами, промышленным оборудованием – тем, что в первую очередь требовалось для организации собственного производства.
Ленд-лизовские поставки серьезно поддержали советскую оборонную промышленность именно в то время, когда значительная её часть находилась либо «на колесах», либо на этапе освоения мощностей. Союзнические поставки позволили заполнить «бреши» в производстве и стать связующим звеном в разорванных хозяйственных связях.
Американские и английские автомобили повысили мобильность Красной Армии, а ленд-лизовское продовольствие обеспечило боеспособность более 5 миллионов солдат в течение всего периода действия Первого Протокола. Значительная часть оружия была использована для создания резервных соединений, которые оставались неприкосновенными даже в критические моменты Московского сражения. Ставка придерживала их для нанесения самого главного удара.
Как только стало очевидным, что вскоре в Советский Союз начнут поступать грузы из Великобритании и США, сразу встал вопрос о маршрутах их доставки. Самый близкий и безопасный путь из Америки в СССР летом и осенью 1941г. пролегал через Тихий океан. Но, во-первых, из 5 крупнейших советских тихоокеанских портов только Владивосток имел железнодорожное сообщение с фронтом, во-вторых, грузы из Приморья на недели застревали на Транссибирской Магистрали. Тем не менее, «тихоокеанский маршрут» функционировал всю войну и по нему в Советский Союз доставили 47% импортных грузов.
Другой маршрут пролегал через Персидский залив и Иран. Но он смог начать функционировать только в середине 1942г. Впоследствии, когда решили все технические и организационные проблемы, этот маршрут принял на себя 23,8 % всех поставок союзников. Однако это было потом, а помощь требовалась уже осенью 1941г.
Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10-14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря.
Сам маршрут от Британских островов Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились германские базы ВВС и ВМС, и такими образом на всем своем протяжении находился пол непрерывным воздействием сил флота и авиации противника.
Тем не менее в решающий для нашей страны период 1941-1942гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.
Конвойная тактика возникла еще в эпоху Великих географических открытий, когда корабли перевозящие богатую колониальную добычу объединялись в эскадры для защиты от пиратов. События Первой мировой войны совершенно неожиданно возродили данный прем, теперь – для противодействия подводным лодкам.
К началу Великой Отечественной войны был накоплен определенный опыт проводки трансатлантических конвоев, сложилась определенная система охранения. Таким образом, арктические конвои, идущие в Россию, формировались с учётом сложившейся практики и являлись неотъемлемой частью системы союзных конвоев.
Доставка грузов осуществлялась в основном английскими и американскими судами, охранение и прикрытие конвоев возлагались на английский флот. Иногда в этом принимали участие корабли ВМФ США. В прикрытии союзных конвоев широко использовались силы Северного флота. В его задачи входила защита внешней коммуникации между меридианом 200 восточной долготы (острова Медвежий-Тромсе) и портами Мурманск и Архангельск. Этот восточный участок пути проходил в непосредственной близости к германским базам и аэродромом в Северной Норвегии и поэтому был наиболее опасным.
Принципиальная схема проводки Северным флотом союзных конвоев, направлявшихся в Мурманск и Архангельск, сводилась к следующему. С получением сведений о выходе союзного конвоя из Аглии или Исландии штаб флота приступал к развертыванию выделенных сил. Первой вылетала разведывательная авиация с задачей обеспечить конвой разведданными и гидрометеорологическими сведениями. Воздушная разведка велась в двух направлениях: вдоль северного побережья Норвегии и в сторону моря до острова Медвежий включительно. Полученные данные о передвижении сил флота противника и дислокации его авиации, о состоянии погоды и границах льда на трассе передавались через военную миссию союзников английскому адмиралтейству, которое на основании этих сведений окончательно определяло маршрут движения конвоя. Одновременно бомбардировщики и штурмовики СФ совместно с армейской авиацией наносили удары по вражеским аэродромам Северной Норвегии и Финляндии. На подходах к базам противника развертывались подводные лодки, которые должны были своевременно сообщать о выходе фашистских надводных кораблей в море и наносить по ним удары.
С прибытием конвоя к западным границам операционной зоны СФ для усиления противолодочной и противовоздушной обороны транспортов высылалось подкрепление эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей и тральщиков. С воздуха их прикрывала морская авиация: до 10 самолетов в светлое время суток непрерывно барражировали над конвоем. Одновременно на аэродромах находились в повышенной готовности ударные группы советских истребителей. На подходах к Кольскому заливу и горлу Белого моря усиливалась дозорная служба, противолодочные корабли и самолёты вели поиск фашистских ПЛ. В местах, где была высокая минная опасность, производилось контрольное траление фарватеров и поиск плавающих мин организовывалось и соответствующее навигационное обеспечение перехода конвоев, а в зимних условиях – проводка транспортов за ледоколами в Белое море.
Судя по всей сложности организации и по напряженности задействования всех сил флота проводку каждого союзного конвоя можно сравнить с полномасштабной операцией на сухопутном фронте.
Союзные конвои формировались в Шотландии в бухте Лох-Ю, затем они следовали к Исландии, где в районе Рейкьявика эскортные корабли пополняли запасы топлива, далее каждый конвой шел на восток настолько севернее Норвегии, насколько позволяла кромка льда. Южнее конвоя (между конвоем и норвежским берегом) развертывался отряд ближнего прикрытия, состоящих из крупных кораблей.
Первый конвой из Англии в СССР вышел 21 августа 1941г. Он состоял из 6 английских и 1 советского транспорта в охранении 2 эсминцев и 7 тральщиков. Вначале первый конвой получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». Но впоследствии, когда конвоям. Идущим в Советский Союз присвоили литерное обозначение РQ. Тот первый в документах стал именоваться PQ-О.
Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). Обратные конвои обозначались QP. С декабря 1942г. конвои обозначались соответственно YW и RA.
31 августа 1941г. конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением британско-советского военного сотрудничества. Дело в том, что на причалы Архангельского порта, наряду вместе с грузовиками, минами, бомбами, каучуком, шерстью выгрузили большие деревянные ящики, в которых находились британские истребители «Харрикейн».
До конца 1941г. было проведено в обоих направлениях ещё 10 конвоев. Сложившаяся в 1941г. на внешних коммуникациях обстановка не вызывала беспокойства за судьбу внешних конвоев.
Германский план «Барбаросса» планировал разгром Советского Союза скоротечной компании в основном силами сухопутных войск и авиации. Поэтому германский ВМФ также не рассматривал Заполярье как район возможного приложения своих усилий. Немцы не предпринимали никаких мер по нарушению внешних коммуникаций и потерь в конвоях не было.
1942г. для Полярных конвоев был во многом не похож на предыдущий, ощущалось всё возрастающее воздействие противника…
Поскольку Гитлер не верил, что немецкий флот может достичь решающих целей войны на Западе против Англии, он решил использовать ядро крупных надводных кораблей, значительные силы подводного флота и авиации для достижения победы на Востоке. Для того, что прервать морские сообщения между Советским Союзом и Англией, а также, чтобы предотвратить возможную высадку десанта в Северную Норвегию.
В январе-феврале 1942г. в район Тронхейма были перебазированы линейный корабль «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», 5 эсминцев и 14 подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, старожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Численность 5-го воздушного флота Германии, базировавшегося в Норвегии и Финляндии, к весне 1942 года увеличилась до 500 самолетов. С апреля 1942г. немецкая авиация приступила к массированным налетам на Мурманск.
Первое судно на трассе Полярных конвоев было потеряно 7 января 1942г. Им оказался английский пароход «Вазиристан», шедший в составе конвоя РQ–7.
Первая крупная акция гитлеровцев против союзных конвоев была проведена в марте 1942г. (Кодовое наименование «Шпортпалас»). На перехват конвоя QP-8 вышли линкор «Тирпиц» в охранении 3 эсминцев и подводных лодок. В результате этой операции был потоплен отставший от конвоя лесовоз «Ижора».
Если до этого времени СФ обеспечивал движение внешних конвоев в порядке повседневной боевой деятельности, то начиная со следующего конвоя (РQ–13) для обеспечения двух очередных конвоев (приходящего в СССР и уходящего в Англию) СФ стал проводить операцию, в которых участвовали почти все силы флота: эсминцы и сторожевые корабли усиливали непосредственное охранение конвоя; авиация наносила бомбовые удары по аэродромам и базам; прикрывала конвои при приближении их на расстоянии 150-200 миль к берегу и осуществляла противовоздушную оборону баз и стоянок судов; тральщики, сторожевые корабли и катера поддерживали прибрежные районы и рейды в безопасности от мин и подводных лодок. Все эти силы развертывались на восточном участке маршрута движения конвоев протяженностью до 1000 миль.
Но обстановка усложнялась и из 75 судов 4 конвоев, вышедших из Великобритании, Исландии и Советского Союза в апреле было потоплено 9: QР-10 – 4 судна, РQ-14 – 1 судно, РQ-15 – 3 судна. Конвой РQ-13, пришедший в Мурманск 30 марта, потерял 5 судов.
В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили (“добивали”). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан ещё в 1 мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.
В целом обеспечение конвоев от ударов крупных подводных сил было достаточно надежным, однако воздушное прикрытие оказалось слабым.
К лету 1942г. морской путь севернее Нордкапа стал более опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе 2 линкоров, 2 крейсеров, и 6 эсминцев. Оно усилило флот Великобритании, обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом.
Потери на северных трассах служили поводом для задержки отправки важнейших в те критические для СССР дни военных грузов. Перед выходом конвоя РQ-16 первый морской лорд Адмиралтейства Д.Паунд уже без стеснения заявлял: “Эти конвои в Россию становятся постоянно висящим на нашей шее камнем.”
В конце мая 1942г. на переходе из Исландии в СССР находился конвой РQ- 16. В течение 6 дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок. Теплоход “Старый большевик”, следует на Родину в составе этого конвоя, перевозил в трюмах взрывчатые вещества. 27 мая после попадания бомбы на судне начался сильный пожар, который удалось ликвидировать лишь через 8 часов. Справившись с огнем, “Старый большевик” догнал конвой и занял в нем свое место. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: “Разрешите передать Вам моё личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода “Старый большевик”.
28 мая к конвою присоеденились эсминцы “Грозный”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев”. В зоне СФ конвой потерь не имел.
30 мая в воздушном бою над конвоем, сбив три Ю-88, погиб один из прославленных летчиков - командир авиаполка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф.Сафонов.
В целом обстановка вокруг северных конвоев. включая РQ-16, летом 1942г. сложилась более чем кризисная. Все висело «на волоске». Но этот волосок Германии разорвать не удалось.
Разрабатывая планы летнего наступления на Востоке в 1942г. Главное военное командование Германии ставило флоту на Севере задачу срыва англо-американской помощи СССР. К выходу очередного конвоя немецко-фашистское командование разработало крупнейшую за 2 мировую войну противоконвойную операцию. 15 июня 1942г. план операции, получивший название “Ход конем” (“Рёссельшпрунг”) был утвержден окончательно.
Водоразделом, самым глубоким кризисом Полярных конвоев стал РQ-17, ставший самым трагическим конвоем 2-й мировой войны. Тайна трагедии РQ-17 так и не раскрыта до конца.
В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц», и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.
События обрели роковую неотвратимость, когда 27 июня 1942г. из Хваль-фьорда в Исландии вышли 36 (37) транспортов (в том числе советские танкеры “Азербайджан” и “Донбасс”) и три спасательных судна. Два транспорта вскоре вернулись из-за повреждений. Эскорт включал английские корабли 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 7 тральщиков. Коммодор конвоя – Даудинг.
Командир кораблей эскорта – капитан 3 ранга Брум. Южнее конвоя шёл отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эсминцев (конт-адмирал Гамильтон). В восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров: ”Дьюк оф Йорк и “Вашингтон”, авианосца “Викториес”, 2 крейсеров, 14 эсминцев (адмирал Тови). К 29 июня у побережья Северной Норвегии были развернуты подводные лодки СФ К-2, К-21, К-22, Щ-403 и девять английских. На аэродромах Кольского полуострова были подготовлены к действиям 116 самолетов. Таким образом, обеспечение конвоя надводными силами было достаточно надёжным на случай встречи с эскадрой противника.
Для разгрома конвоя немецко-фашистское командование подготовило 108 бомбардировщиков, 30 пикирующих бомбардировщиков и 57 торпедоносцев. Против конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Две боевые группы надводных кораблей находились в Тронхейме (линкор “Тирпиц”, тяжелый крейсер “Адмирал Хиппер”. 4 эсминца), и в Нарвике (тяжелые крейсера “Адмирал Шеер”,”Лютцов”. 6 эсминцев). Использовать крупные надводные корабли для атаки конвоев Гитлер разрешил лишь при условии, если поблизости не будет английских авианосцев.
1 июля воздушная разведка противника обнаружила конвой РQ-17 в Норвежском море. В течение первых 4-х дней конвой успешно отражал атаки самолетов и подводных лодок, хотя были потоплены 3 транспорта. Примерно в тоже время при развертывании из Нарвика в Альтен-фьорд наскочили на камни и получили повреждения тяжелый крейсер “Лютцов” и 3 эсминца. Казалось, что операция “Ход конем” не удалась.
Утром 4 июля союзному командованию стало известно о предстоящим развертывании надводной группировки сил противника. В том числе линкора “Тирпиц”. Первым морским лордом адмиралом Д.Паундом было принято решение о рассредотачивании конвоя. И напрасно офицеры британского морского штаба пытались акцентировать внимание Паунда на том, что подтверждающих данных о выходе группировки “Тирпица” еще нет. Адмирал был непреклонен.
4 июля в 22ч 30 минут по приказу английского адмиралтейства эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия, транспорты рассредоточены. Чтобы самостоятельно следовать в советские порты.
5 июля около 11 часов немецкая эскадра (линкор “Тирпиц”, тяжелые крейсера “АдмиралХиппер”, “Адмирал Шеер, семь эсминцев и два миноносца) вышла в море. Вскоре в районе к северу от Гаммерфеста подводная лодка К-21 (капитан 2 ранга Н.А.Лунин) обнаружила её. Атаковала торпедами линкор и донесла об этом командованию. В тот же день эскадра была обнаружена самолетом и подводной лодкой англичан которые также донесли о её появлении. Перехватив эти радиограммы, немецкое командование приказало эскадре вернуться в Альтен-фьорд.
Конвой РQ-17 оказался без защиты за сотни миль от советских берегов. Случилось это на траверзе мыса Нордкап. В самом близком месте к аэродромам и военно-морским базам противника в Норвегии. Более выгодных условий для истребления транспортов создать было невозможно. Для гитлеровских самолетов – торпедоносцев и субмарин Арктика стала гигантским тиром.
5-10 июля в северо-восточной части Баренцева моря было потоплено 20 транспортов и спасательное судно. Одни суда горели, другие тонули, а некоторые, поврежденные и покинутые командами, расстреливались своими же кораблями эскорта. Эфир был насыщен призывами о помощи. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.
Со стороны СФ потребовались энергичные и обширные мероприятия по поиску и оказанию помощи транспортам. С 6 по 12 июля только с одного аэродрома восточной части Кольского полуострова было произведено 329 самолето-вылетов для прикрытия судов и их поиска . Эсминцы “Гремящий”, “Грозный”, “Сокрушительный”, “Куйбышев” и “Урицкий” производили поиск и эскортирование отдельно следующих транспортов. Для этих целей были посланы также тральщики и спасательные суда. Но все эти меры уже не могли исправить положения. 28 июля в Архангельск пришёл последний транспорт конвоя РQ-17 – “Уинстон Сэйлем”.
Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, погибли 23. На потопленных судах погибло 153 человека. Советскими кораблями и судами было спасено около 300 английских и советских моряков. В море было потеряно 3350 автомашин, 430 танков. 210 самолетов и около 100 тысяч тонн грузов.
После катастрофы с конвоем РQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Лишь под давлением советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой РQ-18. В его составе было 40 судов. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Условия перехода конвоя РQ-18 во многом были схожи с предыдущим, но на этот раз корабли эскорта и все силы обеспечения союзников приняли бой. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов.
17 и 18 сентября к конвою присоединились советские эсминцы “Гремящий”, “Сокрушительный”, “Куйбышев”. “Урицкий”. Всего из состава конвоя РQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов. Подводным лодкам – 3 транспорта. В зоне Северного флота потоплен лишь 1 транспорт. Фашистский флот и авиация получили должный отпор – были потоплены 4 лодки и сбит 41 самолет.
В результате боев при переходе конвоев РQ-18 и QР-14 потери с обеих сторон были велики, но всем стало ясно, что при сильном охранении и достаточных мерах обеспечения немцы не смогут прервать на Севере пути сообщения между Советским Союзом и Англией.
Однако союзники опять отказались посылать конвои до наступления полярной ночи.
В октябре-ноябре 1942г. по предложению советского командования была испытана система движения одиночных транспортов (“капельные перевозки”). Однако плавание одиночных судов союзники считали малоэффективным, и в дальнейшем от него отказались.
С наступлением полярной ночи, зимней штормовой погоды возобновилось движение конвоев в Советский союз. Первый конвой в середине декабря прошел незамеченным противником. Второй был атакован двумя тяжелыми крейсерами и 6 эсминцами. К транспортам они не пробились. Обе стороны потеряли по эсминцу, а потерь в транспортах не было.
Узнав об этой неудаче надводного флота, Гитлер пришел в ярость и потребовал сдать большие корабли на слом, а их орудия использовать для береговой обороны. Гросс-адмирала Редера сменил адмирал Дениц. Этим эпизодом завершился крах германской военно-морской теории о нарушении коммуникаций с помощью крупных надводных кораблей.
Особое значение для обороны страны приобрел Северный морской путь, обеспечивающий связь между Заполярьем и Дальним Востоком. По этой трассе в годы войны перевозилось стратегическое сырье, промышленное оборудование, военные грузы и продовольствие, осуществлялся перевод боевых кораблей с Тихоокеанского на Северный морской театр.
Значительные перевозки осуществлялись также в пределах Белого моря.
Перевозками на Севере ведал начальник Главсевморпути И.Д.Папанин, являвшийся уполномоченным Государственного Комитета обороны. Ими в известной мере занимался и Военный совет Северного флота. Однако четкого разграничения функций между ними в этой области не было, и этой порой приводило к несогласованным действиям, затруднявшим решение Северным флотом задач по обеспечению перевозок в Арктике.
Немало трудностей возникло также в связи с большой протяженностью коммуникаций, слабым оборудованием театра, сложностью гидрологического режима северных морей и суровыми климатическими условиями Заполярья. К тому же заметно сказывалось отсутствие опыта использования разнородных сил флота в условиях Арктики.
Первый арктический конвой в составе семи транспортов вышел из Архангельска 10 июля 1941г. Транспорты следовали под охраной СКР№ 22, который сопровождал их до острова Колгуев, где начинался лёд. Дальше на восток они пошли самостоятельно без охранения.
5 августа 1941г. в охранении двух сторожевых кораблей и тральщика из Архангельска в Арктику было проведено 9 транспортов, 2 ледокольных парохода и 2 мотобота. Это был самый крупный конвой. В последующем в начале и по окончанию арктической навигации силами Северного флота и Беломорской военной флотилии проводились так называемые конвойные операции по вводу и выводу в Арктику и из Арктики ледоколов. Первая такая операция была проведена с 18 октября по 27 декабря 1941г. В конвоировании судов принимали участие эсминцы «Урицкий» и « Валериан Куйбышев», семь сторожевых кораблей и десять тральщиков. За время проведения конвойной операции этими силами в Архангельск было проведено 34 транспорта, 5 ледокольных судов, 2 вспомогательных судна и 6 мотоботов.
В связи с предстоящим прибытием с Тихоокеанского флота для усиления Северного флота экспедиции особого назначения в составе лидера «Баку» и эсминцем «Разумный» и «Разъяренный», немецкое командование решило нанести удар по нашим арктическим коммуникациям и портам. В операции, получившей кодовое название « Вундерланд» («Страна чудес»), приняли участие тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и пять подводных лодок 16 августа 1942г. «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика. Обогнув с севера Новую Землю, рейдер проник в Карское море. На борту крейсера имелся гидросамолет «Арадо», совершивший с 19 по 24 августа 11 разведывательных полетов. 24 августа немецкий гидросамолет был обнаружен нашими полярниками с острова Рейберга, однако их донесение не получило должной оценки ни в штабе флота, ни в штабе БВФ. В этот же день немецкая подводная лодка на подходах к Диксону потопила транспорт «Куйбышев». Судно погибло со всем экипажем. В ночь на 25 августа во время очередного разведывательного полета немецкий самолет разбился. Для «Адмирала Шеера» это была тяжелая утрата. Днем с крейсера обнаружили советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который шел на Северную Землю с имуществом для полярников. Фашистский корабль поднял американский флаг и потребовал сообщить ледовую обстановку в проливе Вилькицкого и место нахождения конвоя. Но командир «Александра Сибирякова» распознал крейсер и открытым текстом передал радиограмму на Диксон о встрече с немецким рейдером. Неравный бой длился около 20 минут.
После гибели «Александра Сибирякова» «Адмирал Шеер» предпринял попытку пройти в пролив Вилькицкого, где в это время находился следовавший с Дальнего Востока конвой, но из-за тяжелой ледовой обстановки от этого плана немцы отказались и взяли курс к порту Диксон. Но, не рискуя продолжать рейдерство в Карском море. 29 августа «Адмирал Шеер» покинул район и 30 августа вернулся в Нарвик.
В арктическую навигацию 1944г. объем перевозок увеличился. В Карском море движение судов стало более оживленным. С началом навигации в Арктику было переведено две трети всех кораблей БВФ. Вместе с конвоями в составе их охранения приходили и другие корабли, увеличивая общее количество кораблей на период движения конвоев.
В отличие от 1943г. когда к востоку от Диксона допускалось плавание одиночных судов без охранения в 1944г. плавание судов в Карском море проводилось только в конвоях. Для обеспечения перехода судов с наиболее ценными грузами и конвоев организовывались в каждом случае отдельные операции. На время проведения операции БВФ значительно усиливалась эсминцами, тральщиками и самолетами Северного флота.
В октябре-ноябре 1944г. была проведена операция по выводу ледоколов из Арктики (АБ-15), необходимых для обеспечения плавания в Белом море. В Карском море в охранении 4 ледоколов находилось 12 боевых кораблей. На переходе они одиннадцать раз обнаруживали и атаковали вражеские подводные лодки.
От Карских Ворот число кораблей увеличилось до 21. Охранение сстояло из внешнего и внутреннего кольца. Конвой совершил переход без потерь.
Да, внутренние конвои были гораздо безопаснее чем внешние. Но и здесь случались страшные трагедии. Свидетельство этому и гибель «Александра Сибирякова», о которой говорилось ранее, и гибель транспорта «Марина Раскова» в августе 1944г. немецкая ПЛ И-365, используя новое оружие, атаковала конвой БД-5 и последовательно потопила транспорт «Марина Раскова» и тральщики Т-114 и Т-118. В результате катастрофы погиб один из крупнейших грузовых пароходов Северного государственного морского пароходства (9083 брт), два новых ТЩ, 2978 пассажиров, членов экипажа парохода и военных моряков и 6600 тонн ценнейшего груза.
В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944г. был потоплен только один транспорт. Но после этого случая число кораблей охранения была такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. БВФ совместно с кораблями СФ успешно решила задачу по защите арктических морских сообщений.
За годы войны силами Северного флота было перевезено более 1 млн. человек и свыше 1,6 млн.тонн грузов. В том числе 88 самолетов, 380 танков, 13566 автомобилей. Около 4000 орудий и т.д.
Подсчитано, что на внутренних морских коммуникациях в 1471 конвое силами Северного флота было переведено 2568 транспортов и 3617 военных кораблей. Без корабельного охранения суда совершили более 600 рейсов.
1943г. стал переломным в войне. Для Вермахта он характеризовался вынужденным переходом от активного наступления к стратегической обороне. Стратегическая инициатива переходит в руки союзников, которые удерживают её до конца войны.
В январе и феврале 1943г. на Севере прошло несколько конвоев с сильным охранением.
С февраля по ноябрь 1943г. в советские порты не пришло ни одного конвоя – слишком велик был ещё синдром РQ-17. И это при том, что за всю зиму Полярные конвои, шедшие в Советский союз не потеряли ни одного транспорта. Правда, обратные конвои потеряли 6 судов, потопленных подводными лодками. Но это 6 из 83 транспортов.
Борьба за завоевание господства в воздухе к концу 1943г. закончилась полной победой военно-воздушных сил Северного флота.
Условия действий для немецких подводных лодок стали намного сложнее и в связи с увеличением числа противолодочных самолетов и кораблей, вооруженных гидроакустическими приборами. Самыми надёжными кораблями для охранения конвоев, и в частности, для борьбы с подводными лодками, были эскадренные миноносцы. После перехода Севморпутем из состава Тихоокеанского флота лидера “Баку” и эсминцев “Разумный” и “Разъяренный” в сотаве СФ была сформирована бригада миноносцев (первый командир – капитан 1 ранга П.И.Колчин). Все корабли вскоре были оборудованы новой гидроакустической аппаратурой и успешно вели борьбу с подводными лодками.
В конце декабря 1943г. немецкий линкор “Шарнхорст” пытался атаковать конвой YW- 55 В. 26 декабря он встретился с отрядом прикрытия конвоя, в составе которого был английский линкор «Дьюк оф Йорк». Зимнее море штормило, и маленькие эсминцы кидало так, что на "Шарнхорсте" попросили командование отослать эскадренные миноносцы на базу. Это была ошибка германских моряков. Нарушив радиомолчание и оставшись один, в условиях непогоды "Шарнхорст" вышел прямо на английские крейсера во главе с линкором "Дюк оф Йорк". В ходе трехчасового боя комендорам "Дюк оф Йорк" удалось повредить машинную установку немецкого линкора и затормозить его ход. После чего неподвижный "Шарнхорст" был расстрелян торпедами и затонул. Из почти двух тысяч человек экипажа удалось спастись только 36 матросам, которых подобрали английские моряки.
В распоряжении немецкого командования в Северной Норвегии оставался один крупный корабль-поврежденный «Тирпиц». В ноябре 1944г. он был потоплен английской авиацией.
Таким образом, опасность на Севере для конвоев со стороны надводных кораблей резко уменьшилась. Однако, если удары германской авиации ослабевали, то этого нельзя сказать о подводных лодках, количество которых в норвежских базах колебалось от 18 до 40. Они по-прежнему несли огромную опасность для Полярных конвоев вплоть до последней недели войны в Европе.
С февраля 1944г. английское адмиралтейство возвратилось к формированию крупных конвоев в СССР из 30-49 транспортов с одним – тремя эскортными авианосцами в охранении. В обороне конвоев вырос удельный вес кораблей и катеров флота вели предварительный поиск. В системе ПЛО значительно возросла роль флотской авиации.
С помощь союзников наращивался корабельный состав флота. В течение года флот получил по ленд-лизу 21 большой охотник, 44 торпедных катера, 31 сторожевой катер. По ленд-лизу от США Советский Союз получил 34 тральщика типа «АМ». Оснащенные акустическими и электромагнитными тралами, а также гидроакустической станцией, вооруженные реактивным бомбометом «Хеджехог», они качественно изменили тральные силы СФ.
В соответствии с решениями Тегеранской конференции в счет будущего раздела итальянского флота, в августе 1944г. советские экипажи привели на СФ старые боевые корабли союзников. Линкор «Архангельск» («Ройял Соверен»), 9 эсминцев типа «Жаркий» (типа «Ричмонд»), 4 подводные лодки типа «Урсула» («В») – от Великобритании, крейсер «Мурманск» («Милуоки») – от США. Приемка этих кораблей происходила в Англии в предместье Ньюкастла (Саутишльд).
В первой половине 1944г. противник 7 раз пытался воздействовать на внешние коммуникации, но без особых успехов. До 5 мая в обе стороны прошло 8 конвоев из 275 транспортов. Потери составили всего 4 транспорта и два эсминца. Гитлеровцы не смогли нанести союзным конвоям больших потерь. За весь год им удалось потопить 6 транспортов и 3 корабля охранения. Сами же они потеряли 13 подводных лодок.
Внешние конвои продолжали движение между английскими и советскими портами до 28 мая 1945г. Завершающая фаза кампании характеризуется возросшей активностью подводных лодок противника. Они стали действовать в районах, где уклонение от них было практически невозможно – на подходах к Кольскому заливу и прилегающих к нему районах.
…Службу на конвоях многие ветераны вспоминают как «ледяной ад». Летом – круглосуточно висящее над горизонтом солнце, сигнальщики до рези в глазах всматриваются в небо и в море, чтобы только углядеть перископ субмарины или пролетающий в звенящей высоте «Кондор». Тогда все ждали зимы, когда ночь могла бы укрыть хотя бы от немецких самолетов.
Зимой же конвои шли почти в полной темноте, а холод был такой, что кожа прилипала к металлу корабля, если кто-то касался его голыми руками.
Штормы с волнами высотой с гору, на гребень которых корабли взбирались как на американских горках. Ледяными волнами захлестывало палубы, и каждую свободную минуту вне зависимости от погоды приходилось скалывать лед с корпуса, поскольку  из-за него корабль мог перевернуться и пойти ко дну. А в воде человек погибал в считанные минуты. Четыре грузовых судна пошли ко дну исключительно  из-за плохой погоды. Рассказов о пожарах, ужасной гибели людей и случаях чудесного спасения существует великое множество. Некоторые истории повествуют о моряках, которым было в то время всего по 14 лет.
Даже когда не было боевых действий, жизнь с задраенными люками и иллюминаторами казалась весьма неуютной. «Жилые палубы воняли, там стояла вода, в которой плавал сушеный горох, мука и прочие вещи. И практически все на корабле курили», вспоминает один из ветеранов арктических конвоев.
Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. 56 транспортов погибли и 33 были вынуждены вернуться в порты отправления. В обратном направлении в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 затонули и восемь вернулись.
Всего были потеряны 85 транспортов, из них 69 - в 1942 году, и 16 боевых кораблей.
Погибли свыше трех тысяч моряков.
Арктические конвои привезли в СССР около 4,5 млн тонн грузов, в том числе около пяти тысяч танков и семи тысяч самолетов, или 29,2% общего объема союзной помощи. В поставках оружия на долю северного пути пришлось около половины.
Последняя немецкая подлодка была потоплена 29 апреля 1945 года. Последний конвой пришел в Архангельск 28 мая.
Год от года число ветеранов арктических конвоев уменьшается. Когда-то их было 17 тысяч, а сегодня осталось лишь около 200. Прошедших через ледяной ад и выживших в нем. И главной данью уважения со стороны нас, живущих, будет ПАМЯТЬ…