Ван Гог, Гоген, Сезан, Моне, Бодлер, Дега...

Егор Крупицын
ВАН  ГОГ, ГОГЕН, СЕЗАН, МОНЕ,
БОДЛЕР, ДЕГА, СИНЬЯК, МАНЕ,
СЁРА, МАТИСС, Анри  РУССО,
ТУЛУЗ-ЛОТРЕК – пока  что – всё …
23 декабря 2013 года – 125-летие отрезания уха Ван Гогом
__________________________________________________________
                Предуведомление
… В этот день 1888 года, как об этом неделей позже сообщила арльская газета
«Республиканский форум», «в половине двенадцатого ночи некий Винсент Ван Гог,
художник из Голландии, явился в дом терпимости № 1 и, спросив девицу Рашель,
вручил ей свое отрезанное ухо со словами: «Береги это как зеницу ока», после
чего исчез. Считают, что Ван Гог — человек неуравновешенный и склонный к
суициду (в 1890 году он таки застрелился) — поссорился со своим другом Полем
Гогеном, с которым вместе снимал дом. Разъяренный голландец набросился на
француза с бритвой. Тот увернулся и убежал ночевать в гостиницу. Тогда Ван Гог
в отчаянии полоснул себя по уху. Правда, эта история известна со слов Гогена,
и есть версия, что на самом деле это он отрезал ухо Ван Гогу. С таким
сенсационным заявлением выступила немецкий искусствовед Рита Вильдеганс.
Она утверждает, что Гоген, искусный фехтовальщик и задира, отрезал ухо Ван
Гогу в пьяной ссоре. Причиной ссоры был отказ последнего остаться в Арле.
Ван Гог собирался устроить в этом городе колонию свободных художников,
однако Гогену разонравилась идея, и он решил сбежать. Далее, по утверждению
Вильдеганс, между ними произошло столкновение, и Гоген отрезал Ван Гогу ухо.
После этого Поль рассказал полиции, что отрезанное ухо – дело рук самого
безумного художника, а затем неоднократно заявлял, что видел Ван Гога
бродящим по улицам Арля с бритвой в руке…
__________________________________________________________
                Посвящение
Поскольку  тему  Алкоголя  освещаю,
И   русским  письменным  упорно  я  вещаю,
Любителям   “Любителей   абсента”,
А   также   нелюбителям   абсента
И  цвета, вкуса, запаха  эссенции  абсентной,
А  также  лексики  вульгарной  и  обсценной,
Тем, кто  ни  с печенью, ни  с  мозгом  не  прощается,
Кому   за  это  мною   многое  прощается,
По  мере  сил  кто  в   жизни  просвещается,
С  надеждой, верой  и  любовью  посвящается…
__________________________________________________________
–  Интересно, а   что  пил  Моцарт? – А  что  ему  Сальери
наливал, то  и    пил …                М.А.Светлов*
___________________________________
А   сын эпохи  ГОГ  ВИНСЕНТ –                – 2 –
Тот не  АПСНЫ  пил, а  АБСЕНТ.*
И  с  ним  такое  происходит! –
Не  всякий  к  ГОГУ  в  гости  ходит.
               А  ПОЛЬ  ГОГЕН  ходил  к  ВАН  ГОГУ. *
               ПОЛЬ  был  католик, слава  Богу.
  И   трезв  с  утра. Хотя  не  брит,             
  И   БРЮТ  хотя. Да, галл – не  бритт!*
               ВАН  ГОГ  опять  пьёт,  на  диван
               Разлегшись. – Вам  удобно, ВАН?!
               Да,  было  дело в  пыльном   Арле:
               Глаза  безумны, ухо – в  марле:
               В  богеме, впрочем,  табу  редки
               ГОГЕН  допил  на  табуретке.
    На  ней,  нарезав   пармезану,
    Оставил  бритву  и – к  СЕЗАНУ!*
Гогена  трезвый   друг  СЕЗАН –          
Был   тоже  ПОЛЬ – любил   НАРЗАН.
Всё  ж  с   тёзкою  почёл  за  честь   
ПЕРЬЕ  он   БРЕНДИ   предпочесть.
Однажды  чуть  не  сбрендили
ПОЛЬ  с  ПОЛЕМ.  Уж  не  с  БРЕНДИ  ли?
               И  столь  эффект  был  одинаков,
               Что  ПОлям   пишет  “ПОЛЕ  МАКОВ”,
               Чтоб  успокоились   оне,
               Картину   маслом   КЛОД  МОНЕ*
               Жена  и  сын*  и  яркость  света
               Так  натуральны!  И   с   рассвета
               Сыр, фрукты, мак, хлеб. Сидра   
               Бутыль  отмерит,  как  клепсидра
               Приятно, плавно,  в  полной  мере
               МОНЕ  деянья  на  пленере…
               Ходил  в  парижский  порт   МОНЕ.                – 3 –
               Там   доставал  он  портмоне,
               Присев   в  немецком  кабаке –
               И  сыт, и  пьян, нос   в  табаке.
               Он  покупал  за  пару  марок
               Себе  вина  дешёвых  марок.
               А  то  и  вовсе  зА  пять  су*
               Брал  ШНАПСА   литр  и  колбасу.
               Порой  бывало  жалко  КЛОДКУ:
               Спать  шёл  под  мост  или  под  лодку*,
  (Клошару  только  неподсудно
  Залить  шары и  лечь  под  судно)
               От  холода  икал   босой,
               Бутылкой,  да  и  колбасой
               Давясь.  И  печень  тленье
               Уж  чуяла. Вот  “ВПЕЧАТЛЕНЬЕ”! 
               Но  КЛОДУ  до ‘’ВОСХОДА  ль  СОЛНЦА’’, 
               Когда   спиртное – свет  в  оконце?
Кроме   МО’НЕ, ещё  был   МА’НЕ.
Тот  ЭДУАРД  в  своём  кармане
Имел   достаточно  деньжат*,
Чтоб  день  есть  рыбу, но  день – жаб.
И  чтобы  день  была  икра  бы,
А   также  лобстеры  и  крабы.
И  было  там,  в  МАНЕ  меню
АИ   и…гристо,  ну  и  ню*…
(“Олимпья”, “Завтрак  на  траве” –
–Срам!).  Как  настойки  на  траве
Полынь, любители* – нестойки –
Себя,  семью  презрев,  настойки
С  жуира  жаром,  бобыля  ли,
Забыв   ло-зу,*    употребляли
Абсента  зло.  И, делясь у  стойки                – 4 –
На  стайки, и  в  душе  не  стоики,       
Студенты, дамы, корифеи               
Наук, искусства … вскоре,  ФЕИ 
ЗЕЛЁНОЙ   как-то  пригубив,
Не  нацию, себя    убив.
Не  ФЕИ  чары, знаем  вЕдь  мы!
ЗЕЛЁНОЙ  это  козни  ВЕДЬМЫ!
МАНЕ…  Вот  ”Бар  в  Фоли - Бержер”
Цветных  бутылок  ряд. Фужер
И  фрукты  в  центре  прочно,
Барменши  юны  две, порочно
Плавны. Не  потому  ль, mon cher ,
Художник  поместил  в  фужер
Пару  цветов, сплетя  в  узла
Сюжет. Ужель  цветов  у  зла
Два? Раскрывшись, распустившись
Во  тяжкие  все  враз  пустившись,
Сплелись  стыдливо  в  завиток?
МАНЕ  с  БОДЛЕРОМ (Тот   цветок
Ещё  был  зла! Напомню  лишь
Мулатка, люэс, спирт, гашиш)
Так   нежно, по  любви  дружил
К  искусству. ШАРЛЬ  им  дорожил.
               Но  всех  ДЕГА  перегонял –
               СИДР   в   КАЛЬВАДОС  перегонял.*
               А   КАЛЬВАДОС  затем  в  Париж…
               ЭДГА’Р   пил  литр! – На  пари  ж   
С   СИНЬЯ’КОМ  или   СиньякОм *–
Прослыл  тот  вовсе  “синяком”
Что  пил  СИНЬЯК,  другому – пытки!
Не  краски  он  мешал *– напитки.
Но,  правда,  он  себе  мешал.                – 5 –
Другим  он  этим …  не  мешал.
В  КОНЬЯК – МУСКАТ, а  в  РОМ – МЕРЛО…
С  утра  нутро  его  мерло,
Утроба  мучила   с  утра. Т-
ак   день   свой  начинал –  с  утрат.
И  двигался  он  как  свинья  к
Убою, этот  ПОЛЬ  СИНЬЯК*,
С  утра  почувствовав  озноб…
Не стал  бы  он  яхтсмен  и  сноб
Да!  Кабы  не  мажор,  серА 
СИНЬЯКА   б  жизнь, но  ЖОРЖ  СЁРА,*
Уйдя  из  жизни  очень  рано,      
(В  душе  Синьяка  эта  рана*)
Раскрасил  мир  пуантилизмом.*
Искусство – над  алкоголизмом!      
 Ну,  разве  что   АНРИ  МАТИСС …
 Тот  и  в  искусстве  был  метис:*
 Он  импресьёно  был  фовист*–
 Не  разбавлял.  Дик*,  норовист –
 Бывало,   выпьет  он  пол-литру –
 И   кисти  прочь,  долой  палитру,
 В  сад  Люксембургский – за  скульптуру,*
 А  там  с   клошаром – ПОЛИТУРУ*.
               Отметим,   был  ещё  жанр, и
               Наивный*  был  ещё  ж  АНРИ.
               АНРИ  РУССО.  Он  на  таможне * 
               Служил. Там  не  пить?!  Там  можно.
               На что  он  денег  не  жалел?
               Пил   то   ПИНО’, то  БОЖОЛЕ.
                Виденья,  после – голоса…
                (РУССО  и  музыку  писал).*
Но  смейся   ты  или  хандри,                – 6 –
Ещё   и  третий  был   Анри.
Как  родовит  ТУЛУЗ-ЛОТРЕК!–
Охота, скачки, велотрек*…
Хоть  был  АНРИ   аристократ,
Est impossible. Ори стократ
Или  молись, взывай – О, боги!
В  тринадцать  лет  ломает  ноги,*
Они   остановились  в  росте –
ЛОТРЕКУ  не  ходить  без  трости,
Быть  ниже  всех – его  удел,*
Любовных  тоже  не  у  дел
Оставшись, он  обезоружен
Судьбой. Кутит  он  в Мулен-Руже
И,  воодушевясь  Монмартром,
С  апреля  пьёт  АНРИ  по  март  РОМ.*
Графине – матери  Адели
Назло  он  пьёт  БОРДО  в  борделе
Средь  танцовщИц  и  проституток.
Теченья  жизни  прост  и  тут  ток.
Не  прОжил  тридцати  семи,
Недужа    на  руках  семьи,
Точнее  матери-графини,*
Недвижно,  но  с   ШАТО  в  графине.
Люэс, инсульт, невроз  с  циррозом *–
Аdieu!, “ Как  свежи  были  розы…“ *
Так  оборвался  жизни  график…
Был  жалок  граф.  Великим – ГРАФИК*!
                22,23.12.2013-2015