Культура не фабрика грёз!

Михаил Викторович Крылов
В этом коротком материале объектом внимания является культура.

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, изданный в 1981 году, сообщает: «Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении». А вот более позднее издание (1985 года) - «Малый толковый словарь В.В. и Л.Е. Лопатиных, по этому поводу пишет: «Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом». Вам это что-нибудь объясняет? Мне не очень. Потому что в обоих определениях существуют неопределенности (извините за каламбур), позволяющие втаскивать в культуру все, что заблагорассудится. В первом случае неопределенность создает слово «достижения». Следует ли считать достижениями современную табачную промышленность и курение, а также порнографию, журнал «Плейбой» и т.д.? Во втором случае причина неопределенности в слове «ценности». Является ли перечисленное выше, ценностями? Причина возникновения неопределенностей проста, поскольку и достижения и ценности являются относительными категориями внутри той самой культуры. Чтобы охарактеризовать какую-либо систему надо использовать понятия системы более высокого уровня. А вот если перебраться на уровень выше, то можно дать совершенно другое определение.

 Культура – это совокупность материальных средств и алгоритмов поведения человека в обществе, способствующих устойчивому развитию личности и Человечества в целом, постижению человеком своего предназначения, как разумной части Вселенной.

А вот теперь попробуйте втащить в культуру рекламу пива. Вот, вот. Так чем же является то, что так красиво выглядит, но не втискивается в новое определение. Это антикультура. А вот этого слова в словаре нет. И поэтому нам придется дать определение и ему.

Антикультура – имитация культуры, подавляющая развитие личности, препятствующая осознанию человеком его предназначения, облегчающая манипулирование, как индивидом, так и сообществами людей.

У антикультуры множество средств и многие из них весьма привлекательны, поскольку создают общности людей, среди которых у поклонников того, или иного продукта антикультуры, возникает иллюзия единения с подобными себе. Но эта общность напоминает молодых людей отправившихся в дорогом внедорожнике на пикник в пустыню с запасом бензина только в один конец. Пока гремит музыка и есть холодное пиво, они счастливы, их инстинкты удовлетворяются. А вот когда выясняется, что бензин кончился, у единственного мобильного телефона сели батарейки, до ближайшего населенного пункта 200 километров и начинается песчаная буря, то наступает момент прозрения. Рушится иллюзорная общность. Внутренняя картина мира, созданная антикультурой, оказывается катастрофически не адекватной миру внешнему. Подобную ситуацию переживает сейчас человечество в целом. Внутренняя картина мира у наших властителей, да и большой части населения, совсем не совпадаем с миром реальным.