Власы и власть

Ольга Снегова
В нашей речи есть слова, которые с невероятной отчетливостью указывают на характер отношений между людьми на заре истории. Как ни странно, это вполне обыденные, заурядные понятия:

борода(брада)
волосы(власы)
хвост
коса

Прежде, чем раскрыть суть идеи, необходимо провести тщательное исследование замечательного корня "бр-бор-бер-бир". А замечателен этот корень тем, что как и корень "пл"(пламя), лежит в основе множества понятий:

бороться
оборонять
брать
обретать
брить
бросать
бродить
брод
беречь
береза
бровь
браслет
браниться
бренный
брехать
брешь
бревно
брат
обращение
броня
бор
борт
борона
борозда(бразды)
бремя
беременность
сбруя
бразды(удила)

Почему необходимо это исследование, должна сразу пояснить: значение слова "борода"(брада) безошибочно можно вывести только в том случае, если мы удостоверимся в непременной логической связи всех корней на "бр-бер-бир-бор".

Очевидно, что все эти понятия можно разделить на вытекающие одна из другой понятийные группы:

1.  от      "брать":      бор("у медведя во бору грибы ягоды беру"), борона(по аналогии с лесом), борозда(оставляют колышки бороны), борт, бортник(сборщик меда), бредень(рыб.снасть), бродить-брести(собирать), брод(собирательство в воде), бремя(груз), беременность(отягощенность), бренный(тяжелый, трудный), бразды(удила, поводья, вожжи), сбруя(конская), борьба(отбор)

1.1.от     "борьба":      брешь, брань, браниться

2.  от    "оборона":      броня, брат, обращение(братья!), бревно, беречь

2.1.от "беречь(ся)":      оберег, браслет, берег, береза(вероятно, что тотем), берлога, бровь(защищает глаз от пота), брось(!), брехать(лаять)

Видно, что сначала я расположила слова, начиная с понятия "бороться", но по ходу разделения на смысловые группы оказалось, что слово "бор" короче, а значит проще и старше, чем "борьба". Современному сознанию сложно с этим примириться, но приходится. Понятия "бороться" и "обороняться" происходят от понятия "брать" и никак иначе:
Я собираю(съестное) - брожу(бреду), набрала много - бремя, кто-то хочет отнять - борется, не хочу отдавать - обороняюсь, меня защищают соплеменники - братья.

Всю эту сложную, но стройную конструкцию я и выводила для того, чтобы показать, что слово "борода" происходит от понятия "брать(ся)". Казалось бы, что тут такого? Это логично и приемлемо, зачем же подобное доказывать? А вот зачем. Дело в том, что слово "волосы"(власы) на мой взгляд происходит от понятия "волочить"(влачить), так же как слово "хвост" от понятия "хватать".

Если согласиться с тем, что происхождение значения "борода" от "брать" доказано, то по аналогии можно считать доказанным и значение "волосы" от "волочь" и "хвост" от "хватать". При этом, вряд ли "борода" так названа потому, что бородатый человек за нее привычно брался рукой.
Скорее всего, необходимо учитывать прямую связь понятий "брать" и "отбирать-бороться", а так же понятие "брить", т.е., удалять бороду, происходящее так же от понятия "брать". И видимо, сначала "брить" вовсе не значило "срезать", а скорее означало "вырывать". Борода и волосы - уязвимое место воина, потому-то в течение всей истории человечества войны их остригали и сбривали. Больше того, в отличие от человеческого волоса у животных щетина, грива и шерсть. (Конский волос в ремесленном производстве назван так уже очень поздно, когда появилось ремесло.) Но вот длинная шерсть, растущая на морде козла, называется именно бородой. Какой же можно сделать из этого вывод? Быть может, борода виновата не только тем, что за нее можно было ухватиться, но и тем, что за нее можно было побороть? Это предположение, но его необходимо сделать ради объективности. У славян длинная борода - признак возраста, часто признак старческой слабости. Как знать, как знать...

Ну вот мы и подошли к основной идее данного исследования. Тот, кто ухватился за волосы, тот получил ВЛАСТЬ над своей жертвой.  Тотемный зверь славян, волк - его название тоже происходит от понятия "волочь", потому что волк способен закинуть добычу себе на спину и унести ее туда, где уже в безопасности сможет с нею расправиться. Полагаю, это имя дано ему неспроста, именно этой особенности поведения волка люди уделили особое внимание.

А теперь загадка. Исходя из всего вышеизложенного, дивное слово "коса" начинается с "ко", потому что коса делает женщину добычей захватчика(см."На лугу пасутся"). Так почему же женщины не остригали волос? Почему замужние женщины всегда убирали волосы так, что за них нельзя было ухватиться? И здесь мы можем только строить догадки.
Прежде всего, следует иметь в виду, что женщин старательно оберегали. Далее, следует принять во внимание имя верховного божества славян, Велеса или Волоса. Велес велик(может быть ростом до небес) и обладает колоссальной властью над светлыми и темными силами природы. Велес - это величие и власть, и имя его Волос. А значит, волосы - это часть велесовой силы, защищающей женщину и, скорее всего, весь род.
Что привело наших доисторических предков к подобной мистической аналогии?
Вероятнее всего, осознание физической власти нападающего шокировало свидетелей нападения. Люди, шокированные этим зрелищем, нуждались в заступничестве высших сил, потому и дали своему сильнейшему богу имя Волос.

Почему же девушки не прятали волос, почему заплетали волосы в косу, если коса - это тот же хвост: ухватил - и готово? Может быть, потому, что коса не давала уцепиться за волосы близко к корню, ее можно было легко отсечь и освободиться, оставив злодея с "хвостом ящерицы"? Почему орудие для срезания травы названо косой, не потому ли, что оно КОСИТ? Почему участок суши, врезающийся в водоем тоже назван косой, не потому ли, что он разрезает поток? Это уже вольные догадки, не выдумки, а попытка найти ответ.

А теперь будут настоящие выдумки, навеянные волшебным словом "коса". Проверить этого нельзя ничем, никакими сравнениями, но они напрашиваются невольно, они диктуются крупицами знаний о быте древних.
Древние жили общинно-родовым строем, что подтверждают и наши скромные исследования на примере родства слов племя и племянник. Значит, люди были обречены на кровосмешение, что неизбежно привело бы к вырождению. Но они развивались, а значит, был механизм, с помощью которого близкородственных связей удавалось чаще всего избегать. Тут включается фантазия: а что, если коса служила для ловли невест охотниками из других племен? Тогда, коса была и признаком невесты, и элементом ритуала. Понравился охотник - невеста смирилась. Не понравился - от косы легко избавиться, тогда на какое-то время, пока волосы не отрастут, девушка оставалась бы защищена от внимания других претендентов. Еще раз повторю - это уже совершенная фантазия без тени претензии на близость к возможной реальности. Почему я позволяю себе подобные фантазии? На это мне дает право все тот же судья всех моих рассуждений, наша речь. Слово "невеста" буквально означает "неведомая", а значит, принято было ловить невесту так же, как добычу на охоте. Когда появилось слово "невеста" - это уже другой вопрос, новая тема для большого исследования.