375. Василь Стус. Вертепная извечна драма...

Алёна Агатова
Вертепная извечна драма
на девять Дантовых картин,
сам Ирод лучше не сыграл бы,
тут Дьявол сцену бы покинул,

не вытерпев.
Червоно солнце
летит, как с плахи голова
велеречивая.  И молча сходится
у места лобного Москва.

Молчит, черна от крови, площадь.
Империя, как ночь, молчит.
Укрыться тщетно месяц хочет,
оторопело сыч кричит.

Гремит парадом надруганье.
Нож  плюхается в темень плах.
Пылает плач. Вопит руками
молчащий исступленно плац.

Уперлись взгляды, точно клинья,
нож режет ночь и режет крик,
и ката поднимает левая
рука, как полымя язык,

а в правой – голова отъятая,
и пара плавает очей
в глазницах распятых у ката
и через голову и через

кроваву площадь. И в собор
Блаженного швырнул скаженный
секиру. Черный коридор
ударился о сумасшедшее

молчанье. Перебил крыло
ночного филина. Желтавым
ведьмачим оком потекло
меж наведенными штыками

дыханье. Глядь – как в нефти труп –
круги, круги… И все затихло.
И онемело все вокруг.
В ворота только вьюга билась

главою белой. О Кремля
остроконечные зубцы.
Сны мельтешили. И под Киевом
оглохши горбилась земля.


вариант 23 июля 2017:
Вертепная извечна драма
на девять Дантовых картин,
сам Ирод лучше не сыграл бы,
тут сцену Вельзевул покинет,

не вытерпит.
Червоно солнце
летит, как с плахи голова
велеречивая.  И молча сходится
у места лобного Москва.

Молчит, красна от крови, площадь.
Империя, как ночь, молчит.
Укрыться тщетно месяц хочет,
оторопело сыч кричит.

Парадом шествует надруга.
Нож плюхается в темень плах.
Пылает плач.  И воплем руки
В остервенело тихий плац.

Уперлись взгляды, точно клинья,
нож режет ночь и режет крик,
и ката поднимает левая
рука, как полымя язык,

а в правой – голова отъятая,
и пара плавает очей
в глазницах распятых у ката
и через голову и через

кроваву площадь. И в собор
Блаженного швырнул скаженный
секиру. Черный коридор
ударился о сумасшедшее

молчанье. Перебил крыло
ночного филина. Желтавым
ведьмачим оком потекло
меж наведенными штыками

стенанье.  Глядь – как в нефти труп –
круги, круги… И все затихло.
Беззвучным стало  все вокруг.
В ворота только вьюга билась

белоголовая. В Кремля
Зазубья  острые. Давя,
Сновали сны. И возле Киева,
Оглохши, горбилась земля.


Віками йде вертепна драма
у дев’ять Дантових картин,
сам Ірод краще не заграв би,
тут Вельзевул покине кін,

не витерпить.
Червоне сонце
летить, як з плахи голова
велеречива. Мовчки сходиться
до місця лобного Москва.

Мовчить червона з крові площа.
Імперія, мов ніч, мовчить.
Сховатись марно місяць хоче,
сич ошелешено кричить.

Немов парад, іде наруга.
Ніж падає у темінь плах.
Палає плач. Волають руки
в несамовито тихий плац.

Уперлись погляди, як клиння,
ніж ріже ніч і ріже крик,
і ката піднімає ліва
рука, як полум’я язик,

а права — голову відтяту,
і пара плаває очей
в очницях розіп’ятих ката.
І через голови і через

криваву площу — у собор
Блаженного верга скажений
сокиру. Чорний коридор
ударився об навіжене

мовчання. Перебив крило
нічного пугача. Жовтавим
відьомським оком потекло
поміж багнетами наставленими

зітхання. Гульк — як в нафту труп —
побігли кола і затихло.
Занімувало все навкруг.
Лиш билася об браму віхола

білоголова. Об Кремля
шпичасті зазубні. Мулькі
сни сновигали. І під Києвом
оглохла горбилась земля.