Ненавидеть мир или любить?

Ле Мур
 Или строить высокие стены и рыть глубокие рвы между Церковью и обществом? В два ряда.
Толкования на 1 Ин. 2:15 "Не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем".

Блаж. Феофилакт Болгарский: «Чтобы ты не разумел под миром совокупность неба и земли, апостол объясняет, что такое мир и находящееся в мире. И, во-первых, под миром разумеет порочных людей, которые не имеют в себе любви Отчей. Во-вторых, под находящимся в мире, разумеет то, что совершается по похоти плотской, - вообще все, враждебное Богу, а нами совершаемое чрез похоть плотскую».

Прп. Максим Исповедник: «Миром называет Писание чувственные вещи, и те, которые занимают ими свой ум, суть лица мирские». Главы о любви.

Епископ Михаил (Лузин): «Любить мир как прекраснейшее творение Божие и можно, и должно, и Сам же Бог вложил в нашу природу способность и потребность и познавать, и любить истину и красоту и добро в мире, и пользоваться с любовию и благодарностию к Нему дарами благодати Его в мире. Но, вследствие греха человека, природа изменилась в своем отношении к человеку, и человек изменился в отношении к природе, и мир вместе с человеком стал во зле, во грехе, и в этом смысле говорится, что мир во зле лежит (см. Ин. 5:19 и прим.). А как зло и грех человек не должен любить, то и мир, почему и говорит апостол не любите мира. Если нет в человеке греховной привязанности к миру, то он может пользоваться и утешаться всеми дарами его; но, как скоро он прилепляется к нему и начинает любить его, он становится для него грешным, злым, его не нужно любить, как грех, как зло. То же самое относится и ко всему, что есть в мире, и ко всем предметам мира, и ко всем людям, и ко всем животным, и вообще ко всем тварям: кто любит что-либо или кого-либо более, чем Бога, тот недостоин Бога и любви Его (ср. Мф. 10:37 и прим.). Но для чистых — все чисто, и негреховно можно и должно пользоваться всем, как чистым, во славу Божию (Тит. 1:15); мера пользования миром, как добром, есть мера любви к Богу; если любишь Его, все свято и чисто, если не любишь, все грешно и порочно, или зло.

Авва Исаия: «Брат спросил: «Что есть мир?» Старец ответил: «Мир — это тенета обстоятельств, мир — это действовать вопреки природе и удовлетворять свои плотские желания. Мир — это думать, что ты так и останешься в этом веке. Мир — это думать о теле, а не о душе, и похваляться тем, что от тебя осталось». Великий патерик.

Первое послание к Тимофею
6:6. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
Прп. Серафим: Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, то есть всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. Апостол Пётр сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединённое с довольством. И Церковь Святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал.6:2). Господь Иисус Христос лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шестования к отечеству небесному.
Для чего же Он и с небес сошел к нам, как не для того, чтобы, восприяв на Себя нашу нищету, обогатить нас богатством благости Своей и Своих неизреченных щедрот. Ведь пришел Он не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам и другим и да даст душу Свою за избавление многих.
Так и вы, ваше Боголюбие, творите и, видевши явно оказанную вам милость Божию, сообщайте о том всякому желающему себе спасения. «Жатвы много , — говорит Господь, — делателей же мало» (Мф.9:37)...
Так не имейте никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользе и назиданию ближних относились.

Вывод: не бежать от мира следует, не строить высокие стены и рыть глубокие рвы между православными и заблудшими, между церковью и «внешними», а любить мир и людей как прекраснейшее творение Божие, с великой благодарностью и любовью. Ненавидеть грех, а людей и мир любить. Когда мы служим Богу, мы служим исполнению Его промысла о людях и мире. Нуждается ли Бог в наших молитвах? Или это мы нуждаемся, ради себя и других? Вся история показывает промысел Божий о людях. Сколько бы великие святые подвижники ни уединялись от людей и мира, Бог всё равно выводит их обратно к людям, или людей приводит к ним, вплоть до строительства будущих городов вокруг святого. Иоанн Предтеча не остался в пустыне, сам Спаситель не остался в пустыне, но через 40 дней вернулся к людям. «Ведь пришел Он не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам и другим и да даст душу Свою за избавление многих» - прп. Серафим. Вспомним притчи о талантах, о блудном сыне, о заблудшей овце, о потерянной драхме и др. Разве Бог не хочет всем спастись? Пассивное наше ожидание и отделение от мира не есть ли обвинение Самого Бога, что это Он не привёл к нам людей? Подобно рабу лукавому и ленивому, который обвиняет Бога, что Он жнёт, где не сеял.
Иоанн Златоуст: «Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил».

Р.Б. Александр