Анаграммная рифма

Геннадий Маков
написано на конкурс Анаграммная рифма
http://www.stihi.ru/2017/02/15/2956

Дюны на берегу моря похожи на перевёрнутые корабли

Раздаётся трубный глас -
Развернись на левый галс,
Где волна возносит горб,
Там всплывает чёрный гроб,
Чёрный, чёрный, всех черней,
Изречений всех речней.
На том гробе страшный герб -
Череп, кости. Вот о брег
Волны ударяет норд.
Вьётся чайка, гневный дрон.
Наш фрегат разносит в прах,
Такелаж, предсмертный храп,
Треск, агония и склеп.
Тишина. Снаружи плеск.
...
На взморье будешь, милый друг,
Коснись рукой песчаных груд,
Вплети свой след в барханов лик,
Где киль.

======

Рихма

В туманной дымке моря города,
Равниной к ним песчанная дорога,
Кайма утёсов, белых волн кайма,
На загорелом теле рвётся майка.
Не подойдут с утра к волне рыкуне
Прибоя благородные нукеры,
Не скажут, что сегодня утро добро,
Не покатаются с утра на досках бодро,
На юг не подадутся к Диггу Рему, *
Для них прибоя рок как будто умер,
Для них настали непогоды хмари,
И в пене, вместо рифм, всплывает рихма.
____
* Рем Дигга, композиция "На юг" -
http://youtu.be/NpEUrCHbFLQ

======

Бесаме. Бесаме мучо.
Да обойдёт стороною проклятого века чума,
Будет всегда этой песни божественной мода,
Будут уютными Ваши родные дома!

Будет цвести белоснежьем пахучая липа,
Вспомню все вина, что прежде с тобою пила,
Не из бокала - из кубка, и даже из рога,
Счастье, как стирка - не с тютелькин нос, а большая гора.

Я помолюсь - укрепи Ты, Господь, мою веру.
Что же, смотрю на тебя и как дура реву?
Знаешь, на всех я твои отражения вижу,
Значит, нет смерти. Соцветием липовым вечно живу.

_______________ слушать заходите сюда http://yadi.sk/d/3sibB7Hh3F9TRA звук синтезирован на компьютере
Примечания.

  Если анаграммы используются в соответствии с правилами для обычных рифм, то такое упражнение, чаще всего, только забавно.
А вот если анаграммы создают новую структуру, то это более интересно.

  Общее правило, на которое указывает М.Лотман - Ослабение одной нормы сопровождается усилением другой. И наоборот - Появление новой нормы (анаграмм в нашем случае), допускает ослабление другой (ослабление или даже удаление звучащих рифм в нашем случае).
  Посмотрим, как это правило реализуется практически.
Для первых текстов характерно нагнетание. Используется близкая - смежная рифмовка. Ритмическая схожесть строк способствует нагнетанию стиля и усиливает ритмическую норму. В этих условиях текст уже менее нуждается в рифменных связях, и на этом фоне анаграммная структура текста положительно воспринимается.

  Являются ли анаграммы рифмами?
Всякая анаграмма демонстрирует созвучие, и, следовательно, может быть использована, как рифма.
А вот какое созвучие получается из анаграммы, это вопрос другой.
Разноударные анаграммы создают далёкие созвучия. Но работать с ними можно, по тем же принципам как можно работать с неточными рифмами - то есть, подключая контекст, усиливая ритмику, создавая дополнительные связи и внутри стиха, и между строками.
В общем, нового тут немного. Хотя вот можно ли перемежать анаграммы и обычные неточные рифмы - не совсем понятно, поскольку этим будет нарушаться единство стиля. Стиль всегда читателем осознаётся - построен ли стих на анаграммах, или на неточных рифмах, не являющихся анаграммами - это он осознаёт.
При смешении одного с другим как бы не получилось винегрета, который испортит красоту стиха.

Все признают, что теория рифмы до конца не разработана, и всеобъемлющего определения того, что же можно называть рифмой до сих пор нет. Да оно и вряд ли когда-нибудь появится, поскольку поэзия, установив некую норму, обычно сразу же стремится к её нарушению.
Поскольку поэты такие уж настырные люди - всё бы им сделать не так. Но это если со стороны их наблюдать. На самом деле у них задачи другие. И чем большими инструментами они владеют, тем успешнее они свои задачи решают.
______________
городок рисовала внучка