Какие ты виденья видел
нам в образе шифруя весть
эфира непознанный идол...
всегда ты «там», всегда «не здесь».
Увлечение поэзией А.Блока началось случайно, после посещения литературного вечера в средней школе, где старшеклассники читали его стихи. Понял, что привлекает молодёжь ( и учителей-наставников) звучание слов стихотворений – действительно, А.Блок поднял слово на такую высоту, что, по мне, пожалуй, редко кому удаётся это повторить. Сокровенный смысл стихов оставался при этом не совсем понят участниками вечера.
Позднее в переписке и беседах с людьми сочиняющими стихи уловил восхищение у одних и пренебрежение у других к творчеству А.Блока, но, ни те, ни другие не могли честно сказать на чём основывается их отношение.
Мистик, искренне верующий в свои видЕния, искренний в своих стихах, личностных, по большому моему убеждению, А.Блок иногда воспринимается поверхностно. Публике с уравновешенной душой трудно вникнуть в «правдивость больной души» поэта.
Попытаться разгадать эту «сказку» поэта всегда привлекала меня. Не отвлекаясь на чужие мнения и воспоминания современников, основываясь на своём впечатлении от стихотворений.
Итак: «Над озером».
Само название стихотворения удивляет. Оно уже таит какой-то образ. Почему не «У озера»?
И в унисон : «Оно (озеро)меня не видит – и не надо», «И кто посмотрит снизу на меня,
Тот испугается; такой я неподвижный, в широкой шляпе, средь ночных могил, скрестивший руки, стройный и влюблённый в мир».
Стихотворение обилует образами. Здесь и озеро: «Как женщина усталая, оно раскинулось внизу и смотрит в небо», и «тоскующуя девушка», которая «наверное, наверное прогонит затянутого в китель офицера» , и офицер «с вихляющимся задом и ногами, завёрнутые в трубочки штанов».
Как сильно передан образ переживания поэта о том, что он ошибся в этой девушке, приняв её за свой идеал. Восхищение: «О, нежная! О, тонкая! И – быстро ей мысленно приискиваю имя: Будь Аделиной! Будь Мариной! Тёклой!». .. и наступившее разочарование: «кричу: «Эй Фёкла! Фёкла!»»
Богиня славы (Тёкла) на поверку оказывается обычной Фёклой.
Между поэтом, которому «нужны вздохи сосен и воды» и идеалом (озером) , который требует: «Чтоб я, никем не видимый запел высокий гимн о том, как ясны зори, как стройны сосны, как вольна душа», находятся обычные люди «влюблённые друг в друга; нет им дела до озера, которое внизу, и до меня, который наверху. Им нужны человеческие вздохи».
Это образ чувств поэта; от восхищения, и надежды до разочарования, от воодушевления до приземлённости.
Интересны последние строки: «И томные слова... И длинный почерк, усталый, как её усталый шлейф... И томностью пылающие буквы, как яркий камень в чёрных волосах».
Есть какая-то параллель , похожесть отражённого «зелёного светофора» в водах озера с «ярким камнем в чёрных волосах».
Ещё один образ. Трагическая актриса, скорее всего действительно существовала в памяти поэта. Та женщина, которую Александр Блок действительно считал (или ему так казалось) своей музой (вспомните слова посвящённые идеалу – озеру) .
Мечта поэта быть отражением в своём обожаемом идеале.