Болеро

                 Болеро

                                Морису Равелю
                                                                               ИдеРубинштейн

                Премьера "Болеро" в качестве балетного спектакля состоялась в Париже 20
      ноября 1928 года. Танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр
      Бенуа. Триумф был полный. Вот свидетельство одного из очевидцев: "Слабо
      освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за столами
      беседуют гуляки; посреди комнаты большой стол, на нем танцовщица начинает
      танец... Гуляки не обращают на нее внимания, но постепенно начинают
      прислушиваться, оживляются. Их все больше захватывает наваждение ритма;
      они поднимаются со своих мест, приближаются к столу; необычайно
      возбужденные, они окружают танцовщицу, которая с триумфом заканчивает
      выступление. В то вечер 1928 года мы сами чувствовали себя этими гуляками.
      Сначала мы не понимали, что же происходит, и только потом осознали... ".
                          А.Майкапар






Колдунья? Флейтистка? Цыганка? Фея?
В таверне неверно качнёт над столом
Бурунный и пенный подол бумазеи
И бьёт барабанную дробь каблуком.

И слушали вяло, вникали нежадно,
Лениво и сонно взирая вокруг,
Гуляки в таверне болтали нескладно
И бил барабанною дробью каблук.

Но вскоре пришли любопытство и злоба –
- Гулякам наскучил лихой тарарам:
Как будто по крышке дубового гроба
Дробил по дубовым доскам барабан.

Вскочили безмолвно и замерли тихо,
Сойдясь перед нею в немой полукруг.
Она проходила НАД ними и лихо
Вбивал барабанные гвозди каблук.


Прилив нелюбви и любви чёрной кровью
Она предвещала игрой ножевой.
И были гуляки теперь птицеловы,
И бил им в лицо бумазейный прибой.

Отравлены танцем и спят под гипнозом,
И слышат неведомой флейты напев
О том, как изящны поющие лозы
И как далеко неминуемый гнев.

И пауза длилась семь вечных мгновений,
И были они взнесены в семь небес…
И были её в тишине вознесенья…
Колдунья? Флейтистка? Цыганка? – Бес!

27.12.16




                                          


Рецензии