Чужеродную землю наивно приняв за родную...

Наум Сагаловский
Каюсь - я давно уже никак не могу согласиться с постулатом Александра Моисеевича Городницкого, который (постулат) гласит: “Родство по крови образует стаю, родство по слову - создаёт народ” (см. моё стихотворение “Родство”).  Сын А.М. Зеев в одном из интервью пояснил, что его отец абсолютно прав, потому что еврейский народ объединён именно Словом, то есть - Торой. Возможно, что так оно и есть, хотя далеко не все евреи имеют понятие о Торе. А как же другие народы - каким Словом связаны они? Индусы, например, или испанцы? А египтяне? Мне кажется, что всё-таки народ объединяет не слово, а кровь.

Но я о другом.

Во втором номере журнала “Нева” за этот год А.М. опубликовал стихотворение “Любимые поэты”, вот оно:

В покаянии позднем для нас оправдания нету.
Мы шагали в строю и кричали злодеям “Ура!"
Виноваты Багрицкий, Светлов и другие поэты,
Что воспели убийство как высшую степень добра.
Виноват Маяковский, что пел революции оды
(И себя самого расстрелял он за это потом).
Я и сам их любил в те далекие школьные годы,
У безумной истории на повороте крутом.
И хоть сами они никого не убили ни разу,
Вспоминая о них, потому ощущаю я грусть,
Что расстрельные после подписывали приказы
Те, кто в детстве стихи их заучивали наизусть.
Не забыть и до смерти поэзии этой уроки.
Расходились круги по поверхности темных зыбей,
И наивных мальчишек учили звенящие строки:
“Если надо, солги”, и еще: “Если надо, убей”.
И опять вспоминаю я строки проклятые эти,
И с собою самим продолжаю немой разговор.
Тот, кто звал убивать, перед Богом в таком же ответе,
Как и тот конвоир, что уже передернул затвор.   

И тут я тоже не согласен с утверждением А.М.: “Виноваты Багрицкий, Светлов и другие поэты, Что воспели убийство как высшую степень добра.” Откуда А.М. взял, что Багрицкий и Светлов воспевали убийство? Безусловно, некоторые “другие поэты” действительно призывали к убийству, но при чём здесь эти двое? С таким же успехом можно осуждать Лебедева-Кумача, Безыменского, Долматовского, Гусева, Кедрина, но они, видимо, не входят в список “любимых поэтов” или просто их фамилии не вписываются в стихотворную строку. Как сказал тоже Александр, но Сергеевич: “Не всяко слово в строку пишется”.

Действительно, в стихотворении Багрицкого “ТВС” (1929 г.) есть такие слова:

Оглянешься - а вокруг враги;
Руки протянешь - и нет друзей;
Но если он скажет: “Солги”,- солги.
Но если он скажет: “Убей”,- убей.

Перечитайте “ТВС” - эти слова принадлежат не автору, не Эдуарду Багрицкому, а привидившемуся ему Феликсу Эдмундовичу (Дзержинскому), это слова из монолога Дзержинского, обратите внимание на кавычки в полном тексте. И нет никакого намёка на то, что автор с такими словами согласен. А при чём здесь Светлов? И то, что “...расстрельные после подписывали приказы Те, кто в детстве стихи их заучивали наизусть”, это не вина Багрицкого и Светлова. Жлобьё, вроде того конвоира, который “передёрнул затвор”, скорее всего, не читало даже  упомянутых поэтов.
 
У А.М., кстати, есть несколько стихотворений, где он отзывается о Багрицком довольно положительно (“Багрицкий”, “Вспоминая Багрицкого”). И я, признаться, недоумеваю, почему он обвиняет своих любимых поэтов. Считаю, что А.М. поступил несправедливо. Не говоря уже о том, что оба поэта - евреи, да ещё - из немногих не крещённых, а своих хулить без причины - нехорошо.

Что касается Маяковского, то и его не следует обвинять в сталинских расстрелах. Да, он “пел революции оды”, но дело в том, что поэт Городницкий, вероятно, тоже пел бы их, живи он в то время. Расстрелы и репрессии происходили не потому, что Маяковский призывал к ним, а потому, что они были в природе сволочной советской власти.

А теперь я хотел бы затронуть отношение А.М. к “еврейскому вопросу”.

Александр Моисеевич - большой человек:  учёный-геофизик с мировым именем, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института океанологии, поэт, бард, заслуженный деятель искусств, лауреат, и прочая, и прочая. Вероятно, его, в отличие от большинства евреев в Советском Союзе, не коснулся державный антисемитизм. Повезло, такие случаи бывали. Поэтому в его сочинениях до примерно 1990-го года никаких намёков на собственное еврейство, и вообще на принадлежность к “избранному народу”, нет. За исключением каких-то саркастических стихотворений, вроде стихотворения “Фрейлехс” (1964 г.), вот отрывок:

У евреев сегодня праздник.
Мы пришли к синагоге с Колькой.
Нешто мало их били разве,
А гляди-ка - осталось сколько!
Русской водкой жиды согрелись,
И, пихая друг друга боком,
Заплясали евреи фрейлехс
Под косые взгляды из окон.

Понять поэта можно: евреям СССР не следовало высовываться и афишировать своё инородное происхождение. Даже полукровки - Рязанов, Войнович и другие - раскрылись только после развала Советского Союза. Это совершенно не удивительно. Вот и А.М. после этого самого развала вдруг почувствовал себя евреем. Тем более, что сын его уехал в Израиль то ли в 84-м, то ли в 87-ом году (по разным источникам). После 1990-го года А.М. написал много стихотворений на еврейскую тему, включая и упомянутое “Родство”.

Не секрет, что А.М. прожил в Советском Союзе довольно плодотворную и благополучную жизнь. Он, правда, подвергался иногда притеснениям со стороны властей, но это не касалось его научной деятельности, а касалось исключительно деятельности в качестве поэта и барда. Вероятно, было за что.

(И тут я вспоминаю старую еврейскую песню, которую замечательно пела Нехама Лифшицайте. Был там один куплет, где еврей спрашивает Бога, почему ему не везёт, почему у него такая несчастная жизнь. Спрашивает, разумеется, на идише, а Бог отвечает ему на чистом русском языке: “Не надо было языком болтать!” Вот и мы в советское время частенько болтали языком...)

Итак, что за метаморфоза случилась с А.М. после 1990-го года? До этого самого времени поэт был патриотом Родины и еврейской темы почти не касался. Помните песню “Над Канадой”?

Над Канадой небо сине,
Меж берёз - дожди косые.
Хоть похоже на Россию,
Только всё же не Россия!

А потом вдруг оказалось, что никакой Родины у автора и у евреев в России нет, и участь их ужасна. В “Послании русским евреям” А.М. пишет:

Беги, покуда не увязнул в рабстве.
Пусть голову не кружит ерунда
О равенстве всеобщем и о братстве:
Не будешь ты им равен никогда,

Хрипящим, низколобым, бесноватым.
Отнявшие и родину, и дом,
Они одни пусть будут виноваты
В холопстве и палачестве своём.

Не проживёшь со стадом этим вровень,
Не для тебя их сумеречный бред, -
Здесь все они родня по общей крови,
А на тебе пока что крови нет.

“Им” - это, надо понимать, коренному (русскому) населению, или, как выразился автор, “местным подонкам” (“Перед тобой здесь прав любой подонок Лишь потому, что местный человек.”)

В стихотворении “Я убит а России при погроме” есть такие строки:

Бить жидов - старинная потеха, -
Лучшая из дедовских традиций.
Сам виной, поскольку не уехал,
Сам виной, что вздумал здесь родиться.
Надо мною небосвод огромен,
Битый лёд качается на реках.
Я убит в России при погроме
На исходе ядерного века.

Это очень эмоциональное, трогательное стихотворение, здесь столько душевной боли, столько возмущения и обиды, но напрашивается вопрос - а где ты раньше был? (Прошу прощения, надо бы: а где Вы раньше были?) Почему ничего подобного не было написано до 1990-го года? Я понимаю, что такого не напечатали бы никогда, но оно сохранилось бы в столе.

Ещё меня удивляет какое-то апокалиптическое, безнадёжное настроение А.М. в отношении еврейского народа. Вот стихотворение “Евреи” 1991-го года (привожу полностью):

И становится страх постоянным сожителем нашим,
С нами ест он и пьёт и листает страницы газет.
Не спешите помочь нам - наш путь неизбежен и страшен:
Вы спасётесь когда-нибудь - нам же спасения нет.

Меж народов иных пребываем мы все должниками.
Не для нас это солнце и неба зелёная твердь.
Наши деды дышали озонами газовых камер,
И такая же внукам моим уготована смерть.

Не бывать с человечеством в длительной мирной связи нам:
Нам висеть на крестах и гореть на высоких кострах,
Густо политых кровью и пахнущих едко бензином,
И соседям внушать неприязнь и мистический страх.

Вновь настала пора собирать нам в дорогу пожитки.
Время пряхой суровой сучит напряжённую нить.
Истекают часы,  и наивны смешные попытки
Избежать этой участи, жребий свой перехитрить.

А.М. сообщает - “Вновь настала пора собирать нам в дорогу пожитки”, ощущая себя частицей еврейского народа (“мы”), а сам, впрочем, никуда не собирается. Спрашивается - зачем писать такое?

В стихотворении “Самодостаточность еврейства” (1992 г.) - та же безнадёга:

На что им полосатый талес,
Когда они обречены?
От всех реликвий им осталось
Лишь основание стены.
Какой мечтой, какой надеждой,
В их судьбах горьких виноват,
Их Бог жестокосердный держит,
Им на земле устроив ад?

Я не знаком лично с Александром Моисеевичем, а иначе я спросил бы его: неужели он, живя, как мне кажется, вполне безбедно в нынешней России, отказывает себе и вообще всем евреям в светлом будущем? Тем более, что евреям есть где спасаться - есть страна Израиль. Где А.М. неоднократно бывал.

Странно, что такой жизнерадостный человек, общавшийся с атлантами и с женой французского посла, впал вдруг в упадочническое настроение. С чего бы это?

Дальше - больше. То, что было для А.М когда-то Родиной (с прописной буквы, а как же!), оказалось теперь “чужеродной землёй”. Вот концовка его стихотворения “Почему на могилы евреи приносят камни?..”:

Принесите мне камушки тоже - неважно какие,
Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви.
Потому что порвать не могу я связующей нити
С этим городом вечным, стоящим на финском граните,
Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я,
Чужеродную землю наивно приняв за родную.

И ведь что непонятно - никакие просветы евреев в России не ожидают, чужеродная земля ничего хорошего им не сулит, бить жидов - старинная потеха, а гражданин РФ А.М. Городницкий в ус себе не дует, ходит гоголем, выезжает за границы для исполнения авторских песен и ведёт себя так, будто сам не понимает того, о чём пишет.

Согласен: при относительно благополучном положении евреев в России страна эта - непредсказуема, при очередном катаклизме возможны и погромы, и преследования. Но для чего нужно изображать евреев забитыми и несчастными, так, будто они живут в аду?

Мало того, А.М. от имени этих самых забитых и несчастных благодарит антисемитов, потому что именно они создали нас, евреев! Стихотворение так и называется - “Ода антисемитам” (1997 г.). Более кощунственного произведения я не знаю, мне стыдно, что его написал уважаемый и пожилой человек, умудрённый опытом и талантом. Мне скажут - стихотворение это ироническое, саркастическое, я всё понимаю, но сарказм этот переходит всякие границы порядочности и самоуважения. Привожу полностью:

Ода антисемитам

Спешу заявить я открыто,
Покуда мой разум глубок:
Да здравствуют антисемиты,
Пускай им способствует Бог.

Пускай они множатся всюду,
До края последних морей,
Поскольку иначе откуда
Я знал бы о том, что еврей?

Спасибо, ушедшие рано
Ассирия, Рим, Вавилон,
Что наши разрушили храмы
И нас угоняли в полон.

За то, что в пустыне мы гибли,
Слепой покоряясь судьбе,
Великий властитель Египта,
Спасибо за это тебе!

И вам, украинские каты,
Что шли на детей с топором,
И Вам, государь император,
Любой одобрявший погром,

Тебе, аккуратнейший Эйхман,
Травивший нас газом “Циклон”, --
Всем фюрерам Третьего Рейха
Нижайший за это поклон.

Когда бы не знали кастеты,
Не газ пресловутый “Циклон”,
Мы все бы исчезли, как хетты,
Меж иноязычных племен.

Мы стали бы каплей в элите
Морей чужеземных и рек.
Недаром “Адам” на иврите
По-русски звучит “Человек”.

Погромы, угрозы, теракты,
Явленье кровавых комет,
И ядерный адский реактор
Над миром занес Магомет.

Но даже стократно убитый,
Скажу я в последний свой час:
Да здравствуют антисемиты,
Которые создали нас!

Господи, не антисемиты же создали нас, евреев, мы существовали задолго до того, как появились наши недоброжелатели и убийцы. Мы сохранились лишь потому, что нас нещадно избивали? Спасибо Эйхману? Мне кажется, что поэту изменили чувство меры, чувство юмора, чувство собственного достоинства.

Поэтому, может быть, не случайно, А.М. сказал о себе несвойственным ему верлибром:

Чем ни займись я и что ни делай,
Жизнь моя не имеет смысла.
Ибо свободным себя признавший
От языка своего и предков,
Родины, сына, жены и Бога,
Жить недостоин на этом свете.

Тоже сарказм? Аза юр аф дир...