Первомайская халтура

Георгий Русанов 2
                (Рассказ из школьной юности)

      Мы с Унуком (ребячье прозвище от фамилии Внуков) моим школьным товарищем, на велосипедах проездили пол-дня в поисках хлеба. Хлеб в магазин привозить стали недавно, до этого его пекли в каждом доме, в каждой хате. Это было событие - печь хлебы! О нём объявлялось за несколько дней, за неделю! В этот раз, что-то быстро разобрали в магазине и меня мать с бабушкой снарядили съездить в Троицкое, там совхоз и проблем с хлебом не бывает. Через вышку топографическую, что после войны на значительных возвышенностях устанавливали обозначать рельеф местности, до Троицкого километров шесть и дорога грунтовая, хорошая, хоть редко, но "балованная" грейдером. Унук уже съездил домой, где тоже одобрили поездку в Троицкое. Тоже дома  "свирепствовал хлебный голод" и мы с ним в два раза веселее давили на педали своих велосипедов, ветер был небольшой, но встречный. Планировали часа через два вернуться, а вернулись к вечеру, в обеденный перерыв попали. В деревне обед всегда не нормирован, не повезло. Но зато оттуда ехали легко, ветерок теперь дул в спину, правда, заметно похолодало. Завтра Первомай! Хоть и немного свежо стало, но во всём чувствовалось приподнятое настроение, разве, что песен  ещё не было слышно. Завтра наверно машин пять поедут в райцентр, на демонстрацию, в Верочкину рощу. Кузова машин украсят распустившимися берёзовыми ветками,на бортах натянут праздничные лозунги кумачёвых полотнищ и обязательно по - гармошке на каждый "газик".
      Мы уже, возвращаясь, ехали по деревне и подъезжали к молодому, недавно посаженному колхозному парку и увидели около клуба, тоже открытого года два назад, большую толпу механизаторов. Они всегда выделяются из остальной среды колхозников. Подъехали к ним и поняли, что идёт смена флага. Дело в том, что в клубе размещался ещё и радиоузел. Раньше, когда только протянули радиосеть, он питался от длинноволновой антенны. Обе опоры её, из труб разных диаметров, сваренных в длину метров по 25 каждая, находились, одна в уличной "загородке"  клуба, а вторая в колхозном саду, за клубом. Из-за большой высоты (по меркам деревни), опоры имели растяжки из "вязальной проволоки", для надёжной фиксации их вертикали. Со временем, аппаратуру в радиоузле поменяли с длинноволновой на УКВ (1) и необходимость в антенне и её опорах отпала. Но одной опоре, что в загородке клуба, нашли применение - на ней последние годы развевался наш красный советский флаг. И вот его то и надо было поменять. Уже и лестницу приставили длинную, у электриков взяли, но дело упёрлось в ослабленные растяжки. За ними никто ведь не смотрел, антенна-то не нужна стала. Вот и догадались увидеть в нас способных на такую работу.Но мы-то с Унуком и не подозревали, что это страшно будет, и даже, может, опасно влезать на самый верх опоры, чтобы поменять флаг. Растяжки-то проволочные вытянулись, ослабли.
    Я сразу,без размышления,попробовал лестницу на устойчивость, краем уха учитывая многочисленные советы, а Унук "подпоясал" меня аккуратно свёрнутым в длину полотнищем. "Экипированным" я смело ступил на лестницу и поднялся по ней до первого сочленения, и труб опоры, и растяжек. Дальше лестницы не было и расчитывать надо было на силу рук и ног, на себя. Ветерочек всё таки был. Я посмотрел вниз. Там стояло запрокинутых вверх голов двадцать механизаторов и зевак. Подниматься по трубе было не трудно, тем более руки-то у меня были свободны и высота опоры покорялась "играючи". До последнего, третьего сочленения опоры, где стыкуется самый верхний, метра два или три, кусок относительно тонкой трубы, я добрался быстро и легко. А когда перелазил последнюю "ветвь" растяжек, (выше их уже не было), то, то ли случайно, то ли специально в "ореоле гордости", посмотрел вниз и... Крыша клуба медленно плавала, то приближаясь, то удаляясь от меня. Растяжки! Вытянутые растяжки! Я был на грани поджидавшего меня позора! Ведь я же собирался  поступать в лётное училище! Лихорадочно соображая, что делать, мелькнуло, что не чувствовал этой "плывучести" до самого последнего стыка. Почему? Да я всё время смотрел на самый верх опоры со старым флагом. Надо смотреть только вверх! Тогда и вертикаль консоли трубы удержать легче! Я, наверно даже и той же щекой  прижавшись к трубе, продолжал покорение высоты. Дотянувшись до старого полотнища, осторожно стащил его и сбросил вниз, не глядя куда. Потом развязал обёрнутое вокруг себя и, так же, прижавшись к трубе, надел прошитый край на вертикальный конец трубы, не расправляя ткани. Уф-ф-ф! Это было всё! А мне не верилось, казалось - не кончится!
    По прежнему, не глядя вниз, съехал по трубе до верхнего стыка и только после того, как стал окружён со всех сторон растяжками, "ухмыляясь", даже, изображая небрежно-вольяжный вид, помахал рукой сверху. Внизу, когда уже стали все распрашивать, хорошо ли я укрепил флаг? не сорвёт ли? - крупной походкой подошёл колхозный парторг, Максим Борисыч, стал восхищаться "подвигом", а потом увлёк в радиоузел. Я конечно не видел, когда к радиоузлу подъехал колхозный "УАЗик". Я не слышал ничего! В это время я был на качающейся "верхатуре" опоры и всё внимание моё было сосредоточено на том, чтобы не испугаться "раскачки", не допустить позора будущего лётчика!
       А Максим Борисыч распахнул фуфайку,вытащил из нагрудного кармана тугой бумажник и протянул вынутую из него новенькую "пятерку". Я онемел! Нет, на каникулах, в основном летних, я, как и все ребята, работал, то есть знал, как "хрустят" деньги. Но такие, из кармана парторга, - не были ещё! Пытаясь преодолеть соблазн, говоря, что я комсомолец и, что это мой  долг менять старый флаг на новый, наконец, что мне просто стыдно брать деньги за такую работу. В конце концов моё преодоление "соблазна" иссякло. Всё таки пять рублей, уже "хрущёвских" (2), сделали своё дело! Когда я вышел из радиоузла на улицу, народ ещё не весь разошёлся. Унук держал два велосипеда с буханками хлеба. Я распрямил перед ним зажатый кулак. Он даже вздрогнул, увидев "пятёрку"! А что с нею делать, предложил посоветоваться с "Коль Количем" - ещё одним нашим товарищем, из нашей же неразлучной троицы.
     Совет был один - "утро вечера мудренее". "Пятёрка" нам пригодится завтра в райцентре. Но надо изо всех сил суметь заслужить доверие у своих "домашних", чтобы не было никаких препятствий нашей поездке на первомайскую демонстрацию. Договорились дома, у матерей, отпрашиваться на неё по причине - "не сумели отказаться от поездки у завуча, физика нашего, Виктора Петровича", он обязал. Вроде бы всё "стыковалось" превосходно и даже в райцентре, мы с Унуком и "Коль Количем" выпили по бутылке "Жигулёвского" после демонстрации. Тайно конечно. Но уже на следующей неделе, дней через пять, мать моя узнала, что никакой завуч в райцентр на демонстрацию нас не посылал. Хорошо ещё, что мы догадались привезти из района "гостинцы" - по килограммовому "кульку жамок"-пряников на оставшиеся деньги. Это и cкрасило наше очень, я бы сказал, "щекотливое" положение.


(1)- УКВ - ультра коротко-волновая антенна.
(2)- "хрущёвские" деньги после реформы 1961 года. Подробнее - "http://stihi.ru/2019/10/11/6511".