Он отстоял Фаворский Свет

Православные Праздники
Галина Храбрая

«ПРЕДВОСХИЩАЯ ПРЕДАННОСТЬ ПОКОЮ»

 Мне б встать средь леса,
 И глаза закрыть…
 И, растворяясь в аромате хвои,
 Души Бессмертной Благость приоткрыть,
 Предвосхищая преданность покою!

«Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы»

СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ОТСТОЯЛ ФАВОРСКИЙ СВЕТ

Посвящение 2-й Недели Великого поста свт. Григорию Паламе, в продолжение
Торжества Православия, которое празднуется в 1-ю Неделю Великого поста,
было установлено в 1368 году патриархом Константинопольским Филофеем
и поместным Собором Византийской Церкви 1368 г., канонизировавшем
свт. Григория на девятый год после его кончины 14 ноября 1359 г. 

Патриарх свт. Филофей Коккин написал «Житие свт. Григория Паламы».
В день 14 (27) ноября церковью совершается память свт. Григория Паламы.

Почитание свт. Григория Паламы установлено, как продолжение церковного праздника
Торжества Православия, которое празднуется в честь восстановления иконопочитания
на Седьмом Вселенском соборе 787 г. после более, чем векового запрета икон.

Усилиями Паламы была возрождена «традиция исихазма, или священнобезмолвия,
признанная глубинным стержнем православной духовности, квинтесенцией
православного религиозного типа и стиля».

Византийский исихазм, как в последствии западный квиетизм, означал покой,
безмолвие, отрешённость. Славянский и русский исихазм, не ограничивался
безмолвием и молитвой, а вёл к расцвету богословия и иконописи,
реформированию монастырей, литургическому творчеству, к широким движениям
гражданского и политического обновления.

В результате «исихастских споров» середины XIV века деятельность свт. Григория
Паламы была увенчана решениями серии поместных соборов Византийской Церкви,
выражающими общеправославное признание пути исихастского подвига –
СВЯЩЕННО-БЕЗМОЛВИЯ.

На одном из этих соборов, в 1351 г., был принят догмат о Божественных энергиях
Фаворского света, закрепивший победу исихазма над учениями «латинян».

На Руси продолжателями исихазма были Сергий Радонежский, Нил Сорский,
другие церковные деятели, богословы, монахи.

После падения Византии и вызванного им упадка исихазма, последовало Русское
исихастское возрождение XVIII-XX вв., которое выразилось в антологии исихастских
текстов – пятитомного «Добротолюбия», Оптинском старчестве, подвиге святых
Серафима Саровского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника.

А в ХХ веке – святителя Силуана Афонского, его ученика архимандрита Софрония,
целой плеяды богословов и философов в русском рассеянии.

Исихастская Традиция, получившая во времена свт. Гр. Паламы социальное
и политическое воплощение в деятельности церкви и государства, в наше время
воспринята РПЦ и воплотилась в «Основах социальной концепции Русской Православной
Церкви», принятых Архиерейским Собором Московского Патриархата в 2000 г.

Каков был жиненный путь свт. Григория Паламы, его духовный подвиг,
в чём суть его учения?

Григорий родился ок. 1296 г. и рос старшим ребёнком в многодетной семье
высокопоставленного византийского сановника Константина Паламы,
происходившего из малоазийского аристократического рода.

Семья жила по правилам строгого богочестия, отец среди текущих дел
углублялся в непрестанную умную молитву.

Незадолго до своей кончины ок. 1303 г. боголюбивый сенатор
Константин Палама принял монашеский постриг.

Григорий был взят на воспитание и обучение императором Андроником II Палеологом
(правил с 1282 по 1328 гг.), доверявшим Константину воспитание своего внука,
будущего императора Андроника III, ровесника и друга Григория.

Свт. Григорий Палама учился, по-видимому, в императорском Университете, т. е.
его готовили к государственной службе под началом виднейшего деятеля
палеологовского возрождения, «олимпийца мудрости», астронома, философа
и неутомимого писателя, великого логофета Феодора Метохита.

Хотя Григорий не прошёл полного курса обучения, о его серьёзной подготовке
говорит оценка, которую дал великий логофет выступлению 17-летнего Паламы
в императорском дворце перед великим царём Андроником о логических сочинениях
Аристотеля:

«Сам Аристотель, будь он здесь, похвалил бы его! Вот, такими природными
свойствами должны обладать люди, которые хотят заниматься аристотелевской
логикой».

Но душа свт. Григория лежала «больше к монашескому образу жизни,
изучению святых отцов и наставничеству добродетели».

Он следовал правилу, о котором говорит в своём труде «Триады в защиту
священно-безмолствующих»: хорошо приобщиться в молодости к светской науке
и словесности, но изощряться в них до зрелого возраста смешно и вредно для души,
и свои светские занятия посвящал Богу.

В возрасте около 20 лет свт. Григорий ушёл на Афон, и за ним последовали
в монастыри его братья, мать, сёстры и множество слуг.

В монашестве свт. Григорий Палама стал духовным учеником и преемником свт.
Григория Синаита, обновителя исихазма на Афоне и наставника будущих патриархов.

В возрасте 30 лет Григорий Палама был рукоположен в священники,
но вскоре снова на 5 лет ушёл в пустынь.

О своём молитвенном опыте тех лет свт. Григорий скажет потом в своей Беседе 7-й
о посте, произнесённой во время епископства в Фессалонике: «Молитва, совершаемая
наедине и у себя дома и даже на ложе, побуждает к молитве, которая совершается
в Церкви, подобно тому, как молитва, совершаемая внутри, в уме, побуждает
к молитве на устах».

Признанным духовным путём исихастов была сформировавшаяся ещё между V и VIII
веками на христианском Востоке Иисусова молитва:

ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО.

«Трудно преувеличить значение этой короткой молитовки для православного подвига»,
– пишет С.С. Хоружий (Цит. соч. С. 116).

«Иисусова молитва стоит в центре всей исихастской религиозности», –
подчёркивал известный патролог Иоанн Мейндорф.

И до сего дня все учители свидетельствуют единодушно, что «к единению с Господом
лучшее и надежнейшее средство –  есть умная молитва Иисусова»
(Св. Феофан Затворник. Умное делание. С. 113).

На примере монашеского подвига Паламы в этот период, можно видеть, что суть
нового византийского исихазма XIV века была не столько в молитвенном углублении,
сколько в беспрестанных поисках согласия между откровением и жизнью мира.

Двадцатилетнее подвижничество свт. Григория было полно тревогой о мире,
заботой о вере, стремлением сделать монашескую жизнь очагом всеобщего спасения.

Из-за этих забот он, в конце концов, навсегда оставил свою монашескую келью
и ушёл в самый жар богословской и партийной борьбы.

Новое служение свт. Григория началось с его книги (I Триада) против знаменитого
учёного монаха Варлаама, знатока Евклида, Аристотеля, Платона и Птолемея,
приближённого императора Андроника III.

Варлаам был известен своими «антилатинскими» трактатами, в которых пытался
изобличать бездоказательность католического учения о филиокве – исхождении
Святого Духа от Сына: в вопросах веры, мол, доказать ничего нельзя.

Свт. Григорий в своих «Аподиктических [доказательных] трактатах» тоже опровергал
учение католических богословов о филиокве, но с позиций необходимости
и возможности доказательности в вопросах веры.

Под доказательствами в богословии он имел в виду не логические умозаключения,
о которых говорил Варлаам, а достоверность опыта, о чём писал в Триадах.

По мнению Варлаама, которого А.Ф. Лосев называл «кантианцем XIV века»,
Бог абсолютно непознаваем, и всякие разговоры о чувстве Бога во время молитвы,
его осязаемом видении, которое он понимал, как человеческие ощущения,
не имеют смысла.

Ознакомившись с психотехниками самых недалёких исихастов, он назвал их
духовные практики тупоумием, сведя к нему суть богопознания в исихазме
(СВЯЩЕННО-БЕЗМОЛВИИ).

В ответ последовали Триады свт. Григория «В защиту священно-безмолствующих».

Здесь в отношении таинственных созерцаний Палама дерзновенно утверждает,
что они не кончились в век великих святых и апостолов, а доступны
чистым сердцам теперешних молитвенников.

Палама выдвигает здесь учение о вечно-сияющих, изобильно и таинственно льющихся
из Божьей Сущности нетварных энергиях (действиях), к которым приближает
постоянная молитва и через которые, каждый может приобщаться к Богу,
т.е. обоживаться.

Евангельским свидетельством и природным (т.е. единосущным) символом этих Божьих
энергий становится для свт. григория  «Нетварный Свет Преображения Христова».

Приобщение к нему, истинно тогда, когда охватит не только тонкий ум,
но и душу, и всё человеческое тело.

Варлаам объявил толкование Фаворского света, как Нетварных энергий Бога ересью,
ибо Нетварен только Бог.

Ему важно было опровергнуть представления свт. Григория о прямом видении
Нетварных энергий Бога ради плана всей своей жизни: из невозможности
доказательно познать Божии тайны, он хотел вывести относительность любых
догматов и предложить это воззрение, как почву для объединения церквей.

Но папа Бенедикт XII не принял его догматического релятивизма,
и дипломатия Варлаама в Ватикане не принесла заметных плодов.

Характерно, что исихасты не принимали Варлаама по той же причине,
что и католики.

В ответ на требование Варлаама немедленно судить Паламу 10 июня 1341 года
в Святой Софии состоялся Собор-синод.

Выступая на нём обвинителем и говоря, что нельзя называть Нетварным
видимый свет, Варлаам прочно опирался на св. Дионисия Ареопагита,
основоположника христианского неоплатонизма, и в этом посыле не мог
быть опровергнут.

Но когда он объявил Фаворский свет тварным, он сам впал в ересь:
свет Преображения нельзя назвать просто тварным, потому что в нём
открылся Сам Господь.

Опасаясь обвинения в ереси, Варлаам не очень искренно повинился,
признав Фаворский свет вечным, и Собор закончился всеобщим примирением.

А Варлаам, уехав на Запад, принял униатство. После июньского Собора (1341)
патриарх распорядился собрать все книги Варлаама и сжечь.

Но ввиду примирения на июньском Соборе правота учения Паламы о Нетварных энергиях
тоже оставалась непризнанной, и против него выступил ученик свт. Григория
Акиндин.

В августе 1341 г. снова был созван Собор-синод, который отверг тезис о том,
что признание Фаворского света Нетварным ведёт к двоебожию, и осудил Акиндина,
как «варлаамита» и за мнение, что святые приобщаются к самой сущности Бога.

Но главный вопрос о соотношении сущности и энергий не был, затронут.

В условиях начавшейся гражданской войны в борьбе за власть после смерти
Андроника III, последовавшей сразу за июньским Собором, Палама настаивает
на проведении решающего Собора, пишет новые трактаты, критикуя
«патриарха-политарха», избегавшего богословских споров.

Майский 1342 г Собор-синод заочно постановил уничтожить все новые сочинения
Паламы, а затем его заточили сначала в монастырь Непознаваемого Бога,
а в начале 1343 г – в тюрьму.

За новые трактаты, написанные Паламой, патриарх и синод в 1344 г. отлучили
свт. Григория за его богословие: «дерзающим говорить, что Божия Благодать
нетварна, но отлична от Божией сущности – анафема».

Опальный свт. Григорий Палама пользовался поддержкой партии «паламитов»,
хотя не поощрял межпартийной борьбы, стремясь к единству.

Императрица Анна, рассмотрев два «Догматических слова» в защиту Паламы,
составленные Филофеем от имени Афона, неожиданно оказала помощь свт. Григорию.
 
Он проявил беспристрастность в событиях гражданской войны,
выступил примирителем в борьбе за патриарший престол.

Богословие Паламы было одобрено на особом Соборе, состоявшемся в 1347 г.

Паламистские формулы о Божественной сущности и энергии были присоединены
к исповеданию веры, обязательному для епископов перед их посвящением,
появилась целая «паламистская литература». Но антипаламистская оппозиция
не утихла; её возглавил виднейший учёный и писатель империи Никифор Григора.

Стал необходимым новый Собор, который собрался в мае-июне 1351 г.

Никифор Григора и епископы-антипаламиты заявили на Соборе, что распространение
Божия имени на энергии ведёт к многобожию, что вызвало решительный отпор
со стороны паламитов, имевших значительный численный перевес.

Непокаявшиеся «антипаламиты» были анафемствованы и арестованы,
а Григора заточён в монастырь.

В июле собралось последнее заседание Собора, на котором были сформулированы
несколько «догматических глав», подкреплённых подробными извлечениями
из святых отцов:

1. При Едином Боге есть сущность и её сущностная природная энергия,
и они различаются «без расхождения»;

2. Энергия – есть «нетварная и природная благодать и озарение,
наисходно выходящие» от Божией сущности;

3. Как в таком случае избежать составности в Боге? Отнесением и сущности
и энергии к единому Богу живому;

4. Можно ли прилагать к энергии имя «Божества», совершенно избегая при этом
двоебожия? Да, поскольку так делали отцы Церкви;

5. Правильно ли и согласно ли с преданием говорить,
что сущность выше энергии?  Да.

6. Причастность Богу есть ли причастность Его сущности или Его энергии? Второе.

7. Сотворен ли свет Преображения? Нет.

Формулировки Собора 1351 г. не исчерпывающе ясны.
 
Сам свт. Григорий меньше всего претендовал на то, что «дом истины» 
построен им полностью, и настаивал на окончательности сжатых форм
своего «исповедания православной веры».

Но Иоанн V Палеолог потребовал разъяснений и пригласил к себе во дворец
для диспута Никифора Григору и свт. Григория Паламу.

Публичный диспут состоялся в 1355 году.

Григора философ предложил на диспуте следующую дилемму:
Если Божественных энергий много, т.е. если они различны, то они не могут быть
нетварными, потому что «между одними нетварным и другими нетварным различия
помыслить невозможно»: в Едином Нетварном есть только немыслимое различие
неслиянных и нераздельных ипостасей, и введение каждого, нового, не поддающегося
уразумению различия фактически вводит новую ипостась.

С другой стороны, если Божия энергия сама по себе едина и множится
только в тварном мире, то она неотличима от сущности.

Свт. Григорий повторил свой старый довод: Бога нельзя видеть и нельзя
приобщиться к Его сущности, а ведь мы только Богом и живём, поэтому Бога,
в меру Его доступности, т.е. в меру Его действия на нас тоже надо считать Богом,
вечным и несотворенным.

За этим учением стояла ещё систематическая понятийная разработка,
а только интимный опыт Божьего присутствия.

Григора философ совершил выпады против свт. Григория и его богословия в своей
«Византийской истории», на которые Палама ответил несколькими трактатами.

Последнее столкновение состоялось на Соборе 1368 г.,
когда свт. Григорий был канонизирован.

В дальнейшем спор о «сущности и энергиях» стал переходить в литературную сферу
и бушевал вплоть до падения Византии.

В православной русской и иностранной литературе дискуссии по вопросам сущности
и энергий с новой силой развернулись в ХХ веке. (из инета)

* Х *
http://www.stihi.ru/2017/03/13/9918
«Григорий Палама – мистик и великий святой»