По конкурсу Гипербола и Литота

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/01/27/2238 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/03/13/6388 - Итоги конкурса

Большинство членов жюри (и я с ними солидарна) признали, что голосование по данному туру оказалось сложным, а сам пакет - слабым с точки зрения наличия в них стихов, мастерски использующих прием гиперболы или литоты. Почти никто из участников не написал новые стихи специально к конкурсу, постаравшись вставить в их текст яркую, типичную гиперболу или литоту, на которой держится тема или благодаря которой авторская мысль становится выразительной, наглядной. Многие авторы просто находили у себя стихи, отдельные фрагменты которых  можно считать гиперболой, пусть она и не блещет оригинальностью  и почти ничего не привносит в стихи: просто упомянута и спасибо, что хоть не всуе! Вот поэтому всем нам, голосующим, и было так сложно отбирать стихи в свой шорт-лист, а еще труднее - выдвигать претендентов на номинацию "лучший троп заданного вида".

Гипербола - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Литота - это практически то же самое, только взятое с другим знаком - художественное преуменьшение.

И гиперболу и литоту в поэзии используют не просто для заполнения строки или для поддержания рифмы, а с целью усиления выразительности и образности художественной речи. То есть, сначала должна быть авторская мысль, потом она воплощается в слова - в правильное  и логичное по смыслу предложение, и только для того, чтобы авторская мысль не просто нас ИНФОРМИРОВАЛА, а еще и рождала в нас какой-то образ - ОТНОШЕНИЕ К СКАЗАННОМУ, настроение, создавала индивидуальную характеристику того, о чем автор желает нам сообщить, автор  иногда что-то или преувеличивает, или преуменьшает - искажает реальность! )))

Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его условность. Художник возводит изображаемые явления в превосходную степень, масштабирует их,  создает для них мир смещенных пропорций, преувеличенных страстей, заражает читателя этим миром, вызывая интерес. Это стимулирует воображение, заставляет обратить внимание на выделяемые особенности явлений, высвечивает черты характера литературных героев. Гипербола - художественный вымысел, а не ложь в привычном ее смысле. Основа гиперболы предметная, реальная. Иными словами, ложь становится элементом, усиливающим наглядность и выразительность реальности.

Гипербола незаменима, когда нам нужно сказать нечто высокое или возвысить незначительное.

Гиперболы могут быть выражены различными частями речи:

-  существительным:
 "И СОСНА ДО ЗВЕЗДЫ достает..." ;

- числительным:
"ТЫСЯЧИ сортов шляпок, платьев, платков - пестрых, легких... ослепят хоть кого на Невском проспекте" ;

 - прилагательным:
"Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в... солении, сушении, варении БЕСЧИСЛЕННОГО множества фруктов и растений";

- местоименным прилагательным:
 "Здесь вы встретите усы чудные, НИКАКИМ пером, НИКАКОЮ кистью не изобразимые..."

Обратите внимание - я не выделяю в этих примерах  лишние слова, образующие образ, я выделяю только те слова, где есть сознательное изменение масштаба качества или возможностей чего-либо! В конкурсных стихах, авторы, видимо, не желающие тратить свое драгоценное время на размышления о сути тропа, выделяли заглавными все, что ни попадя, иногда даже то, что ни гиперболой, ни литотой вообще не является. А кое-кто  вообще не выполнил конкурсного задания.

К сожалению - к величайшему для меня сожалению и даже обиде! - некоторые судьи, отбирая стихи в свой личный шорт-лист, предпочли  лишь то, что им приглянулось  по содержанию, совершенно не реагируя ни на жанр (можно ли считать  произведение  поэзией или оно просто разговорная   рифмовка для домашнего употребления?), ни на качество выполненного участниками конкурсного задания, иногда и даже на НАЛИЧИЕ  в них  заданного тропа. Понимаю, что так голосовать многим значительно проще. Но подобным  голосованием  мы вводим в заблуждение наших участников: если их стихи судьи номинировали и даже поставили на высокие места, несмотря на отсутствие в них интересных гипербол или литот, значит - все в порядке! Значит, учебный конкурс - это не средство что-то узнать, а просто шанс заработать на своих заведомо успешных и проверенных стихах еще одну победу!

Выделить гиперболу среди других художественных образов часто бывает непросто. В художественной речи тропы нередко совмещаются друг с другом, что порождает возможность неоднозначного толкования тех или иных тропов, а потому - трудности с их определением. И особенно часто бывает вплетена в другие тропы именно гипербола (литота). Поэтому, если уж подбирать (или писать заново) стихи на конкурс по ЗАДАННОМУ ВИДУ ТРОПА, то лучше предлагать на суд жюри стихи с не вызывающими разночтения в определении их  тропами, и выделять заглавными буквами именно такие и  именно на них "делать ставку". Но участникам всегда некогда! Они охотно почитают мои конкурсные разборы (особенно если их собственное стихотворение там  разобрано!), но потрудиться с написанием стихов по заданию - не захотят. Так что (увы!)  все мы здесь одинаково ленивы: и члены жюри, и участники...

Обобщу сказанное. Гипербола и литота - это своеобразные тропы. Они часто сочетают в себе конструкции фраз, присущие и эпитету, и сравнению, и метафоре,  отчего  могут, например,  быть одновременно отнесены  как  к сравнению, эпитету или метафоре, так и к гиперболе (литоте), если по смыслу они имеют значение преувеличения (преуменьшения). Этот троп мы обычно распознаем в поэтическом тексте   не по какой-то характерной конструкции или по использованной части речи, а исключительно  ПО СМЫСЛУ.

А теперь пора проиллюстрировать сказанное выше примерами конкурсных стихов. Не всех, а только номинированных. И не всех номинированных, а только некоторых из них, потому что (пусть на меня члены жюри не обижаются!) я далеко не со всеми их номинациями готова согласиться. И даже в тех,  что я оставила в качестве примеров,  очевидных гипербол или литот  куда меньше, чем "навыделяли" в тексте стихов их авторы. Иногда  заданных конкурсом тропов в стихах  крайне   мало при большом объеме стихотворения, а примеров особого мастерства нахождения  и использования гипербол или литот в пакете  почти  не найти.  Тем не менее, всякий труд будет нам на пользу!

Номер перед стихами  = номеру участника в анонимном пакете. Заглавными буквами в тексте я выделила ТРОПЫ вида ГИПЕРБОЛА или ЛИТОТА  (без входящих в их о состав других тропов и дополнений).  Комментарии я написала не ко всем стихам, а только там, где это необходимо.

**********************************************************
1. Летающий трамвай. Вера Шкодина

Я помню стук колес,
Трамвай гремит на стыках.
В окошках - синий плёс.
А стекла в сизых бликах.
Приморский городок.
Благоухают розы.
Соленый ветерок,
И боль в душе – занозой.
Ты завтра улетишь,
Бреду  в свою обитель.
Мой город не Париж,
И я не небожитель.
Но белый  пароход
С волной зеленоглазой.
Опять сквозь сон плывет
Весной, под стоны джаза.
Случилась ночь без сна.
Звенит трамвай призывно.
Явилась  вдруг Луна,
Засеребрилась дивно.
И вижу: тот трамвай,
Пустой, СОШЕДШИЙ С РЕЛЬСОВ,
Вдруг ВЗМЫЛ под псовый лай,
Без помощи  пришельцев.
ЛЕТЕЛ ПОВЫШЕ КРЫШ,
Нарушив все законы.
Взорвав ночную тишь,
Сошли с ума  вороны.
Но не его вина,
Что  перелетной птицей,
Коль в городе весна,
Он смог себе присниться.

2. Желание. Любовь Голейчук Коэн Белл

Абрикосовым вареньем или мятною конфетой,
Прошлогодним талым снегом или первым жаром лета,
Быстрой мышкой иль УЛИТКОЙ, что весь день куда-то МЧИТСЯ,
Изменяя место в жизни лишь чуть-чуть при всём при этом,
Никому не нужной песней иль желанной синей птицей,
Рассудительностью трезвой или грёзами поэтов,
Робким вздохом, тёмной ночью или яркой вспышкой света
Мне бы в сны твои проникнуть, чтоб тебе ВСЮ ВЕЧНОСТЬ сниться...

Образ "Мчаться улиткой" - заставляет задуматься, что здесь имел в виду автор... А сочетание "ВСЮ ВЕЧНОСТЬ" не порадовало, я бы заменила или убрала слово "всю" - у вечности нет частей.

3. Метаморфозы времени. Любовь Левитина 

Как точно знает юность, что желать,
в десятом классе,
а время как неношеную кладь
хранит в запасе.

Как молодость бурлит в потоке дел,
(стыдись, бездельник)!
А время не спешит искать предел,
но стоит денег.

Как в зрелости мелькает много тем,
легко забытых:
слова, что адресованы не тем,
друзья ли, свита?
Предательски блестит седая прядь,
нежданным снегом.
А время темп умеет убыстрять,
летит с разбегом.

Как старость беспощадно тянет в клеть.
Часов навалом,
а времени, оставшегося тлеть,
ничтожно мало...

А где здесь гипербола или литота? У меня большие сомнения, что они есть... И еще смутило по смыслу  выражение "летит с разбегом".  (либо летит, либо бежит)

4. Кроны сосен. Владимир Сорочкин   

Кроны сосен, словно невод,
Лишь нащупывая дно,
Процедили наше небо –
С облаками заодно.

И, почти придя в упадок,
СКВОЗЬ ИГОЛЬНОЕ УШКО   
Лето рябью голых пяток
Через озеро ушло.

Но ещё деньком последним
Задержалось по пути
И, скользя по соснам медным,
Улыбается: прости!

Знаешь, пряча в клетках пледа
Грозовой озноб разлук,
Мне до боли жалко лето,
Ускользнувшее из рук.               

Пусть уходит остальное,
Но ещё, как тихий скит,
Это озеро льняное
Нас с тобою приютит. –

Там, где СОЛНЦЕ НА ЛАДОНИ,
Где, не чувствуя вины,
Кроны сосен, точно клоны,
В небеса устремлены.

5. Обед. Рь Голод 

Я ДОБРЕЙ ВСЕХ ДОБРЯКОВ,
Я ТОЛСТЕЙ ВСЕХ ТОЛСТЯКОВ,               
Ах, какое хачапури,
Восхитительнейший плов!

Принесите мне петрушки
И укропа и кинзы,
На парчовые подушки
Я ВОЗЛЯГУ ДО ВЕСНЫ.               

Буду молча улыбаться,
Кушать-слюшать что вокруг,
Будут к плову нагибаться
Очень жирный пальцы рук.

Чай зелёный, ай, красивый,
На подушках ха-ра-шо,
КТО НЕ КУШАЛ эти сливы,
ТОТ сав-сем ВСЕГО ЛИШЁН.

Ах, какая вкусный блинчик,
КНЯЗЬ ТАКОЙ ПАШТЕТ НЕ ЕЛ,
Вьётся аромат шашличный,
Вай, какой хурма поспел.

7. Чижовский плацдарм. Ирина Полюшко

Здесь двести дней земля была кровавой,
И КАЖДЫЙ ПЕРВЫЙ - ВЕЧНО МОЛОДОЙ. ...               
Ночами вырастала переправа
Для танков и орудий под водой.   ???

В атаку ополченец, не сутулясь,
Вставал. Ведь ЗА СПИНОЮ ВСЯ СТРАНА! ...               
Жаль, остовы домов в остатках улиц
Не все запоминали имена...

ЖЖЁТ ПАМЯТЬ НЕДОПИСАННЫЕ КНИГИ
Про каждый дом - форпост передовой.
Пал смертью храбрых политрук Куцыгин
И Куколкин - разведчик боевой.

Не до чинов им было, не до званий...
Вперёд! ПЛЕЧО ТОВАРИЩА - БРОНЯ. ...               
Звучат слова Скоробогатько Ани:
"Ребята! Отомстите за меня!"

И мстили... Захлебнулось наступленье.
Дрожи, захватчик подлый, ВОЛКОМ ВОЙ!
Со всей страны стекалось пополненье
Для армии родной сороковой.

"Чижовку" пели на мотив "Каховки"
Узбек, еврей, татарин и казах.
А после рукопашного НЕЛОВКО
СМОТРЕЛО НЕБО в мёртвые глаза.

Пятнадцать тысяч. Всех не похоронишь.
Прости, что поздно, безымянный брат!
Спасибо всем, кто отстоял Воронеж
И заслонил собою Сталинград!

А дальше - лишь вперёд, без остановки.
Не позабыть фашистам вбитый клин!
ВОРОНЕЖ НАЧИНАЕТСЯ С ЧИЖОВКИ.
Отсюда шла дорога на Берлин.

Здесь во многих строках трудно сказать определенно - гиперболы ли  это, или метафоры с оттенком преувеличения , но приятно, что все образы  идут за смыслом, работают на тему, а не заменяют, не украшают ее. Не совсем поняла фразы "переправа для ... орудий ПОД водой".

8. И время прочь, и пространство прочь. Ольга Альтовская   

И время прочь, и пространство прочь*  (* цит. А.Ахматова),
И горечь слов, и обиды скотч.
Забуду всё – подведу черту,
И вы забудьте былую – ту
Меня из плоти, черты греха.
Я растворяюсь в лучах стиха,
НЫРЯЮ В ВЕЧНОСТЬ, как в водоём,
И - БЕСКОНЕЧНА - ТЕПЕРЬ ВО ВСЁМ: ...               
В листе берёзы, в дыханье трав,
Межи-границы легко поправ.
Я – ПТИЦА ФЕНИКС И ПТИЦА БА –
Не ученица и не раба.
Я – ДУХ ВСЕЛЕННОЙ, её звено:
Всего живого, что сплетено
Законом вечным, как светотень,
Как «было» с «будет», как ночь и день.

13. Зрение сомкнутых век. Елена Парадизова               

НОЧЬ - ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ В ЖИЗНЬ.            
Кругом очерчена прочным.
Сроком отмерена точным.
Ночь, протяженностью в жизнь.

ДЕНЬ - ПРОТЯЖЁННОСТЬЮ В ВЕК.
Жаркое солнце в зените.
Свет от Аляски до Крита.
День, протяженностью в век.

ВЕЧЕР, ЧТО ДЛИТСЯ СТОЛЕТЬЕ.
Тайного смысла бокал.
Тень отраженья зеркал.
Вечер, что длится столетье.

Путь мой, мой день, моя ночь!!!
Вечер мой - горестный век.
Зрение сомкнутых век.
Музыка звездных молчаний,
Цвет в острие осязаний.
Путь мой, мой день, моя ночь...

Гиперболы здесь - бесспорные. Но о чем эти стихи? Что хотел сказать автор?

14. Вчера и сегодня. Борис Поляков 2 

1.
За  те  МГНОВЕНЬЯ  ЗИМ  И  ЛЕТ,   
что  мы  знакомы  в  мире  этом,
случилось  чудо  на  земле  – 
ВСЯ  ВЛАСТЬ  ПРЕДЛОЖЕНА  ПОЭТАМ.
   
Сближаются  материки,   
в  леса  спешат  вернуться  птицы,   
военных  тянет  на  стишки,   
ВОЙНА  ЛИШЬ  ПРЕЗИДЕНТАМ  СНИТСЯ, 

уходят  в  Лету  ложь  и  яд,   
о  чуде  грезит  юный  Вертер
и  скоро  будет,  говорят,   
любви  даровано  бессмертье. 

Мерцает  в  очаге  огонь.   
Журчит  родник  в  глуби  колодца.   
Лежит  в  моей  твоя  ладонь,   
и  сердце  рядом  с  сердцем  бьется...
2.
За  те  ГРОМАДЫ  ЗИМ  И  ЛЕТ, 
что  нам  даны  на  свете  этом,
всё  изменилось  на  земле  – 
ВСЯ  ВЛАСТЬ  ПРИНАДЛЕЖИТ  ПОЭТАМ.

Слились  в  один  материки, 
в густых  лесах  резвятся  птицы, 
военные  строчат  стишки, 
ВОЙНА  ЛИШЬ  СУМАСШЕДШИМ  СНИТСЯ,
      
ЛЕКАРСТВОМ  СТАЛИ  ЛОЖЬ  И  ЯД, 
ВОСКРЕС  И  СЧАСТЛИВ  ЮНЫЙ  ВЕРТЕР
и,  как  о  факте,  говорят  – 
ЛЮБВИ  ДАРОВАНО  БЕССМЕРТЬЕ.
       
Пылает  в  очаге  огонь. 
Бурлит  родник  в  глуби  колодца.
Но  холодна  твоя  ладонь 
и  сиротливо  сердце  бьётся…
      
21. Письмо любви. Лариса Кравц 

Мне вспоминать всегда так радостно
Твоё лицо.
Прошу тебя, пришли, пожалуйста,
Мне письмецо.
Открой в нём чувства, пусть затеплится
В душе огонь.
Осталась в клетке, словно пленница,
Моя любовь.
Спаси её, о, рыцарь ласковый,
Маг, чародей…
Коварный, знай, под чёрной маскою
Сокрыт злодей.
В темнице держит душу хрупкую,
Но ты приди
По мостику чрез речку бурную
К моей любви.
А я тебе из заточения
Махну рукой.
Приди, хотя бы на мгновение,
Спаситель мой.
Увидишь, как я бьюсь голубкою
О решета.
Томится долгою разлукою
Моя мечта.
А если вдруг примчится с голубем
Письмо любви,
Не дрогну я перед затворами,
Лишь позови!
ПЕРЕЧИТАЮ СЛОВО КАЖДОЕ
РАЗ ПО ПЯТЬСОТ.               
Скорей спаси меня, отважный мой,
Мой Дон Кихот,
Тобосской буду Дульсинеею,
Когда придёшь
За мною в царство лиходеево
Сквозь тьму и дождь,
Где тучи серые сгущаются
И солнца нет,
ПИСЬМО ЖДЁТ Спящая Красавица
ТРИ СОТНИ ЛЕТ.    

Очевидных гипербол я увидела только две. Остальные тропы - скорее метафоры, где только переносный смысл, а не преувеличение.               

22.  Встречи-расставания.  Екатерина Падукова   
 
Глаза… и жилка у виска …
Молчим, мы все уже сказали…
Течёт слеза – но мы ведь знали,
Что так и будет… ГРОМ СВИСТКА -

Пора! - уходят поезда.
- Не забывай!.. Черкни  хоть строчку!..
Мы уезжаем - кто куда,
Чтобы дышать поодиночке.

- Прощай!.. - ОГРОМНОЙ ПУСТОТОЙ
МЕЛЬКНЁТ ОКНО в твоем вагоне,
И выкрик горестный: постой! -
В глазах моих замрёт, утонет…

В глухую боль всё дальше - прочь
Нас отрывает друг от друга!..
Прости! - разносится по кругу
И звёздами взмывает в ночь…

24. Птичкам. Виктор Колесников 6   

Летуны и певуны,
ЧУТЬ ПОБОЛЬШЕ СПИЧКИ,                литота
Вы, КАК ВОЗДУХ, нам НУЖНЫ,                гипербола
Птички-невелички.

Посреди вражды-войны,
На пороге праха,
Вы, наверное, одни,
Кто не знает страха.

Вас и кошки не сожрут.
Не достанет коршун.
Для чего они поют?
ЖИЗНЬ ОТ ПЕСЕН ДОЛЬШЕ.

В детстве каждому взлететь
Хочется над твердью
И с небес на мир глядеть.
Там не знают смерти.

Лето коротко у нас.
Нам дружить недолго.
Спойте нам ещё хоть раз.
С вами жить не больно.

25. Я летаю. Тамара Гаврилова 5   

Сквозь время я летаю по ночам -
чем старше, тем всё чаще мама снится,
Наш дом в огне закатного луча,
и я - как будто крошечная птица.               

Прыжок, и – НЕВЕСОМУЮ, меня
уносит в небо пара тёплых крыльев,
и кажется копеечкой земля,               
а  туч громада  - пастью крокодильей.

Внизу трепещут НИТОЧКИ БЕРЁЗ,
и, ОСЛЕПИВ меня ЛАВИНОЙ СВЕТА,
теряется в СТОГУ НЕСЧЁТНЫХ ЗВЁЗД
блестящая ИГОЛОЧКА РАКЕТЫ.

Последняя строфа обеспечила успех автору стихов - в ней две  выразительных гиперболы и две литоты. Что касается тропов " как будто крошечная птица" (сравнение) и фразы  "кажется копеечкой земля" (вообще не троп), то их сложно считать преувеличением или преуменьшением: автор честно сообщает, что это ему всего лишь кажется, что он сравнивает увиденное (как будто!) с чем-то -  здесь нет сознательного искажения реальности.

27. От запада и до востока. Елена Заостровцева
 
Мой пращур - былинный неистовый скиф,
не знавший в боях пораженья,
МОГУЧИМ КЕНТАВРОМ ЛЕТЕЛ по степи
Навстречу великим сраженьям.

Кочевники ТУЧАМИ ШЛИ за Урал,
Неся разрушенья и беды,
И ВЕЧНОГО ВОИНА хищный оскал
Был внуку наследством от деда...

Но дивный портрет из полыни и слёз,
Из сумрачной, дикой породы
Сработал умелец, колдун-камнетёс,
Начальник  великого рода .

Ливонских дворянок холодная спесь
Схлестнулась с огнём азиатским -
И Запад с Востоком В ГРЕМУЧУЮ СМЕСЬ
СЛИВАЛИСЬ  В БУРЛЕНИИ АДСКОМ.

Был пушечный гром или СВЕТА КОНЕЦ  -
Но в срок, утверждённый веками,
Явился мой прадед, и дед, и отец,
А дальше - вы видите сами...

Коль ТЫСЯЧИ судеб оставили шрам,
То где мне с собой разобраться:
ВО МНЕ - ЦЕЛЫЙ МИР: и коварство, и шарм,
И страх - и желание драться!

Мне ВЕДОМО ВСЁ: дым сожжённых дворцов
И степи ковыльной просторы,
Июньская свежесть лифляндских лугов,
Париж и Уральские горы.

Я сам - ПЕРЕКРЁСТОК МИРОВ И ВРЕМЁН ,
Великих, прекрасных, жестоких...
Я в землю потомков и предков влюблён -
От запада и до востока!

29. Не проходит бесследно боль. Селена Ка   

Не проходит бесследно боль.
Не стираются имена…
Слишком долгим был страшный бой.
Ведь война есть всегда война.
Сколько дней под разрыв гранат
Не смыкал я уставших глаз.
УМИРАЛ СОТНИ РАЗ ПОДРЯД               
Наяву, каждый миг и час.
И в отчаянье ледяном
Я боролся, как зверь, за жизнь.
Согревал мЕня день за днём                РУ
Огонёчек твоей души…
А сегодня в моих глазах
Ясный образ родной земли,
Где наш дом. Но сосед сказал:
«Не успели мы …не спасли».
Жгучей пулей прошла насквозь
Эта весть. И алел закат,
Как кровавой рябины гроздь,
Будто в небо попал снаряд.
Мы хотели вдыхать рассвет
И черешни растить в саду.
Просто жить без тревог и бед.
Только ветер свечу задул…
В бесконечности серых дней
Даже сон теперь - конвоир.
Я узнал, что ВОЙНЫ СТРАШНЕЙ
БЕЗ ТЕБЯ ОПУСТЕВШИЙ МИР.
 
…Вновь окопы и рубежи.
Ныне смерть мне уже сестра.
Я бы мог научиться жить,
НО Я УМЕР…    ЕЩЕ ВЧЕРА.

32. Колыбельная для взрослой дочери. Ольга Рачицкая   

У дочки за стенкой шумит океан.
У нас же берёзы в снегу.
Лежат между нами четырнадцать стран
И ТЫСЯЧА РАЗНЫХ ТАБУ.               

Когда же бессонница в лунный сачок
Ловила остатки обид,
Я пела по Скайпу как серый волчок
Пугает того, кто не спит.               

И долго потом сторожила я сон
На той половинке Земли.
Лишь руки упавший на лоб волосок
Поправить никак не могли.

Стихи хорошие, да гипербола - единственная и слишком банальная. Стихи явно не для этого конкурса были написаны.

37. Королева Алиса. Татьяна Шкодина 2 

Ты прошла этот путь. Не грусти, королева Алиса.
Плащ испортила моль, и корона твоя - из фольги…
Рухнул карточный домик, и джокер мелькает в кулисах -
Это в прошлом, Алиса. Ты пешка, себе-то не лги.

Из чудесной страны, где ни логики, ни постоянства,
Где волшебная дверь за опущенным пологом ждет,
Ты пришла в зазеркальное, черное с белым пространство,
Здесь количество партий расписано на год вперед.

И тебе никогда не чаевничать с Мартовским зайцем,
Где безумие Шляпника стало безумством твоим…
И заплакать нельзя – тихо плещется меркнущим глянцем,
Сохнет ОЗЕРО СЛЁЗ. Остывает твой личный Гольфстрим.

Это взрослая жизнь. Ошибаться в ней, право, не стоит…
Кто ходы просчитал – победитель и новый герой.
Шах и мат королю. И заброшенный покерный столик
Не напомнит тебе, как случайности правят игрой.

Оглянуться назад никогда не грешно и не поздно,
Если в темном лесу Белый Рыцарь оставлен тобой.
Королева Алиса, смотри – усмехаются звезды.
…Это лунный Чешир за твоей наблюдает судьбой.

Тот же случай... Кроме довольно часто употребляемого "ОЗЕРО слез",  опереться здесь больше не на что. Стихи хорошие, но они победители других конкурсов, а на конкурс гипербол  выбраны "из того, что было".

40. Зимнее. Соэль Карцев   

Двадцатая бесснежная зима
невдалеке от вечного Гольфстрима.
Притихший мир... До Третьего ли Рима?
И жизнь, в итоге данная сама
себе одной (в эпоху перемен
так водится). Привычные детали.
Моя рука касается не дали —
твоих колен.
 
Твоё ЛИЦО ВЗРЫВАЕТ ТИШИНУ,
грохочет мир по рельсам наважденья,
прошедших лет являя отраженье...
Удачей, не поставленной в вину,
ты — для меня, до ямочки щеки;
за окнами мятущиеся тени
от нашей ГОДЫ ДЛЯЩЕЙСЯ МЕТЕЛИ
так далеки...

41. Ненужная. Анна Уклеина

Цветы не политы, посуда не мыта,
Не хочется есть и не хочется спать,
А СЕРДЦЕ НА СОТНИ ОСКОЛКОВ РАЗБИТО,
Которые мне слишком сложно собрать.
Неделя прошла, от тебя ни словечка,
Но я всё на что-то надеюсь и жду:
Быть может я выйду, а ты у крылечка,
Быть может сидишь на скамейке в саду.
Но это лишь бред, ты уже не вернешься ,
Уехал надолго в чужие края.
Ты встретишь другую, успеха добьешься,
А здесь остаюсь лишь ненужная я.
Пишу в никуда электронные письма,
С надеждой смотрю в голубой монитор.
Во всём этом нет ни малейшего смысла -
С ненужной тебе ни к чему разговор.
Сентябрь стучится в окно листопадом,
Как старый приятель зовёт погулять.
Бодрящим прогулкам я больше не рада,
В привычное кресло врастаю опять,
Сижу и сижу, а порой ощущаю,
Что так ПРОСИДЕЛА Я ТЫСЯЧИ ЛЕТ.
Но я с этим справлюсь, себе обещаю,
Что выйду однажды на солнечный свет
И встречу с улыбкой своё бабье лето,
Ведь всё хорошо, есть семья и друзья.
К тебе обращаюсь с последним приветом:
"Прощай и будь счастлив.   Ненужная я."

45. Гроза над полем. Нина Матрохина 

Вслед за пылью, слетевшей с дороги,
Вслед за звуками дальнего грома
БЕСКОНЕЧНЫЕ спазмы тревоги
Воздух в лёгких сжимали знакомо.

Содрогаясь от собственной силы,
Надвигаясь растянутым фронтом,
Что-то шло, клокотало, грозило
От границы земли с горизонтом.

Трепетала земля от испуга
Перед этой БЕЗУДЕРЖНОЙ МОЩЬЮ.
Всё что жило, дышало в округе,
Притаилось в дубравах и рощах.

Начертав свОи грозные руны                РУ
Над полями созревшего хлеба,
Рвали гневные стрелы Перуна
Тёмной влагой набухшее небо.

И оно свОей чашей БЕЗДОННОЙ                РУ
Прохудилось по шву в середине.
Хлынул ливень стеной многотонной
На колосья, ломая им спины.

По земле точно орды лихие
Пронеслись. И легло бездыханным
Под ударами грозной стихии
Поле хлебное, ставшее бранным.

Неплохое описание природы, но, что касается гипербол,  то они слишком часто используемы, не блещут новизной. К тому же есть два распада ритмического ударения с фонетическим (РУ), что по большому счету - препятствие для номинации.

**************************************************

На этом разбор заканчиваю.  Последний тур оказался трудным. Финалисты (участники, представившие свои произведения на все пять туров), уже выявлены, но тот, кто какой-то из туров  пропустил или хочет и может еще увеличить  свою набранную за всю серию сумму очков, обязательно поучаствуйте в дополнительном, специальном туре - "Зачет по тропам"- http://www.stihi.ru/2017/02/26/7920. И отнеситесь к выполнению его конкурсного задания со всей серьезностью.  Всем - успеха!

С уважением, Ваша Алкора