Сказка о чудище, мечтающем покорить мир

Станиславская Галина
Маленькая пьеса для школьного театра по одноимённой сказке Станиславской Галины
Написана специально для антикоррупционной работы
с подростками                12+
Премьера спектакля состоялась 11 апреля 2017 года на сцене
СПб ГБНОУ "Лицей искусств "Санкт-Петербург"               

Посмотреть спектакль можно по адресу:
http://on-cinema.com/video/124738927_456239025/
или
http://vk.com/id124738927?z=video124738927_456239025
               
В спектакле могут быть заняты учащиеся 6-11 классов

Действующие лица и исполнители:
Сказочник
Гражданин 1
Гражданин 2
Гражданин 3
Гражданин 4
Гражданин 5
Студент
Свет
Радость
Добро
Народ (сколько угодно представителей простого народа)

Коррумпированные граждане:
Чиновник А
Чиновник В
Врач, забывший клятву Гиппократа
Нехороший преподаватель
Нечестный судья
Ловкий инспектор ГИБДД
Водитель – нарушитель правил дорожного движения
Продажный таможенник
Иноземный террорист
Коррупция Многоликая
(в роли Голов Коррупции - 10-12 учеников)
Зло

Реквизит и костюмы:
костюм сказочника: плащ-накидка и шляпа-цилиндр  или костюм – брюки, блуза с широкими рукавами и необычным воротником, камзол или жилет и большой берет;
большая накидка грязного цвета с надписью «Коррупция»( за нею должны помещаться 10-12 человек),
экипировка Голов Коррупции: на головах – парики, банданы и пр., чёрные брюки или трико, футболки невесёлого цвета с надписями или лентами через плечо «Лоббизм», «Кумовство» и т.д., лапы (чёрные носки с пришитыми к ним длинными когтями)
Свет: фонарик на голову, ярко-жёлтая накидка или костюм с изображением солнца; Радость: улыбающаяся по-хорошему маска, какие-то праздничные атрибуты на накидке, красивом платье или костюме;
Добро: костюм доброго сказочного героя;
Зло: злая маска, уродливая накидка;
Два строгих деловых костюма чиновников, на спине надпись «Нехороший чиновник»;
белый халат врача с надписью «Забыта клятва Гиппократа»;
судейская мантия с надписью «Нечестный судья»;
костюм инспектора ГИБДД с надписью «ловкий инспектор ГИБДД»;
форма таможенника с надписью «Продажный таможенник»;
костюм террориста, обвешанный гранатами и прочими явными атрибутами терроризма;
костюм водителя: джинсы, футболка, куртка;
нарисованная денежная купюра большого размера;
Швабры, веники, мухобойки и прочий инвентарь для изгнания Коррупции.
Музыкальное сопровождение в соответствие с текстом и сценическим действием.
Звучит фонограмма песни В.Шаинского и М. Пляцковского «Рассвет-чародей»,                поют несколько участников спектакля, в том числе Свет                Радость танцует, Добро играет на флейте
Свет: - Я – Свет!
Радость: - Я – Радость!
Добро:  - Я – Добро!
Вместе:  - Мы на Земле живём давно!
Свет: - Смотрите все! К нам Сказочник спешит!  Мы рады этой встрече от души!
Добро: - Какую сказку ты для нас припас? Что ты расскажешь нам на этот раз?
Сказочник: - Сегодня расскажу я вам «Сказку о чудище, мечтающем покорить мир».
Вместе Свет, Радость и Добро: - И что это за чудище такое?
Сказочник: - Сейчас я эту тайну приоткрою.
Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича  (пока Коррупция ходит по сцене)               

Сказочник:
Жила-была уродина одна –
Коррупцией научно названа,
Вредила честным людям день-деньской,
Питалась горем, болью и тоской,

Привычною была и многоликой
Коррупция в одной стране великой,
И множеством голов своих кивала,
И жить хорошим людям не давала.

Появляется  Многоликая Коррупция ( 10 учеников, исполняющих роли голов Коррупции, и 1 или 2 ученика, которые держат накидку в течение всего представления, закрывая все 12 человек, оставляя открытыми только верхние части тела)  и прогоняет Свет, Радость и Добро (уходят за кулисы).

Головы выкрикивают  по очереди:
1-ая:
Я -  подлая!
2-ая:
Я - лживая!
3-я:
Я – гадкая, на взятки падкая!
4-ая:
Я – изворотливая!
5-ая:
Я – хитрая!
6-ая:
Я – ненасытная!
7-ая:
Я – беспощадная!
8-ая:
Я - жадная, я - кровожадная!
9-ая:
Я – алчная!
10-ая:
Я - безобразная!
Устраивают общий шум:
все вместе кричат каждая своё,
а затем хором:
Я – Многоликая Коррупция!

Сказочник:
Все Головы свои имели клички,
Такие, что и молвить неприлично!

Каждая Голова выбегает и встаёт на сцене, услышав свою кличку в повествовании Сказочника.

Сказочник:
ПОДЛОГ СЛУЖЕБНЫЙ, ПОДКУП, ВОЛОКИТУ
К* применяла  часто и  открыто,
ЛОББИЗМ и ВЗЯТКУ, ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Использовала, как специалист,
И также ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ страдала,
И ДЕНЬГИ повсеместно ОТМЫВАЛА**,
А  НЕПОТИЗМ (по-русски – КУМОВСТВО)
Могли прикрыть любое воровство.

Каждая голова представляет своё коррупционное проявление, называя себя его именем и давая определение проявлению коррупции:
1-ая:
Я – Служебный подлог! Я - внесение должностным лицом, или государственным служащим, или служащим органа местного самоуправления в официальные документы заведомо ложных сведений, а также внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, и  эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.
2-ая:
Я – Подкуп! То есть передача государственному служащему или должностному лицу материальных благ в обмен на нарушение подкупаемым своих обязательств или долга.
3-я:
Я – Волокита! Я - недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, я - проволочка, намеренно медленное, сопровождающееся излишними формальностями исполнение дела.
4-ая:
Я – Лоббизм! Я - вид деятельности, заключающийся в воздействии физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определенных решений.
5-ая:
Я – Взятка! Я самая известная! Я – это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это должностное лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.
Виновен тот, кто меня берёт, но виновен и тот, кто меня даёт!
6-ая:
Я – Протекционизм!  Я - «покровительство» отдельным компаниям, лицам и иным участникам рынка со стороны правительства страны, выражающееся в виде предоставления различного рода льгот и преимуществ. Например, предоставления компании отсрочки в платеже процентов по кредиту или предоставления налоговых каникул, или  государственного финансирования  деятельности компании, или предоставления займов, грантов и прочих форм прямого финансирования. В то время как другие компании почему-то ничего этого не получают.
7-ая:
Я – Вымогательство! Я -  требование должностного лица передать ему материальные ценности или организовать для него получение имущественной выгоды под угрозой совершения должностным лицом действий, которые нарушат права и законные интересы взяткодателя, либо искусственное преднамеренное создание условий, в которых потерпевший будет вынужден дать взятку, чтобы избежать неблагоприятных последствий для себя.
8-ая:
Я - Отмывание денег! Я -  легализация  денег, добытых нечестным путём. Я появилось в 30-е годы ХХ века, когда американские гангстеры легализовывали наличные средства, полученные от рэкета и реализации наркотиков, через систему прачечных. Наличные средства уплачивались за якобы оказанные услуги по чистке одежды.
9-ая:
Я – Непотизм! Я - вид фаворитизма, предоставляющий привилегии родственникам или друзьям, вне зависимости от их профессиональных качеств, например, при найме на работу или приёме на государственную службу.
10-ая:
Я – Кумовство, я – Кумовство!
Я - «Непотизм» по-русски.
Мы с Непотизмом – близнецы!
А наша мать – Коррупция!

Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича  (пока говорит Сказочник, а Коррупция  водит хоровод)               
Все Головы берутся за руки, собираются в тесный круг, в центре круга на корточках сидит Зло, начинают медленное вращение вокруг Зла в соответствии с текстом: круг расширяют постепенно, в центре «растёт» Зло.

Сказочник:
Так и жила, росла в объёме, в весе,
С ней Зло росло, участвуя в процессе,
Рубли, валюту, схемы обожала
И честных граждан сильно раздражала.
Фонограмма песни Зла.
Звучит фрагмент «Танца бюрократа» Шостаковича  при выходе каждой пары на сцену.
На сцену по очереди выходят выходят коррумпированные граждане:
К ним сразу же пристраиваются Головы Коррупции (можно взять коррумпированных граждан под ручку, можно встать рядом или позади, можно и впереди).
Выходят честные граждане, желающие решить какие-то вопросы, встают у микрофона в пары с коррумпированными гражданами лицом к лицу.

Диалоги честных граждан и коррумпированных
(Головы Коррупции во время диалогов кривляются, выглядывают из-за плеча коррумпированных граждан, приплясывают рядом)

Гражданин 1:
- Хотелось бы решить вопрос с жильём!
Чиновник А:
- За это дело взятки мы берём!
Встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Взятка встаёт рядом с Чиновником А.

Гражданин 2:
- Желаю пользу приносить стране!
Чиновник В:
- Готовлю место тёплое жене!
Встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Кумовство или Непотизм, или обе сразу, встают рядом с Чиновником В.

Нехороший преподаватель:
- Хотели бы отметку получить?
Совсем не надо лекции учить!
Студент:
- А как же?
Нехороший преподаватель:
- Без проблемы! Вы в зачётку
Должны купюры стопкой положить!
Встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Взятка  встаёт рядом с Нехорошим преподавателем.

Гражданин 3:
- Не понял, почему оправдан вор?
Нечестный судья:
- А Вы хотели строгий приговор?
Гражданин 3:
- Конечно, да!
Нечестный судья:
- У нас гуманный суд!
Гражданин 3:
- Когда судье подарки поднесут?!
Встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Подкуп  встаёт рядом с Нечестным судьёй.
 
Врач, забывший клятву Гиппократа:
- Хотите ли проснуться от наркоза,
Чтоб жизни Вашей не было угрозы?
Гражданин 4:
- Хочу, конечно, доктор, кто ж  не хочет!
Врач, забывший клятву Гиппократа:
- Тогда пускай супруга похлопочет
И принесёт в конвертике деньжат –
Тысяч десять, я не буду возражать.
Встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Вымогательство встаёт рядом с Врачом, забывшим клятву Гиппократа.

Гражданин 5:
- Инспектор, он меня едва не переехал!
Ловкий инспектор ГИБДД:
- Сейчас посмотрим, кто же тут такой!
Наклоняется к
водителю – нарушителю правил дорожного движения:
- Так, говорите, это ради смеха?
Водитель передаёт инспектору денежную купюру, тот прячет её в карман:
Махну Вам на прощание рукой!
Водитель уезжает.
Гражданин 5 и инспектор встают друг к другу спиной.
Голова Коррупции Взятка  встаёт рядом  с Ловким инспектором ГИБДД.

Иноземец – террорист:
- Эй, ответь-ка мне, таможня,
Провезти взрывчатку можно?
Нехороший таможенник:
Если можешь заплатить,
Почему ж не пропустить?
Ударяют  по рукам
Голова Коррупции Служебный подлог встаёт рядом с Нехорошим Таможенником.

Немая сцена. Звучит фонограмма (грохот взрыва). Все честные граждане и даже граждане коррумпированные в ужасе хватаются за головы. Разбегаются.
Сказочник:
- Такая вот печальная картина,
Что даже говорить о ней противно…

Звучит фонограмма «Танец бюрократа» Шостаковича в полном объёме. 

Сказочник:
Топтала нагло землю эта гадость
И лапами пинала Свет и Радость,
Избавиться мечтала от Добра
Коррупция, увы, ещё вчера.

Коррупция исполняет танец, приобретает свой первоначальный вид, Свет, Радость, Добро пытаются выйти на сцену, но Коррупция их пинает и выталкивает со сцены в соответствии с текстом. Нагло располагается  на сцене, хохочет, чувствует себя победителем.

Шум за кулисами. Крики:
- Сколько терпеть?! Прогоним коррупцию! Беспредел!  И т.п.

Выходит Народ с вениками, швабрами, мухобойками в руках.

Коррупция стоит и нахально смотрит в сторону Народа, издавая противные звуки.

Сказочник:
- Сказал народ:

Народ, могут подняться из зала зрители (можно хором, можно раздать реплики, последняя строчка – все вместе):
- Давным-давно пора
На бой идти, собрав  большую рать!
Ну сколько можно гадину терпеть
И на печи в две дырочки сопеть?

Вставай, не спи, спасай свою страну,
Прихлопнем миром гадину одну,
Отрубим ей все головы, и вот
Тогда народ прекрасно заживёт!»

Народ  вступает с Коррупцией в бой  и  изгоняет Коррупцию.

Головы разбегаются, на сцене остаётся брошенная грязная накидка с надписью «Коррупция».
Выходит Сказочник, подбирает накидку, укладывает её в яркий пакет с изображением цветов.
Сказочник:
- Сказка – ложь,
Да в ней – намёк,
Добрым молодцам – урок!

Звучит минусовая фонограмма песни «Рассвет – чародей».
Сначала поёт трио девочек + играют на флейтах.
На 2-ом куплете присоединяется народ.
На 3-ем куплете выходят все участники спектакля без костюмов, становятся в два круга, один внутри другого, на последнем припеве круги начинают встречное движение, на повторе – меняют направление движения.
В конце песни оба круга разворачиваются в линию на поклон.

Представление участников спектакля.

19.03.2017 г.

А вот и отзывы на спектакль:

СПб ГБНОУ "Лицей искусств "Санкт-Петербург-Петербург"
Отзыв на спектакль «Сказка о чудище, мечтающем покорить мир»

11 апреля 2017 года на сцене нашего школьного театра состоялся спектакль по одноимённой сказке Станиславской Галины «Сказка о чудище, мечтающем покорить мир». Спектакль покорил зрителя своей живостью, прекрасной игрой юных актеров, великолепнейшим звуковым сопровождением, а также удивительно яркими и запоминающимися костюмами и реквизитом.
Такая серьезная тема, как борьба с коррупцией, была подана в трагикомическом ключе. Зрителей смешили и одновременно пугали безобразные лики коррупции. Следует отметить, что артисты в игровой форме рассказали зрителям о десяти проявлениях коррупции, показали ситуации, в которых эти проявления коррупции имеют место быть.
Идейный смысл спектакля: коррупция – социально-опасное явление, с которым необходимо бороться сообща. В финале освещена возможность победы над коррупцией.
Спектакль получился не просто иллюстрацией к острой проблеме, но живым художественным произведением. Спасибо Галине Станиславовне и лицеистам за такую замечательную, честную, правдивую и талантливую работу!

                преподаватель русского языка и литературы
                Анисимова А.А.

11 апреля 2017 года в Лицее искусств "Санкт-Петербург" состоялась премьера спектакля "Сказка о чудище, мечтающем покорить мир".
Явление, преследующее людей из поколения в поколение, сломавшее множество человеческих судеб и препятствующее жить лучше не только нашей стране, но и всему миру, - это многоликая коррупция. О ней-то мы и рассказали в нашем спектакле. Репетируя эту сказку, мы преследовали несколько целей. Во-первых, донести до людей, что коррупция оказывает очень пагубное влияние на всё человечество; во-вторых, как можно острее высмеять это явление, показав его в самом ужасном проявлении, тем самым отбив охоту у людей заниматься взяточничеством и подкупом. И, наконец, показать людям,что с этим нужно бороться. Я играла роль коррумпированного судьи и поняла, что в жизни никогда не хочу встретиться с таким плохим человеком. Большинство людей считают, что коррупцию, которая растёт веками и приумножается с каждым столетием, победить нельзя. Репетируя этот спектакль, я начала понимать, что победа над этим бесчестьем, охватившим весь мир, зависит абсолютно от каждого из нас и тут нельзя бездействовать, иначе коррупция разрастётся до необъятных размеров, как в нашем спектакле. Он заканчивается тем, что народ объединяется и прогоняет это злое чудовище. Так же и в нашей жизни нужно объединяться против жестокого врага. Поодиночке коррупцию победить невозможно.

                Коденко Мария, ученица 9б класса

Я участвовала в антикоррупционном спектакле "Сказка о чудище, мечтающем покорить мир".
Поучаствовав в этом спектакле, я поняла, что современное общество поражено коррупцией. Именно после того, как мы с ребятами задумались о такой проблеме как коррупция, после того, как мы приняли участие в спектакле, мы поняли, что надо что-то менять, надо сделать так, чтобы коррупция перестала существовать. Мы поняли, что если все люди соберутся и будут массово бороться с ней, например, создавая всё больше новых лозунгов с антикоррупционными слоганами, то в конце концов мы победим в борьбе с коррупцией!
                Анна Соколова, ученица 9а класса
Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.

Именно так 150 лет назад русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин охарактеризовал наше русское общество. И если первый тезис является скорее стереотипом, то второй отрицать нам сейчас достаточно сложно. С древнейших времён на Руси водилась проблема с товарищами, любящими позлоупотреблять своим статусом или присвоить себе народные достижения, будь то деньги, земля или ещё что.
К сожалению, проблема эта никуда не делась, и сейчас мы можем наблюдать её плоды, будь то убитая инфраструктура, загубленные предприятия или даже погибшие люди…
Естественно, бороться сейчас с такой проблемой наиболее эффективно можно, воспитав поколение людей, не приемлющих коррупцию и презирающих коррупционеров. С этой задачей в теории прекрасно справилась петербургская поэтесса Станиславская Галина ( она же – наш учитель истории и обществознания) , написав шутливый и злободневный текст, а творческие таланты из Лицея искусств «Санкт-Петербург» под руководством Галины Станиславовны великолепно воплотили всё это дело на практике.
Главной задачей всего действа было через уста детей передать нашему обществу, что есть коррупция и почему это плохо. Высмеять это явление. Высмеять продажных людей, опускающихся до этого явления.
Сначала к репетициям мы все подошли не слишком серьёзно. Для нас это было приключением, возможностью слинять с уроков или… чем-то вроде этого, однако, довольно скоро мы прониклись идеей честности и начали по- настоящему играть, независимо от роли. И театралы, и вокалисты, и струнники, и пианисты, все мы были едины в нахлынувшем душевном порыве. Все мы чувствовали себя частью чего-то великого, чего-то значимого. Это даже в какой-то степени… я бы сказал… вдохновляло.
Да, мы были очень разными – но идея объединила нас.
В самой пьесе отлично соединились комедия и притча. Музыка и театр. Облачённое в форму стихотворений, выдержанных в традициях советской школы и разбавленное объяснением сложных научных терминов, – всё это действо выполняло свою главную задачу. Оно заставляло нас смеяться над злом.
Сравнение коррупции с чудищем, побеждённым лишь совместными усилиями всего честного люда… это впечатлило. Это натолкнуло всех нас, как артистов, так и зрителей, на понимание того, что зло можно победить лишь всем вместе. Честностью и шуткой, принципиальностью, конечно же красотой, выраженной в искусстве.
Как по мне – так подобные спектакли должны ставиться у нас в стране, и, быть может, когда-нибудь мы все так же соберёмся и прогоним из нашей жизни чудище, зовущееся коррупцией.

                Вячеслав Коренько, ученик 9а класса

Мне очень понравилось участвовать в этом спектакле! Участвуя в нем, я больше поняла, что такое коррупция и как с ней бороться. Репетиции проходили очень интересно и весело.
Я играла роль честного гражданина. Зрителям очень понравилось, как мы победили коррупцию. Каждый зритель, сидевший в зале, смотрел спектакль увлечённо. На сцене во время спектакля я немного волновалась, но увидев взгляды зрителей, я успокоилась, и мне стало легче и интереснее для них играть. Зрителям очень понравился наш спектакль, а, значит, мы хорошо его сыграли!

                Мария Голикова, ученица 8б класса

Мне очень понравился спектакль "Сказка о чудище, мечтающем покорить мир". Благодаря ему  я смог не только понять, что такое коррупция, но и увидеть ее различные проявления, такие как взятка, кумовство, волокита и прочие. Мне кажется, что этот спектакль стоит посмотреть не только детям и не только в образовательных целях, так как он очень хорошо поставлен, и сюжет захватывает буквально с первых минут.

                Антон Самсонов, ученик 10 класса

Я участвовала в спектакле "Сказка о чудище, мечтающем покорить мир", сыграв одну и главных ролей: Голову коррупции Волокиту. К этому спектаклю мы готовились тщательно и долго. Костюмы соорудили сами. Репетиций было очень  много, и каждую репетицию мы придумывали что-то новенькое, и это положительно отразилось на концертном варианте спектакля.
Думала, что главная роль - это легко и просто, но ошибалась. Свою роль каждый раз с трудом проговаривала, но, в конце концов, она получилась ироничной, как и задумывалась. Зрителям очень понравился спектакль. Я поняла из него, что в мире и в России очень  много коррупции и что с ней обязательно надо бороться.

                Анастасия Шипкова, ученица 8б класса