Стихи премии Поэт года номинации Песни за 2016 год

Андрей Ал Васильев
Конкурсная подборка из альманаха премии «Поэт года» номинации «Песни» за 2016 год


Музыка авторская, если специально не указано


В 2018 году вышел лауреатский сборник "В баритоновом ключе"
(ISBN 978-5-906868-16-9)


- - - - - - - - - - - - -


МОЙ ХРАНИТЕЛЬ

Мой ангел-хранитель живёт на далёкой окраине,
Звенит кофеваркой на кухне, глядит из окна,
Считает ворон, где под небом темнеет стена,
В газеты не смотрит и даже не слушает радио.

Мой ангел-хранитель меня посещает лишь изредка –
Летать с пересадкой в метро, согласитесь, непросто.
Он странно живёт – не по Библии и не по ГОСТу,
Но в этой неясности мне откровение вызреет.

Он смотрит наверх, размышляя, что небо не близкое,
С терпением перемещает земные предметы,
Мурлычет вполголоса полузабытых поэтов
И слушает музыку Боллинга или Слонимского.

Легко, тяжело ли ему, для него нету разницы.
Подарок – перо из крыла – я кладу под подушку –
На сердце тепло, и в часах примолкает кукушка,
И тень от погибшего дерева не удлиняется.


- - - - - - - - - - - - - -


ВМЕСТЕ ПОЁМ

(имеются два музыкальных прочтения – Елены Лойк и Елены Осиповой)

Петь просила ты,
При гитаре я.
Мои синие,
Твои карие.

Чем не пара мы?
Взоры – в линию!
Твои карие,
Мои синие.

В тёмном зеркале
Так и вижу я
Мои светлые,
Твои рыжие.

Сколь мы разные –
Нет сомнения,
А глаза – в глаза,
Пенье – в пение.

Чей закон велит
Прежде выстрадать
Твои звонкие,
Мои низкие,

Чтоб потом сплелись
В нечто вешнее
Мои сильные,
Твои нежные?

В песне правда ли…
В пенье сила ли…

Твои карие,
Мои синие.


- - - - - - - - - - - - -


МОЯ БАЛАЛАЙКА

Балалайка немногострунна,
Восприимчива к тишине,
И настроить её нетрудно,
Если птицу расслышать в ней.

Лишь коснутся ладоней тени
Самой звонкой её струны –
Неизведанным восхищеньем
Будут звуки озарены.

На соседней гудьба поглубже:
Растревоженная гульбой,
И смешит, и слезами душит
Нарастающая любовь.

Ей последняя равнозвучна,
Но иные слова поёт:
Заметая напев минувший,
За любовью обман идёт.

Балалайка немногострунна,
Но возвышенная она:
Жилы в дрожь, и поёт колдунья
Восхищенье–любовь–обман.


- - - - - - - - - - - - -


ПРОЩАЛЬНОЕ ОТПЛЫТИЕ

(по мотивам прощальной песни Чайльда Гарольда из поэмы Дж. Байрона)

Когда мой берег поплывёт
В мерцающий покой
И парус выгнется вперёд
Тяжёлою дугой,
        Прощальных слёз не стану лить –
        Все мысли вдалеке,
        Где будет солнце мне светить
        На новом языке.

А песня чаячья грустна –
И кружится, дразня,
И только звёзды будут знать,
Куда исчезну я.
        Забуду свой жестокий край,
        Там что ни цвет – сорняк,
        Там по ночам тревожит лай
        Напуганных собак.

Что было, в бурю унесло,
Не лжива лишь вода,
Идут на дно хула и зло –
Их память мне чужда.
        Неси, неси меня волна
        К неведомой судьбе.
        Моя печальная страна,
        Счастливых снов тебе!
Счастливых слёз тебе!


- - - - - - - - - - - - -


ПО КРОМКЕ ЛИСТОПАДА

Давай с тобой пройдём по кромке листопада,
увидим ветер, тот, что листья подхватив,
проносится-скользит вдоль каменной ограды –
мы будем отмечать у осени прилив.

Приходит свой черёд, и облетают листья
сомнений и тревог, обид и суеты,
нам время наметёт огромный ворох истин –
средь них могу быть я, а можешь быть и ты.

И этот листьев вал, как полоса цветная,
перетекает вдаль, сжимаясь и шурша,
как будто ветер книгу вдумчиво листает,
где каждый лист – судьба, а может быть душа.

И мы с тобой вдвоём по воле листопада
взлетаем и кружим, и вихрем нас влечёт,
и это не страшит – пусть будут только рядом
надежда и любовь. Всё прочее не в счёт.


- - - - - - - - - - - -


ЕЩЁ РАЗ О НАПОЛЕОНЕ

Наполеон, надев пальто,
Идёт гулять инкогнито,
Не видя больше толку,
В ношеньи треуголки.

Шарфом закутан свежий шрам,
Что сгоряча нанёс жандарм –
Вердикт был, впрочем, ясен:
Режиму не опасен.

Он видит: у больших ворот
Толпится сумрачный народ –
На лидера серчают,
Его не замечают.

Он слышит речи: лёг на курс
Под арестантов сухогруз
И отплывает даже
Для той же цели баржа.

Вахтёрша нынче смотрит зло.
– Мадам, а там, под Ватерлоо
Среди солдат не Вы ли
Кокоткою ходили?

Летит сигнал, звенит звонок,
И вот несутся со всех ног
И тычут дуло в пузо:
– Бонжурчики французу!

Перед отбоем медсестра
Иглу вонзает у бедра –
Он наклоняет спину
И шепчет: «Жозефина!»

Она ему на это: «Тс-с-с!»
Потом, выдавливая шприц,
Твердит членораздельно:
– Меня зовут Елена!
 
А за окном вблизи видна
Колючей провол(о)ки стена.
Наполеон хохочет,
И он туда не хочет.

Жандармы чувствуют задор,
И пеленгуют Термидор
Антенн колючих шпили,
Растущих из Бастилий.


- - - - - - - - - - - - -


НОМЕРНЫЕ КУПЛЕТЫ

Куплеты петь заманчиво
Про старый пистолет.
Пардон, пора заканчивать
Вступительный куплет.

Стреляться думал в цвете лет
Лирический герой,
Чем завершается куплет
Под номером «второй».

Патрон не лезет в магазин,
Заклинило затвор –
Таким путём изобразим
И третий, и четвёр-
тый куплеты: ла-ла, ла-ла-ла…

          И тут врывается она
          С вуалью на губах:
«В куплете пятом Вам не надо
Совершать ба-бах:
Куплета до девятого
Я Вам принадлежу –
В десятом же к проклятому
Я мужу ухожу,
К проклятому-треклятому
Рогатому мужу'!

И надо Вам сказать б ещё:
Иное в жизни есть –
Увидимся на кладбище
В куплете триста шесть!»

Пусть аморальна здесь мораль,
Испорчен пистолет –
Но персонажа как-то жаль.
           Куплетов больше нет.


- - - - - - - - - - - - - - -


МУЗЫКАНТ ЧИТАЕТ СТИХИ

Сидит музыкант и читает стихи,
Задумчиво в книге страницы листает,
Он вслед за поэтом слова повторяет,
От первой до самой последней строки.
        Зачем же ему не своё ремесло,
        Зачем же ему это таинство слова –
        В гармонию буквы войти не готовы
        В них горечь, страданье, несчастье и зло.

В них жажда поэта не роли играть,
А жить полной жизнью тревог и открытий,
И то, что любил и что ангелов видел,
Однажды словами суметь передать.
        Кому он писал – неужели себе? –
        Так щедро не могут даваться таланты.
        Наверно, ещё и тому музыканту,
        На чьей обречён отразиться судьбе.

О музыка слова, щемящий мотив,
В них боль ощущений, двойная работа –
Качаются-кружат незримые ноты,
Готовые кануть в небесный архив.
        Лови, не теряй то, что истина дарит –
        Строка за строкою, ещё и ещё.
        Звучит инструмент, музыкант сочиняет,
        И ангел стоит у него за плечом.