Доктор иск., Dr. Петриков С.М.,
Алтайская Государственная Академия
Образования (АГАО) им. В.М. Шукшина, г. Бийск
О предпрограммировании исторических,
музыкальных и других художественных процессов (на
примере сравнительного анализа различных циклических концепций)
Возникает непреодолимое ощущение, что все историко-художественные и религиозно-политические процессы были сначала в опорно-каркасной форме структурно-динамически запрограммированы на некоем историко-хронологическом компьютере (ИХК), а затем данная программа развернулаcь в реальности. (Петриков С.М.)
Потребность осмыслить мировой музыкально-исторический процесс как категорию музыкального развития высшего порядка в настоящее время воистину велика. Ведь речь идёт об осмыслении развития важнейшего элемента культуры человечества - то есть того, что составляет смысл его существования, того, во имя чего оно живёт, во имя чего оно развивает материальные аспекты своего бытия. Для здорового общества важно, в первую очередь, развитие его культуры. Если цели общества смещаются в сторону средств построения этой надстройки, т.е. в область чисто прагматическую, то это есть верный сигнал того, что оно идёт к своей гибели.
Музыкальное искусство определённого общества есть, пожалуй, самый нематериальный элемент его культуры. Звуки по сути своей эфемерны, поэтому исполнительское воссоздание музыкального произведения по нотной записи не есть буквальное восстановление этого сочинения. В звуках зашифрована энергетическая информация о творце, его творении, эпохе и т.д. Имеющийся нотный текст подразумевает умение психологически проникнуть в его содержательный уровень, а это не всегда доступно даже профессионалам.
В оценке энергетико-психологического содержания произведения огромную роль кроме интуитивных способностей играют научные представления о стилевых содержаниях музыкальных эпох, опирающиеся на глобальные универсальные методологии. К одной из таких следует отнести методологию циклопериодическую.
Современная наука во всех её важнейших отраслях подчёркивает непреходящее значение этой методологии (см. её обзор в моей монографии: [18, С. 5-28, 120-125]). И это неспроста. Дело в том, что именно в наше время, понимание многомерного и циклического характера истории значительно обострилось. Актуальное ныне изучение древнейших мифологических источников снова выводит человечество на фундаментальные циклические закономерности космоса. Так, например, широко известны его 300-летние циклы [3, С. 10-11].Из глубины веков передаются знания о фундаментальном для земных периодических процессов прецессионном цикле, связанном с числом лет, за которые Солнце проходит 360° вдоль эклиптики – числом, выраженным простейшим арифметическим действием: 72 года х 360 = 25.920 лет (Большой год), где 72 года требуются для смещения Солнца в день весеннего равноденствия вследствие прецессии на 1° (в направлении, обратном основной, прямой последовательности зодиакального круга).
Для изучения структуры вышеуказанного гигантского периода разложим произведение 72 х 360 на элементарные сомножители: (8 х 9) х (60 х 6) = (2 х 2 х 2 х 3 х 3) х (5 х 3 х 2 х 2) х (3 х 2). Нетрудно увидеть, что в структуру числа 25.920 (= 30 х 144 х 6) входят, например, подциклы: 1) в 30 лет (повторяется 144 х 6 раз), 2) в 144 года (повторяется 30 х 6 раз) и 3) в 6 лет (повторяется (144 х 30 раз). Исследованный нами ранее 300-летний цикл также образуется, если мы примем во внимание удесятерённый Большой год (в 25.920 х 10 = 259.200 лет); в этом случае мы можем выделить 144х6=864 300-летних циклов (300 х 144 х 6 = 300 х 864 = 259.200 лет).
Так называемый имперский цикл (сокр: ИЦ) в 144 года как математико-космический феномен, например, совершенно гениально определён в работе Г. Кваши и Ж. Аккуратовой "Поиски империи" [7, С. 11-12]. В последнем источнике речь идёт о равновеликих (144-летних) циклах, рассредоточенных по хронологической шкале и образующих «вилообразные», внутрипрогальные структурно-прерывистые образования высшего порядка (ИЦ1-прогал1-ИЦ2-прогал2-ИЦ3-прогал3-ИЦ4), которые мы бы, развивая терминологию этих авторов, назвали имперскими тетрациклами (сокр.: ИТЦ, ИТ-циклы). Последние в своей полной, идеальной форме представляют 4 имперских цикла, объединённых через прогальные участки в единое целое. ИТ-циклы открыты данными авторами для Иудеи, Рима, Византии, империй ислама (Халифат, Османы, Великие Моголы, современный Иран), Англии и России. Несмотря на популярный характер изложения, мы можем по существу очень высоко оценить настоящие и открытие и методологию и утверждать, что найденные в нём принципы прорастания имперских 144-летних циклов на фоне открытой нами бесшовно пульсирующей "метрической" 24-вековой цикличности найдены шокирующе точно.
Мы, математически проанализировав прогалы между ИЦ-1, ИЦ-2. ИЦ-3 и ИЦ-4 во всех пяти ИТ-циклах (шести по мнению Г. Кваши - Ж. Аккуратовой: объяснение ниже), можем отобразить высокую математическую точность общей пропорциональной логики целостных ИТЦ-образований. Речь идёт о структурно жёстких 144-летних ИЦ-ядрах в рамках имперских тетрациклов, состоящих из 4-х 144-летних ИЦ и трёх прогалов между ними, во всех случаях, кратных числу 12. Каждый из ИЦ делится на четыре равномерных 36-летних периода. Через понятийный аппарат моей циклической теории эти периоды можно определить следующим образом (в скобках плюс кавычках даны определения Кваши/Аккуратовой [7, С. 12]): 1-й, период формирования ("сновидческий"), 2-й, кристаллизации ("насильственный", "террористический"), 3-й, кульминации и одновременно кризиса ("бюрократический") и 4-й - сверхкульминационный и одновременно центробежно-завершающий ("золотой", "законотворческий"). Примечательно, что выработанные автором этой статьи на основе анализа восьми 300-летних этапов их характеристики подходят для описания равномерных структур и совершенно иного масштаба.
Подчеркнём также ещё одно различие: если моя концепция [18, С. 23-25] имеет абсолютный, тотально-равномерный, метрический характер (организмы внутренне восьмиэтапных 2400-летних цивилизаций, аналогичных ИЦ в отличие от последних нигде не прерываются, везде "бесшовно" сомкнуты между собой одинаковым образом: 2400 лет + 2400 лет +... и т.д.), то последняя концепция имеет относительный, индивидуально-исторический характер в смысле времени включения (четырёх) имперских 144-летних циклов (как "волевых рывков" [7, С. 49]) в рамках прихотливо и внутрипрогально организованных имперских тетрациклов.
1) Так, например, 1-й, "иудейский" ИТЦ имеет три соответствующих прогала в 180 (15 х 12), 132 (11 х 12) и снова в 180 (15 х 12) лет между четырьмя 144-летними ИЦ. Речь идёт об индивидуализированной математике ИТЦ: именно о математических закономерностях, имеющих математико-астрономические подкрепления-подтверждения (например, в выше указанной идеальной структуре "Большого года" в (72 года х 360° =) 25.920 лет (на практике Большой год на 144 обычных года меньше, что говорит об обычных процессах погрешности в области физического мира, однако и погрешность эта описывается числом лет имперского цикла!).
Итак, согласно нашим обобщениям данных Кваши/Аккуратовой при начальной координате (1072-й г. до н.э). и указанных прогалах вся важнейшая историческая информация сжимается в изящную миниатюрную формулу (минус обозначает „до нашей эры“):
от -1072 года
[12+(15)+12+(11)+12+(15)+12]х12, (1)
где внутри квадратных скобок без круглых скобок указаны уменьшенные в 12 раз годовые длительности 144-летних имперских циклов, в круглых же скобках — также уменьшенные в 12 раз годовые длительности прогалов.
Выше приведённую формулу условно изобразим так:
-1072 (15,11,15)х12 (1 усл.)
Далее опишем таким же формульным образом остальные ИТЦ. Их порядковый номер определён хронологическим порядком их встгупления.
2) 2-й, или "римско-византийский" ИТЦ выглядит следующим образом
(я решился объединить два половинчатых „ИТЦ“, т.е., говоря моими словами, имперских дуоцикла, сокр. ИДЦ): "Рим" и "Византия" сливаются из двух ИДЦ в один так и напрашивающийся полный ИТЦ на основе исторической информации и строгой математической логики):
от -580 года
[12+(25)+12+(34)+12+(13)+12]х12 (2)
или условно: -580 (25,34,13)х12. (2 усл.)
3) 3-й, "исламский" ИТЦ таков (здесь 2-й прогал отрицательный, т.е. речь идёт о наложении ИЦ-2 на ИЦ-3 в данном случае на протяжении 36 лет):
от 573 года
[12+(58)+12+(-3)+12+(20)+12]х12 (3)
или условно: 573 (58,-3,20). (3 усл.)
4) 4-й, "английский" ИТЦ структурно выглядит следующим образом:
от 825 года
[12+(7)+12+(23)+12+(12)+12]х12 (4)
или условно: 825 (7,23,12). (4 усл.)
5) наконец, самый молодой 5-й, "российский" ИТЦ таков:
от 909 года
[12+(25)+12+(13)+12+(7)+12]х12 (5)
или условно: 909 (25,13,7). (5 усл.)
В свою очередь, мы можем также, сводя в одно данные о прогалах между ИТЦ-1, ИТЦ-2, ИТЦ-3, ИТЦ-4 и ИТЦ-5, вывести не только частные формулы (1-5), но и суммирующую, использующую только исходную (кстати довольно говорящую) библейскую дату: -1072:
от -1072 года
[12+(15)+12+(11)+12+(15)+12]х12 +
[12+(25)+12+(34)+12+(13)+12]х12 +
[12+(58)+12+(-3)+12+(20)+12]х12 +
[12+(7)+12+(23)+12+(12)+12]х12 +
[12+(25)+12+(13)+12+(7)+12]х12 (6)
или
от -1072 года
{[12+(15)+12+(11)+12+(15)+12] +
[12+(25)+12+(34)+12+(13)+12] +
[12+(58)+12+(-3)+12+(20)+12] +
[12+(7)+12+(23)+12+(12)+12] +
[12+(25)+12+(13)+12+(7)+12]} х12 (6 сокр., сокращённая)
Формула (6) или (6 сокр.) в условно-схематической форме выглядит следующим образом:
-1072 (6 усл.)
Подсчитаем общий временной объём всех пяти ИТЦ, включая прогалы:
1072-1+2049=3120 лет, где -1 - поправка при суммировании лет до н.э. с годами после н.э., 2049 - год окончания "исламского" цикла - наиболее позднего из всех по завершению. Значительность числа, как мы считаем, находится в прямой зависимости от степени его разлагаемости. Чем проще получаются сомножители (самое совершенное - было бы иметь только числа 3 и 2), тем значительнее исследуемое число и в конечном счёте дата года, дающая это число. В данном случае перед нами следующее равенство: 3120 = 12 х 13 х 10 х 2, демонстрирующее довольно сложные неразлагаемые числа. Действительно, здесь речь идёт не о столь важной вехе как полное окончание имперского пятитетрацикла (сокр.: ИПТЦ), состоящего из совокупности пяти имперских тетрациклов, т.е. не об окончании эпохи ИТ-циклов вообще. Возможно, что Г. Кваша и Ж. Аккуратова упустили, например, из внимания сравнительно молодой и бурно развивающийся американский ИТЦ, а также достаточно древние китайский и египетский ИТЦ и т.д. Последние три „ИТЦ“ они, видимо, не смогли отности к имперскому типу циклов, которыми являются по их мнению только вошедшие в нашу итоговую формулу (6, 6 сокр. или 6 усл.). Проделанная ими работа вызывает восхищение: прежде всего охватом обозримого имперского костяка (ИПТЦ), т.е. костяка времён-государств доминантно-политического акцента, который может, если нужно, даже подавлять собственный экономический аспект во имя укрепления идеологического влияния и значения. Конечно можно спорить с этими авторами по вопросу их выбора ИТ-циклов, однако основы интереснейшей работы по нахождению и уточнению "исторического скелета" отмеченными гениальными структурными аналитиками заложены.
Возникает непреодолимое ощущение, что все историко-художественные и религиозно-политические процессы были сначала в опорно-каркасной форме структурно-динамически запрограммированы на некоем историко-хронологическом компьютере (ИХК), а затем данная программа развернулаcь в реальности.
Важность даты начала иудейского имперского цикла (-1072: от Самуила) несомненна. Попробуем, например, соотнести её с началом 3-го тысячелетия: 1072-1+2001=3072=12 х 64 х 4. Детальное разложение (в основном на 2 как на имперфектное число) говорит об особо значимой соотнесённости года -1072 с переходом в 3-е тысячелетие. Обилие имперфектных сомножителей (3х2х2х2х2х2х2х2х2х2х2) говорит о разделяющих, отсекающих свойствах года 2001. Однако даже просто лишь в рамках соотнесения года 2001 (начало третьего тысячелетия) с началом н.э. (с 1 г. н.э.) говорит от значимости даты «2001-й год» (2000 лет = 2х2х5х2х5х2х5.
Рассмотрим сумму 3072 = 1072-1+2001. Нетрудно связать воедино три точки:
1) начало иудейского ("силового") ИТЦ и ИПТЦ в целом,
2) возникновение христианства эпохи Христа (запускаемого именно рождением Христа в отличие, например, от "кумранского" христианства),
3) начало третьего тысячелетия. Можно сказать, что перед нами в лице этого числа своего рода числовой айсберг. Последний имеет 1072 года подспудного развития, которое символически мы обозначим линией "Самуил---Христос" (от начальной идеи религиозной государственности к начальной идее надгосударственной, внегосударственной христианской объединяющей религии), а также 2000 лет собственно христианского развития, которое мы опять-таки символически можем обозначить линией "Христос---Ожидание страшного суда", т.е. линией ожидания божьего возмездия, как своего рода "духовной чистки". Мифологизированный феномен "Самуил" есть своего рода обобщающий ветхозаветный образ великого пророка и последнего из "судей израилевых". Само его рождение связывается с чудом (глубокая скорбь в Силоме перед скинией завета бездетной Анны и утешение её предсказанием первосвященника Илии о рождении сына, далее ставшего с юных лет служить при скинии завета в качестве помощника Илии). Символично и само имя "Самуил" символизирующее рождение опорного, иудейского ИТЦ и переводящееся как "имя Бога". Можно предположить, что и дата "-1072" также отмечена печатью высшей…
Список литературы
1. Александрова, Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект [Текст]: монография / Л.В. Александрова; Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1995. – 372 с. – Библиогр.: с. 277-287. – 500 экз. – ISBN 5-7196-0481-2.
2. Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки // Музыкальная академия. – 1993. – № 2.
3. Бергер, Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля [Текст]: монография / Л.Г. Бергер; Тбилисский гос. университет. – Тбилиси: Изд-во Тбилисского ГУ, 1989. – 216 с. – Библиогр.: с. 189-200. – 200 экз. – Б 4901000000.
4. Евдокимова Ю. История полифонии: Многоголосие средневековья X-XIV века. – М.: Музыка, 1983.
5. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст]: монография / Е.В. Герцман. – Л.: Музыка, 1986. – 223 с.
6. Горбовский А. В круге вечного возвращения? – М., 1989.
7. Кваша Г., Аккуратова Ж. Поиски империи. – М.: Рипол классик, 1998.
8. Конен В.Дж. Театр и симфония. – М.: Музыка, 1975.
9. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха [Текст]. Пер. с нем. Зинаиды Эвальд / под ред. Б. В. Асафьева. – М.: Огиз, Гос. муз. изд. Образцовая тип., 1931.
10. Курт Э. Романтическая гармония и её кризис в «Тристане» Вагнера. – М.: Музыка, 1975.
11. Лосев, А.Ф. Музыка как предмет логики [Текст]: / А.Ф. Лосев // Самое само. (Серия «Антология мысли»). / М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1999. – с. 635-822. – Библиогр.: с.802-822. – 7100 экз. – ISBN 5-04-002918-7.
12. Милка А.П. Относительно функциональности в полифонии// Полифония. М., 1975.
13. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. – Л.: Музыка, 1982.
14. Моисеева Н., Любицкий Р. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. – Л. 1986.
15. Гневышев М., Оль А. О методике некоторых гелиобиологических исследований// Влияние солнечной активности на биосферу: Проблемы космической биологии. – М., 1982. – Т. 43.
16. Петриков, С.М. Духовно-творческие проблемы современной цивилизации [Текст]: авторский сборник. – Вып. 4. / С.М. Петриков; Бийский пед. гос. ун-т. – Фленсбург; Бийск; М.: Российская академия музыки им. Гнесиных; НИЦ БПГУ, 2006. – 217 с. – (Серия «Творческое измерение человека-человечества-универсума» из 4-х авторских сборников. Всего: 94 статьи.). – 100 экз. – ISBN 978-5-903042-20-4.
17. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления [Текст]: Дис. в виде науч. доклада на соиск. уч. степ. докт. иск. – Санкт-Петербург: РАН, РИИ, 1996. – 58 с. – Библиогр.: с. 55-58.
18. Петриков, С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект) [Текст]: монография / С.М. Петриков. – Томск: Изд-во ТГУ, 1993. – 254 с. – Библиогр.: с. 221-251.– 500 экз. – 5-7511-039-3.
19. Петриков С.М. Музыкальное мышление как историко-художественный процесс: К разработке универсальной методологии изучения художественой культуры в вузах искусств: Статья // Художественная культура Красноярья. Красноярск: Изд-во Красноярского Университета, 1992.
20. Петриков С.М. Об интонационно-фазной форме в инструментальных произведениях Б. Тищенко// Проблемы музыкальной науки. – М.: Советский композитор, 1989. – Вып. 7.
21. Петриков С.М. Об одной интерпретации процесса эволюции: Ритмы эволюции западно-европейского музыкального мышления: Статья // Интерпретация музыки. Ступени познания. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1994.
22. Петриков С.М. Текстуальное музыкальное мышление: Синтаксический интегрирующий аспект: Исследование. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.
23. Петриков С.М. Эволюционное музыковедение в системе художественного образования студентов: Уч. пособ. к спецкурсу. Новосибирск: Новосибирский гос. пединститут, 1990.
24. Риман Г. Систематическое учение о модуляциях как основа учения о музыкальной форме. – СПб., 1898.
25. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.
26. Шопенгауер А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы [Текст]: авторский сборник / А.Шопенгауер; Классическая философская мысль. – Минск: Современный литератор, 1999. – 1408 с. – 5000 экз. – ISBN 985-456-128-3.
27. Шпенглер О. Закат Европы [Текст]: монография / О.Шпенглер. – Новосибирск: ВО «Наука», 1993. – 592 с. – 20.000 экз. – ISBN 5-02-029879-4.
28. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – Минск: Харвест. 1999.
29. ANICIUS MANLIUS TORQUATUS SEVERINUS BOETHIUS [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://m.schuelerlexikon.de/mobile_musik/Boethius.htm
30. Dahlhaus, C. (ua) Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – 13 Vol. – Laaber, 1989 – 1996.
31. Dahlhaus, C. (ua) Systematische Musikwissenschaft. – Neues Handbuch der Musikwissenschaft. – Vol. 10. – Laaber, 1989 – 1996.
32. De Musica Mundana - cyclopaedia.net [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.cyclopaedia.de/wiki/De_Musica_Mundana
33. Feil, A. Metzler Musik Chronik vom fruehen Mittelalter bis zur Gegenwart: Monographie / А. Feil. – Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Mezler, 1993. – 573 S. – Verwendete Literatur: S. 796-822. – ISBN 3-476-00929-7.
34. Michels, U. dtv-Atlas-Musik: Systematischer Teil: Musikgeschichte von den Anfaengen bis zur Gegenwart [Текст]: Monographie / U. Michels. – Kassel; Basel: Baerenreiter-Verlag; Deutscher Taschenbuch Verlag, 2001. – ISBN 3-423-08529-0 (dtv). – ISBN 3-7618-1560-3 (Baerenreiter).
35. [PDF] Sebastian Florian Weiner. Eriugenas negative Ontologie [Электронный ресурс]. – Режим доступа
36. [PDF] Zur mathematischen Lehrtaetigkeit an der Universit;t Wittenberg im 16. und fr;hen 17. Jahrhundert, dargestellt unter besonderer Ber;cksichtigung des Wittenberger Mathematikers Ambrosius Rhodius (1577-1633): Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doctor paedagogicae (Dr. paed.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://d-nb.info/990633233/34
37. Riemann. Sachlexikon Musik // Herausgegeben von W. Gurlitt und H.H.Eggebrecht. - Mainz-London: Schott, 1996.
38. Schopenhauer A. Saemtliche Werke: In 5 Bde. — Stuttgart, 1976 — 1979.
Адрес фото открывается при редактировании: