Как не надо писать стихи

Георгий Гурин
Давайте разберём несколько строк человека, который, как и все мы, тоже считал себя поэтом:

У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругОм.

Кто-нибудь может объяснить, как ходит кот? Конечно, вроде бы понятно, что хотел сказать автор. Автор как бы хотел сказать, что кот ходит по крУгу, по цепи, которая обмотана вокруг этого дуба. Но получилось ли у него у автора это сделать? У автора сказалось, что кот ходит кругОм, то есть вокруг этого места. Вокруг этого дуба, везде, кругОм кот, который ходит. Ходит по цепи, которая, с одной стороны, вроде и на дубе, а с другой стороны, она вроде как раскидана всюду, кругОм, так как позволяет коту ходить по ней одновременно везде.
А правильно построить фразу было бы, например, так: «Стоит дуб, а кругОм коты учёные».
Но автор, судя по всему, не разбирался в нюансах великого и могучего русского языка, поэтому, что называется, как получилось, так и ляпнул.
Но зато, в этом же катрене автором задана интрига. Тонко отмечено, что у лукоморья стоит дуб именно зелёный. А не фиолетовый, не оранжевый, как все остальные, привычные дубы. Возможно, автор предполагал, что читатель, впитав эту информацию, просто упадёт со стула, поражённый «нестандартным» цветом этого могучего растения. И после этого уже ничему не удивится. Ни тому, что это  растение цепью обмотано, ни тому, что вокруг этого растения кот.
Люди, желающие считать себя поэтами! Хочу дать вам совет. Совсем необязательно уточнять, что идёт именно белый снег, или на лужайке растёт именно зелёная трава. Не надо принимать своего читателя за идиота и думать, что он не знает, какого цвета стандартная трава, стандартный снег или типичный дуб. Если вы будете так поступать, то умный читатель примет за идиота именно вас, что есть не совсем хорошо.
Давайте дальше разберём ещё несколько строк этого же товарища:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Здесь перед автором кто-то появляется, подходит к нему, возникает перед ним. Появляется настолько необычно, что автору приходится подробно описывать процесс этого появления, сравнивая его с тем же процессом, которые производят только лишь некие мимолётные явления и некие гении чистой красоты.
Но если представить, как являются мимолётные явления ещё можно (появились и тут же исчезли), то, как являются гении чистой красоты труднее. Кто знает, как являются гении чистой красоты? Пушкин? И всё.
А ведь сравнительное слово «как» здесь относится именно к глаголу «явилась».  Убрать этот глагол, и всё встанет на свои места: «Передо мной ты, как гений чистой красоты». Здесь уже происходит сравнение некого объекта с гением чистой красоты, а ни действия, ни появления его перед автором.
Ещё один момент. Явиться, подойти как мимолётное виденье, очень трудно. Подойти и сразу убежать чего-то испугавшись, возможно внешности автора? Ведь мимолётным видением скорее можно промелькнуть, например, в суете, в кружении бала.
Правильно было бы сказать, например, вот так:

Я помню чудное мгновенье,
Вдруг мимо прошмыгнула ты,
Как мимолётное виденье.
Ты – гений чистой красоты!!!

Но автор, обратно же, как получилось, так и ляпнул.
Люди, желающие считать себя поэтами! Думайте о том, что вы пишите!
Иначе вы рискуете прослыть гениями и прославить русскую литературу.

Прославить от своего имени строки других авторов.
Автор фразы «Гений чистой красоты», - Жуковский.
Ношу славы за эту строку самоотверженно взвалил на себя Александр Сергеевич Пушкин.


Всё то, что не своровано, смешно. Например, в сроке:
«Буря мглою небо кроет»

Так и слышится:
«Буря матом небо кроет»

Так как крыть, накрывать, можно только сверху. И если человек не космонавт, и смотрит на небо снизу вверх, а не сверху вниз, то буря может только закрыть ему небо, заслонить.

Ещё один совет. Если вы не ставите перед собой цель прослыть великим и гениальным русским поэтом, а хотите стать действительно, настоящим поэтом, не увлекайтесь, пожалуйста, глагольными рифмами.
66,6% ГЛАГОЛЬНЫХ РИФМ В СТИХЕ, ЭТО МНОГО!
Пример:

"Вечор ты помнишь вьюга ЗЛИЛАСЬ
На мутном небе мгла НОСИЛАСЬ;
Луна как бледное пятно
Сквозь тучи мрачные ЖЕЛТЕЛА
И ты печальная СИДЕЛА —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег ЛЕЖИТ;
Прозрачный лес один ЧЕРНЕЕТ
И ель сквозь иней ЗЕЛЕНЕЕТ
И речка подо льдом БЛЕСТИТ"

Не надо рифмовать местоимения:

«Вздыхать и думать про себя
Когда же чёрт возьмет тебя»

Если вы решили написать поэму про ужей, не стоит называть её, например: «Евгений Онегин».
А ведь там, в основном, действия ужей описаны:

И уж заранее зевал,
Уж пел в безмолвии ночей
Его нашел уж на столе
Глядит уж в комнате светло
Уж барабаном пробужден.
Уж отворял свой васисдас.
И там уж торжествует...

Если «Уж» чаще других упоминается в поэме, значит поэма про него, и надо именно его вынести в заголовок.

Но, тут главный возникает вопрос:

Кто мы такие, чтобы «сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства. И – кстати – самого зачатия Мадонной сына Иисуса»?

Мы принимаем навязанное нам, и благодарим Господа за то, что он все же позволяет нам насладиться НАСТОЯЩИМ.
Например:

Когда теряет равновесие
твое сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюет на человечество
твое ночное одиночество, --

ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и -- кстати -- самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.

Но лучше поклоняться данности
с глубокими ее могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими ее дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.

Да. Лучше поклонятся данности
с убогими ее мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.


Это Иосиф Бродский.
Вот так надо писать стихи


Предыдущая тема: А. С. Пушкин - трудная ошибка России http://www.stihi.ru/2011/05/22/3257