Об иконопочитании

Сергей Всеволодович
Собор VII, деяние VII.

Иконопочитание есть суть,
движенья к Первообразу святому,
что явлен нам преданием церковным
в отображении евангельских событий.

Они несут в себе  Благую весть,
что наш Господь
был так же человеком,
и был распят и воскрешён собою.

Он обещал своей единой церкви,
как преданной и любящей невесте,
и подтвердил своим ученикам:
–   Аз с вами есмь во всяки дни
и до скончания  пребуду века.

Обетование сие он даровал
не только им одним,
а также иже с ними
уверовавшим во Его Благое имя.

Но многие, не различая поученья,
оклеветали всё-таки Невесту,
различия никак не наблюдая
меж Образом святым и истуканом.

А что есть Образ,
Истина из истин,
что Символ Веры
нашего спасенья.

Мы веруем во единаго
Бога Отца Вседержителя,
Творца небу и земли,
видимым же всем
и невидимым.

И  во единаго Господа
Иисуса Христа,
Сына Божия,
Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго
прежде всех век.

Света от Света,
Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу,
Имже вся быша…

Человек  –  ради нас
и спасения нашего  –  ради,
сшедшаго к нам с небес,
и воплотившагося,
от Духа СвятА
и Девы Пречистой Марии.

Смерти предавшись,
распят был на древе,
в дни управленья
Понтийским Пилатом,
меж двух разбойных,
как сопричастный,
с ризоделеньем,
и воплем  –  псаломом Давида:
–  Боже, мой Боже,
Почто оставляем…

И, отстрадавши, оплакан,
Мариями в голос единый,
миррой и масло омытый  –  умащен,
и пеленами белейшими свитый,
в склепе утробы гроба Иакова,
был оставляем на время субботнее.

Но, в третий день,
согласуясь с Писанием
Он воскрешён,
возшедши и седши
на небеса
Одесну Отца,
и  царству Его
да не будет конца,
паки Грядущий во Славе
не станет судить мертвецов
и ныне живущих на свете.

Мы веруем в Духа Святаго,
Господа, Животворящего,
Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном
спокланяемаго и славимаго,
и чрез пророков глаголавщаго.

Мы веруем во едину
Святую, Соборную
и Апостольскую
Церковь,
исповедуя едино крещение
во оставление грехов,
чая воскресения мертвых,
и жизни будущаго века.


Да будет так навечно,
ибо верно.

Гнушаясь  еретических воззрений,
Всех тех, кто назывались духоборцы,
мы сохраняем преданность Писанью
и предаём анафеме безбожных.

А также исповедуем Марию,
Святую, непорочную, как  Деву
Нам во плоти от Троицы Святой
Родившую Единого на свет.

Ещё мы исповедуем Его
два естества: как Бога,
Человека…

Два естества в Христе,
преданий также два.
Одно есть письменно,
словами ли делами,
всё то, что тварное
в себе несёт начало.
Второе  –  Слово,
неизменное, живое
из уст в уста речённое,
благое.
И оба  –  суть одно через деянье:
служения Ему и почитанье.

А буде то
отражено хоть в красках,
хоть в смальте, хоть иным –   
неведомым путём,
должно нести в себе
приличный образ.

Он может быть на досках, и на стенах,
он может быть объёмным, если надо,
присутствовать в дому и на дорогах,
сопутствуя нам в жизни повсеместно,
и постоянно нам служа напоминаньем
О Господе, Спасителе Христе,
Владычице, Пренепорочной Деве,
иль честных ангелов, и праведных мужей,
святых и сопричастных с ними жён.

Но образ тварный, только отраженье,
открытое окно, взыскующим святое.
Его задача быть напоминаньем,
и направлять и мысли, и деянья,
на всякое благое помышленье,
и созерцание духовного начала.

Господь Един, и Троица  –  едина,
и что Божественному естеству прилично,
не подобает  краскам или смальте,
всему   –   что отражает Первообраз.

И потому, анафеме предать:
как тех, кто образа святые не приемлет,
так равно тех, кто принял их за Образ,
и поклоненье воздаёт как истуканам,
различия и сути не приемля.

Так утверждает нам постановленье
Вселенского Никейского Собора.


                2017г.


*Седьмой Вселенский Собор имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине.
На нем была опровергнута иконоборческая ересь.