На грани яростного взлёта из бытия в небытиё

Галина Рогалёва
Дорогие друзья! Ещё одна траурная страница добавилась в исторической летописи забайкальской литературы.
Горько писать об этом. Вчера, 29 марта, в Феодосии скоропостижно скончался наш земляк - замечательный поэт, журналист ВИКТОР Владимирович КОВРИЖНИК.
Он родился 2 февраля 1960 года в Бурятии, в селе Саяны Окиноского района. В 1964 году вместе с родителями переехал на станцию Могзон Читинской области, а через двадцать лет - в 1984-м - перебрался в Читу.
     В 80-х мы работали с ним в дружном и сплочённом творческом коллективе газеты "Комсомолец Забайкалья". Виктор много ездил по нашему краю, и после этих его поездок в газете печатались как острые злободневные, неравнодушные материалы,так и трогающие за сердце лирические зарисовки... После он активно печатался в краевых периодических изданиях, а также в журналах «Слово Забайкалья», «Забайкалье: наука, культура, жизнь», «Встречи»...
Он был воинствующий оптимист, активно откликающийся на все события в стране.
Стихи начал писать рано. Был очень требователен к себе и потому издал всего один поэтический сборник. Зато какой! Вот как оценил эту книгу под названием "Выстрел на шорох" известный забайкальский поэт Михаил Вишняков: «Поэзия Виктора Коврижника упоительна по звуку, ритмическим перекатам, по цвету поэтического образа, запальчива в разгоне, она и с наспевшей брусничиной чувства, и острой гранью смысла, вечно беспокойная и потайная, с искрой золота, вынесенного на Божий свет. Она вся из судьбы поэта…» И далее: "Он давно бы мог написать и издать 5-6 книг. А зачем? Поэту интересна сама упоительность жизни, её "авось" и "небось", неорганизованная стихия, любовь и вечный риск... " 
И ещё, подчёркивая безудержную вольность поэта в жизни и поэзии, Михаил Евсеевич прозорливо предсказал в том же предисловии к этой единственной книжке (в 1999году!):"Виктор Коврижник никогда не будет седовласым, мудрым и монументальным..." Сказано это любовно-уважительно и с пониманием того, как ярко и жадно живёт этот задиристый, жадный до всего, что будоражит кровь, человек.
У него было столько планов - и жизненных, и творческих!
Но... сердце не выдержало - надорвалось. Остались друзья, дети, любимая женщина и бессмертные стихи.

***
А жизнь мне всё дарит то боль, то удачу,
хлеб-соль на чужом, бескорыстном столе.
 И я по ночам потихонечку плачу
от счастья, что всё же я есть на земле.

 Не страшно быть нищим, смешным и нелепым,
 когда за тобою друзья да года,
 когда на удачу в полуночном небе
горит, не сгорая, родная звезда.

 Когда ты по осени бродишь, не зная,
услышит ли кто тихий шорох шагов,
 когда нет ни Бога, ни чёрта, ни рая...
 Вообще ничего, кроме птиц и стихов.

 ***
 Я точно знаю, бесполезны
сомненья, страх перед судьбой,
когда стоишь у края бездны
и сам прощаешься с собой.

Неуловимое вдруг что-то
пронзит сознание твоё
на грани яростного взлёта
из бытия в небытиё.

Забайкальские писатели, друзья и коллеги, ценили в Викторе не только дар слова, умение чётко сформулировать мысль и творчески талантливо выразить её, но и его жизненную энергию, высокую гражданственность, принципиальность во взглядах и решительность в действиях.      
Он был замечательным мужем другого замечательного поэта - Елены Ерофеевой и не менее замечательным отцом их детей...
 Забыть всё это невозможно.
 На снимке: Виктор Коврижник с женой Еленой. Фото автора.