В поисках Французского 12-сложника

Собиратель Гербариев Лунных
В ПОИСКАХ ФРАНЦУЗСКОГО 12-СЛОЖНИКА. Вначале текст и схемы:

•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
Пьяный корабль•Артур Рембо•Вольный перевод•

•••1-5•••

••
••
Как выходила тогда я из Реки сказать
То не чуяла страх ни эту боль рабов
Их скрип цепей в песках и краснокожих лиц
Не помню но лишь стон и пестроту столбов
••
ооо1оо1/ооо1о1 — 13 ДХ
1о1оо1/ооо1о1 — ХД
о1о1о1/ооо1о1 — Я
о1о1о1/ооо1о1 — Я
••
Средь них я мать галлер и экипажей брат
Фламандских круп английских я носитель тюрьм
Когда ж мои сыны мне да одев шелка
Я вдруг почувствовал что по Реке плыву
••
о1о1о1/ооо1о1 — Я
о1о1о1о/оо1о1 — Я
о1о1о1/ооо1о1 — Я
о1о1оо/ооо1о1 — Я
••
Захватив меня в миг в приливах ярость сил
Я вспомнил детский мозг что был как сон глухой
И побежала я как ураганный вихрь
И воздух тот пьянил срывая цепь островов
••
оо1оо1/о1о1о1 — ХД
о1о1о1/о1о1о1 — Я
ооо1о1/ооо1о1 — Я
о1о1о1/о1о1оо1 — 13 ЯЯА
••
В морской буре потом благословенной в путь
Легче пробки от вин я танцевал в волнах
Чтобы назвать тот танец пляской вечных бурь
Десять ночей и дней всё не смыкая глаз
••
оо1оо1/ооо1о1 — ХД
1о1оо1/ооо1о1 — ХД
1оо1о1о/1о1о1 — ДХ
1оо1о1/ооо1о1 — ДХ
••
Жертвой более мягкой чем и плоть детей
Яблок вод лазурных липла к моим губам
Пихты вин и пятен всех голубых кровей
От рвотных масс спасения ведь нет в шторма
••
1о1оо1о/оо1о1 — ХД
1о1о1о/1оо1о1 — ХД
1о1о1о/ооо1о1 — ХД
о1о1о1оо/о1о1 — Я
••

•••6-10•••

••
••
И с тех пор купался я в Стихотвореньи зла
Моря безумствий звёзд собрав их всех в кольцо
Сжирая демоном их влажный цвет и яд
Радость утопленнику когда пир поёт
••
оо1о1оо/ооо1о1 — 13 ХД
1оо1о1/о1о1о1 — ДХ
о1о1оо/о1о1о1 — Я
1оо1ооо/оо1о1 — ДХ
••
Как был прекрасен склеп в том ветре бури волн
К чёрту рутину дней ритмичных жалких бред
Этот огонь пьянил чище чем алкоголь
Бродит в долинах гор горьких любовных рек
••
о1о1о1/о1о1о1 — Я
1оо1о1/о1о1о1 — ДХ
1оо1о1/оо1оо1 — ДХ
1оо1о1/ооо1о1 — ДХ
••
Я небеса все знал скрывавших молний смерч
Прибои токов всех не только видел сам
Я насаждал Рассвет страсть моих сыновей
Я видел каждого и знал что он скрывал
••
ооо1о1/о1о1о1 — Я
о1о1о1/о1о1о1 — Я
ооо1о1/оо1оо1 — ДХ*
о1о1оо/о1о1о1 — Я
••
Я видел Солнце близко и как мистик мог
Я освещать всех фиолетовых пространств у волн
И как актёр античный ещё с тех времён
В потоках страсти захвативший меня озноб
••
о1о1о1о/оо1о1 — Я
ооо1ооо1ооо1/о1 — 14 Я
ооо1о1о/оо1о1 — Я
о1о1о/оо1оо1о1 — 13 ЯЯА
••
И я мечтал ночами белой той Реки
В отраженьях глаз и в поцелуях морей
Жаждал движений в тьме их галактических миль
И пробуждений жёлтых их и синих фей
••
ооо1о1о/1о1о1 — Я
оо1о1/ооо1оо1 — ХД
1оо1о1о/оо1оо1 — 13 ДХ
ооо1о1оо/о1о1 — Я
••

•••11-15•••

••
••
Я преследовал их месяцы полных лун
Истерик и волнений их рифов скал
Бросавшихся их каменных жалить струн
Всех океанов слившихся в единый вал
••
оо1ооо1оо/1о1 — ХД
о1ооо1оо/1о1 — 11 ЯЯА
о1ооо1оо/1о1 — 11 ЯЯА
ооо1о1оо/о1о1 — Я
••
Чтобы потом я мог видеть стада Флорид
Цветов живых в их гущах и глаза пантер
Как смоль мужчин их чёрных средь этих нив
Под горизонт степей разливших красок клей
••
1оо1оо1о/о1о1 — ДХ
о1о1о1о/оо1о1 — Я
о1о1о1о/о1о1 — 11 ЯЯА
ооо1о1/о1о1о1 — Я
••
Я видел и мог бродить в болотах этих Рек
Где в камышах лежал Левиафан как царь
И от паденья вод скрытых от глаз людей
Я видел пропасти и уходил в их даль
••
о1оо1о1/о1о1о1 — 13 ЯА
ооо1о1/ооо1о1 — Я
ооо1о1/0оо1о1 — *
о1о1оо/ооо1о1 — Я
••
Там ледники от солнц блестя как угль в печи
Бросались вниз искрившись на гигантских змей
Их туши жрали радуясь всё как клопы
Балуют духов жертв чёрной резьбой дерев
••
ооо1о1/о1о1о1 — Я
о1о1о1о/оо1о1 — Я
о1о1о1оо/о1о1 — Я
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
••
Я бы хотел показать детям таких лещей
Чей голубой поток летящих в крыльях рыб
Так блещет золотом что и могли бы петь
Их ветры спрятанные в глазах миры
••
ооо1оо1/0оо1о1 — 13 ДХ
ооо1о1/о1о1о1 — Я
о1о1оо/ооо1о1 — Я
о1о1ооо/о1о1 — 11 ЯЯА
••

•••16-20•••

••
Как же долго блуждал я в этих пещерах лун
Слёзы из глаз моих сыпались или соль
Моря привычка складывать в штиль крылья бурь
Думая всё пора женщине нужен дом
••
1о1оо1о/0оо1о1 — 13 ХД
1оо1оо1оо/1о1 — ДХ
1оо1о1оо/01о1 — ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
••
Но во мне мужчина остров его ребра
Я отирала счастье от птичьих грёз проказ
Крепчал мой голос и я продолжал играть
В буйство двоих людей возомнивших знать
••
ооо1о1о/1оо1о1 — 13 ДХ
ооо1о1о/о1о1о1 — 13 ДХ
о1о1о/оооо1о1 — *
1оо1о1/оо1о1 — 11 ДХ
••
Я золотой корабль голос стальных морей
В ураган эфир выброшенный без птиц
Чьи мониторы спят рыскав себя во тьме
Выловив свой каркас пьяной живой воды
••
ооо1о1/0оо1о1 — ДХ
оо1о1/1оооо1 — 11 ХД
ооо1о1/0оо1о1 — ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
••
Всем чем свободен я дар крепостных фиал
В пьяном тумане стен неба манящих зорь
Двери поэтам а нам откровений мха
В луч-берег вырваться солнцем лазурных слов
••
ооо1о1/0оо1о1 — ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
1оо1оо1/оо1о1 — ДХ
01о1оо/0оо1о1 — ЯЯА
••
Кто не пытался стать бежал статичных лун
Продолжая сходить в досках судьбы с ума
И если б рухнул ты я бы пошла ко дну
Неба спасать тебя в этих воронках сна
••
ооо1о1/о1о1о1 — Я
оо1оо1/0оо1о1 — ХД
о1о1о1/ооо1о1 — Я
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
••

•••21-25•••

••
••
Я задолжал скулить в лье пятьдесят Рекой
Нет точно к чёрту всё пора домой Мальстрим
Дева жизни старая пьяный немой простор
Прядильщик Сонный Вечного Гордый Пир
••
ооо1о1/0оо1о1 — Я
о1о1о1/о1о1о1 — Я
1о1о1оо/1оо1о1 — 13 ХД
о1о1о1оо/1о1 — 11 ЯЯА
••
Снова лечу опять цепи скалистых гор
Архипелаги в кости игр летят острова
Море спокойствия сны пьяный корабль мой
Птиц миллионы лет Сила золот Весна
••
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
ооо1о1о/1о1оо1 — 13 ДХ
1оо1оо1/0оо1о1 — 13 ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
••
Правда я снова плачу в пропасти дивный плен
Луны ужасны все солнца скорбят виной
Горькой любви мой пьяный ты корабль бед
Киль мой трещит сполна мой разум полон снов
••
1оо1о1о/1оо1о1 — 13 ДХ
1оо1о01о/оо1о1 — ДХ
1оо1о1о/оо1о1 — ДХ*
1оо1о1/о1о1о1 — ДХ
••
Кем я в Европе ком славно поющий смерть
Чёрный холодный злой в луже ребёнка дар
Сильный наивный я точный герой сгореть
От стыда и горя только радости для
••
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
1оо1о1/0оо1о1 — ДХ
оо1о1о/0о1оо1 — ХД
••
Кто я Господи такой в гибких Твоих руках
Бедный раб и счастлив точно Твоей судьбы
Ты мой Ребёнок но думаю верный знак
Что же боюсь я так пирсов холодных нить...
••
1о1ооо1/0оо1о1 — 13 ХД
1о1о1о/1оо1о1 — ХД
ооо1о1/0оо1о1 — *
ооо1оо1о/о1о1 — ДХ
••

•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••
02.04.2017
•••••••••••••••••••••••••••••
•••••••••••••••••••••••••••••

•••ПОЕХАЛИ•••

Во-первых, все схемы, в некоторой степени липовые. И, лишь ради того, чтобы определить Размеры — не более. Во-вторых, какой Размер или лучше сказать Метр этого стиха, если взять во внимание Ритмику? Правильно: Тактовик.

•••

В третьих, какие Размеры определяют его в первую очередь? — об этом позже. Сейчас же давайте сначала рассмотрим основные Метры этой истории. Их пять. Пять Метров в Одном — Тактовике. Подразделяем их, как

ГЛАВНЫЕ (определяющие Ритмику):

1) Я — Ямб: 33 строки
2) ДХ — Дактиле-Хорей: 38 строк

и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

3) ХД — Хорео-Дактиль: 17 строк
4) ЯА — Ямбо-Анапест: 1 строка
5) ЯЯА — Ямбо-Ямбо-Анапест: 8 строк

* — ну и... СЛОЖНО СКАЗАТЬ...: — 3 строки

ИТОГО: 33+38+17+1+8+3 = 100 строк — всё правильно: 25 строф — по 4 строки в каждой, это 100 строк.

•••

Теперь, давайте рассмотрим эти Метры, в качестве Размеров, как и обещали, несколько поподробнее:

•••

1) 6-стопный Ямб (33 строки из 100), следующих форм:

о1о1'о1/ооо1'о1

о1о1'о1о/оо1'о1

Именно они задают Ритмику этому стиху. И именно с той главной ударностью 2-го и 4-го удара которые мы обозначили значком'. Собственно, как я понял и у французов скорей всего это преимущественная Ритмика их 12-сложников. Хм. Один момент:

Синтаксис 6-стопного Ямба мы не разбирали, но смеем предположить, что он такой же как и Синтаксис 6-стопного Хорея:

Синтаксис 6-стопного Хорея.
http://www.stihi.ru/2016/05/03/412

— 6 видов. Тот, который нам нужен — второй. Рассматривая его, можно сказать, что Ямбо-Ямбо-Анапесты, Ямбо-Анапесты и Хорео-Дактили, немного тормозят его. Дактили-Хореи, нечто среднее, — и в тоже время, в некоторой степени, все они подчиняются ему: Ямбу — а точнее: его динамической Ритмике, которая создаёт в них: в Дактиле-Хореях, самую что ни на есть качку нА море (эти два слова надо бы писать слитно: наморе). Ага. Но, подробнее:

•••

2) 6-стопные Дактиле-Хореи, с мужским окончанием:

1оо1'о1/ооо1'о1

1оо1о1.../... — 38 стихов из 100.

На двоих Ямб и Дактиле-Хорей занимают 71 строку из 100.

Собственно, для тех кто не понял, — вот они:

о1о1'о1/ооо1'о1
1оо1'о1/ооо1'о1

Средь них я мАть галлер и экипАжей раб
Десять ночЕй и дней всё не смыкАя глаз

Без Ямба, — его Ритмической Инерции, — Дактиле-Хорей, не захочет качаться:

ДЕсять ночЕй и днЕй всЁ не смыкАя глАз

ДЕсять ночЕй и днЕй опЯть не спАть без вАс

Понятно? Надеюсь. Очень часто (можно сказать всегда), Дактиле-Хорей, который приходится, здесь, в основном в виде Ямебея называют сдвинутым Ямбом. Так вот совет, если вы хотите, чтобы ваши мозги не сдвинулись, не путайте эти два Метра.

Хотя, нам интересно, как было у французов. Ладно. Продолжим:

Остальные Метры:

•••

3) Ямбо-Ямбо-Анапесты (8 строк) и Ямбо-Анапесты (1 строка):

о1о1о/оо1оо1о1 — ЯЯА
В потоках страсти захвативший меня озноб

о1оо1о1/о1о1о1
Я видел и мог бродить в болотах этих Рек

Забавная ситуация: все наши ЯЯА6 и ЯА6 — нарушают слоговой объём. И, вот, представленные два примера, характерны тем, что первый мы хотели исправить до 12 слогов вот таким образом:

В потоках страсти ЗАХВАТИЛ меня озноб — что в некоторой степени НЕПРИЕМЛИМО. Ритмически. Это Я6 структуры 4/2 (2/4). Хм.

Второй пример, был 6-стопным Ямбом:

Я видел / мог бродить в болотах этих Рек — в некоторой степени (почему мы исправили — и нарушили), здесь очень слабый ЖАБАМАН (к тому межстрофный):

Под горизонт степей разливших красок клей
••
••
Я ВИДЕЛ мог бродить в болотах этих Рек

Другое ДЕЛО:

Их скрип цепей в песках и краснокожих лиц
НЕ ПОМНЮ / но лишь стон и пестроту столбов

Собственно, опять же с одной стороны — проблема, с другой стороны — её нет. Поскольку, Синтаксис этого 6-стопного Ямба, который является главным в этом Французском 12-сложнике, позволяет подобные нарушения, значит — проблем нет. Почему? Ну не знаю, это как не задумываться над тем когда ты нарушаешь Сапфический Метр, — если это возможно:

оо1о1о/оо1о1 — 6-стопный Хорей Сапфического Синтаксиса
оо1о1о/о1о1о — Сапфо

Помоги мне Будда / помоги Талмуд
Помоги и ты мне / звезда Давида

Собственно, ещё раз, что такое главная Ритмика этого (или вообще) Французского 12-сложника? — в некоторой степени (если взять динамичную её часть), это выглядит приблизительно так:

ТЫ помоги мне Будда / помоги Талмуд
И помоги и ты мне / звезда Давида

ооо1о1о/оо1о1 — 6-стопный Ямб Сапфического Синтаксиса (или лучше сказать логаэдного)
ооо1о1о/о1о1о — Сапфо с Анакрузой, то есть ЯЯА...

Проблема, здесь, заключается в том, что, с Ямбом — нет никаких проблем. Относительных конешно. С анакрусической Сапфо есть:

Ты помоги мне Будда помоги Талмуд
И помоги и ты мне звезда Голиафа

ооо1о1о/оо1о1
ооо1о1о/о1оо1о

Несколько сложновато в конце... — а теперь конкретно:

•••
И как обычно стань / пройдя весь этот путь

Который звал тебя / и не думал остыть
А ты ответа ждёшь / да не получишь но
Поберегись стенать / в темноте той огни
Невесёлые ой / да невесёлые смотри*
Не бывать ни чему / ни тому ни что есть
А есть многое да / и как обычно там
Огонь безумный ждёт / и Сапфо а-ля Франс
И Кольцовский а-ля / наш Николя Кольцов
•••
ооо1о1/о1о1о1 — Я
о1о1о1/оо1оо1 — ЯЯА
о1о1о1/ооо1о1 — Я
ооо1о1/оо1оо1 — ЯЯА
оо1оо1/ооо1ооо1
оо1оо1/оо1оо1 — Анапест4
оо1оо1/ооо1о1 — ХД
о1о1о1/оо1оо1 — ЯЯА
оо1оо1/ооо1о1 — ХД
•••

Если верить нашим академикам, так пишут французы свои 12-сложники. Один момент. Всё таки есть разница между Хорео-Дактилем и Ямбо-Ямбо-Анапестом (и Ямбо-Анапестом). Наши академики этой разницы не понимали:

о1 | о1 | о1 | /оо1 | оо1 — ЯЯА5
оо | 1оо | 1/о | оо | 1о | 1 — ХД6

И это принципиально. Ибо, есть такой Метр в Силлаботонике как Хорей. Вот, 5-стопная строка Хорея:

«Выхожу один я на дорогу»

оо1о1ооо1о

Стопная схема:

оо | 1о | 1о | оо | 1о

И это 5-стопный Хорей с Пиррихиями (безударными Стопами) на 1 и 4 месте.

Вот так и с Хорео-Дактилями. И если к примеру написать так:

И Кольцовский глянь / наш Николя Кольцов

оо1о1/ооо1о1 — 6-стопный Хорей

то Стопная схема этой строки будет такой:

оо 1о 1/о оо 1о 1

А не такой:

оо1 о1 / оо о1 о1

Так и в разбираемой строке:

И Кольцовский а-ля / наш Николя Кольцов

оо1оо1/ооо1о1 — 6-стопный Хорео-Дактиль

с правильной стопной схемой:

оо 1оо 1/о оо 1о 1

а не такой:

оо1 оо1 / оо о1 о1

Это вроде бы мелочи, но когда речь заходит о сверхсхемных ударениях, эти мелочи превращаются в пафос. Как минимум. А на деле, можно интерпретировать одни и те же строки по-разному, — не улавливая ни Ритмики ни хоть какой-нибудь искры в памяти. Собственно, вот они

•••

4) Хорео-Дактили (17 строк):

Захватив меня в миг в приливах ярость сил

оо1оо1'/о1о1'о1 — ХД

Жертвой более мягкой чем и плоть детей
Яблок вод лазурных липла к моим губам
Пихты вин и пятен всех голубых кровей

1о1оо1'о/оо1'о1 — ХД
1о1о1'о/1оо1'о1 — ХД
1о1о1'о/ооо1'о1 — ХД

От стыда и горя только радости для

оо1о1'о/0о1'оо1 — ХД

Достаточно. Вот наши строки:

Захватив меня в миг в приливах ярость сил

оо1оо1'/о1о1'о1 — ХД

Жертвой более мягкой чем и плоть детей

1о1оо1'о/0о1'о1 — ХД

Если в первом случае, нет удара на первом месте, то во втором, он — есть. Так вот, будучи одним видом Размера, во втором случае, мы, по словам наших академиков имеем сверхсхемное ударение — это раз. Два: обе эти строки, опять же с их подачи, не Хорео-Дактили, а Анапесто-Ямбы — которых вообще нет. Элементарно — уберём по одному слову у этих примеров:

Захватив меня в миг в приливах ярость

оо1оо1'/о1о1'о — ХД

Жертвой более мягкой чем и плоть

1о1оо1'о/0о1' — ХД

Что это за Размер? Правильно! Тот, которого все наши академики знают, как 5-стопный Хорео-Дактиль с 4-мя Хореями и Дактилем на втором месте:

1о 1оо 1о 1о 1о

И имя ему: Фалех. Прошу прощения: Фалехов Гендекасиллаб. Ну и какой это Анапесто-Ямб? Особенно, в первом случае:

Захватив меня в миг в приливах ярость —

— где здесь Хорей в начале?

Понятно, да? Так вот, запомните, — Анапесто-Ямбов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Только, исключительно, Хорео-Дактили.
•••••••••••••••••••••••••••••

И на этом, пока, всё. А там посмотрим. О Цезуре, может поговорим. Пока, только схемы:

По Метру: 12-сложник с мужским окончанием:

ооооооооооо1 — 12-сложник:

123456789012
~~~~~^~~~~~^
1оо1о1о1о1о1 — Фр.12
1о1оо1о1о1о1 — Фр.12
1о1о1оо1о1о1
1о1о1о1оо1о1
1о1о1о1о1оо1

1о1оо1оо1оо1* — Фр.12
1оо1о1оо1оо1 — Фр.12
1оо1оо1о1оо1
1оо1оо1оо1о1

о1о1о1о1о1о1 — Фр.12

о1о1о1оо1оо1 — Фр.12
о1о1оо1о1оо1
о1о1оо1оо1о1

о1оо1оо1о1о1
о1оо1о1оо1о1
о1оо1оо1о1о1

(оо1оо1оо1оо1)* — Французский 12-сложник

Итого: (17) 16 Размеров.

Французских — 7

•••

Об одной проблеме.

* — проблема Анапеста и одного вида Хорео-Дактиля, будет всегда:

1о1оо1 — 3-стопный ХД
оо1оо1 — 2-стопный Анапест

1о1оо1оо1 — ХД4
оо1оо1оо1 — Ан3

1о1оо1оо1оо1 — ХД5
оо1оо1оо1оо1 — Ан4

1о1оо1оо1оо1оо1 — ХД6
оо1оо1оо1оо1оо1 — Ан5

Но только ОДНОГО вида Хорео-Дактиля, а не всех. Например:

1о1оо1о1 — ХД4
оо1оо1о1 — ХД4 2-й формы, а не...

И хоть что делайте, это не будет... Иначе, как мы рассматривали выше. Ни чувства Ритма ни памяти.
•••••••••••••••••••••••••••••

•••ЛИТЕРАТУРА•••

«Теория стиха», В. Жирмунский

«Русская силлабика и французская силлаботоника», М. Гаспаров.