Андреев Леонид

Творческий Перекресток1
Леонид Андреев – русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева – тема статьи.
 
Детство
Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной – той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.
Николай Иванович Андреев – отец прозаика – отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.
Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.
Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.
К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.
 
Юность
На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем – скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.
Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.
В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» – история о самом страшном негодяе в истории христианства – предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.
 
Студенческие годы
После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.
Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.
Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.
Начало творчества
После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.
Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.
 
«Бергамот и Гераська»
Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них – постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой – Гераська – существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.
Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.
Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».
 
Из юриспруденции в литературу
В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.
Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.
Слава
После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» – все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель – это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.
Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?
«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» – все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.
 
«Ангелочек»
Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.
Отец Сашки – главного героя рассказа – сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец – безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.
Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку – восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.
Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.
Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни – временное явление.
«Жили-были»
Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» – купец, дьякон и студент – находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.
Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.
Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.
Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» – одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.
«Бездна»
Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.
Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.
В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.
«Жизнь Василия Фивейского»
В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.
В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский – священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.
«Записки неизвестного»
Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:
1. «Иуда Искариот».
2. «Дневник Сатаны».
3. «Сашка Жегулев».
4. «Он. Записки неизвестного»
Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.
Герой этого произведения – бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники – дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.
Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.
«Иуда Искариот»
Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.
Иуда у Андреева – герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя – обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.
Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.
1. «В тумане».
2. «Признаки».
3. «Марсельеза».
4. «Сын человеческий».
5. «Мои записки».
6. «Красный смех».
7. «Рассказ о семи повешенных».
8. «Иго войны».
 
Последние годы
Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них – «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.
Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.
Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.



Леонид Андреев. Что видела галка

                Из рождественских мотивов
    
 
     Над  бесконечной  снежною  равниною,  тяжело взмывая усталыми крыльями,
летела галка.
     Над   нею  уходило  вверх  зеленовато-бледное  небо,  с  одной  стороны
сливавшееся  в дымчатой мгле с землею. С другой стороны, той, где только что
зашло  солнце,  замирали  последние  отблески  заката,  галке  был еще виден
багряно-красный,  матовый шар опускавшегося солнца, но внизу уже густел мрак
зимней,  долгой  ночи.  Куда  только  хватал  глаз,-  серело поле, окованное
крепким,   жгучим   морозом.   Неподвижная   тишина  резкого  воздуха  слабо
нарушалась,  гоня  холодные  волны  взмахами усталых крыльев, несших галку к
одному,  только  ей  видимому  лесу,  где  она  решила сегодня переночевать.
Зажглись  уже звезды, и ночной мрак окутал холодным саваном замерзшую землю,
когда  галка  достигла  уже густого леса, смутно черневшего на белой поляне.
Слышно  было  вверху, как от мороза потрескивали деревья, распластавшие свои
ветви,  отягченные  сыпучим,  мелким снегом. Захрустели сучки под осторожною
ногою  какого-то  лесного  зверя,  выходившего  на  добычу.  Из  темной дали
донеслись  до  галки  унылые, жуткие звуки волчьего воя, протяжного, дикого.
Крутым  поворотом  галка  изменила  направление  полета,  напрягая последние
силы, понеслась туда, где, она чувствовала, находится проезжая дорога.
     Она любила человеческое общество, и лесная глушь была ей неприятна.
     Вот  и  дорога.  Ее  можно узнать по темным, душистым кучкам лошадиного
помета,  которым  галка  не  преминула  бы  воспользоваться,  если  бы ей не
хотелось  так  сильно  спать. Невдалеке чернелись перила моста над глубоким,
но  теперь  невидимым  оврагом. Галке овраг этот был знаком по тому горькому
разочарованию,  которое  он  ей доставил. Не более как год тому назад, в эту
же  самую  пору,  ей  удалось выклевать глаза, поразительно вкусные глаза, у
какого-то  молодого  черноусого  молодца.  Несмотря  на  холод,  он,  догола
раздетый,  спокойно  лежал  на крепком, подмерзшем снегу. Из разбитой головы
еще  сочилась  густая,  красная  кровь. Только слегка шевельнувшийся мизинец
показал  галке,  что  она  несвоевременно принялась за работу и клюет зрячие
глаза,-   но   подобные   пустяки   не  могли  смутить  птицу,  привыкшую  к
человеческому  обществу.  На  другой  день она, пригласив несколько знакомых
галок,  вернулась,  чтобы  поосновательнее  перекусить,  и  каково  же  было
негодование  ее  и  ее  подруг,  когда,  вместо подмерзшего трупа, они нашли
только   темное  пятно  крови  да  массу  волчьих  следов.  Эти  господа  не
постеснялись   разорвать   на   части   галкину  собственность,  а  какой-то
запоздавший  неудачник  пытался,  по-видимому,  есть  даже снег, пропитанный
кровью.  Только  в бурной и крикливой манифестации могла галка выразить свою
обиду и дать некоторое духовное удовлетворение пустому желудку.
     Выбрав  дерево поудобнее, галка комфортабельно уселась на тонкой ветке,
согнувшейся  под  ее тяжестью и осыпавшей мелкий, сухой снег. Каркнув, чтобы
прочистить  застуженное горло, и сжавшись в комок, так, что галкин приятель,
мороз,  только  руками  развел,  не  видя  возможности хоть где-нибудь найти
незащищенное  место,  она  сладко закрыла сперва один, а потом другой черный
глаз и тотчас же заснула.
     Много   ли,  мало  ли  прошло  времени,  галка,  по  отсутствию  часов,
установить  не  могла,  но  факт  тот,  что  она  проснулась,  совсем еще не
выспавшись,   и  потому  недовольная.  Разбудило  ее  ощущение  человеческой
близости.  Около  моста  серели  две  закутанные фигуры. Любопытная, как все
женщины, галка перелетела на ближайшее дерево и услыхала разговор.
     -  Ну  кого в эту ночь понесет нелегкая?- сказал сквозь зубы один, тот,
что  повыше,  выпуская  тучу  пара  сквозь заиндевевшие усы и бороду. - Ну и
морозище!
     - Погодим полчасика, - ответил другой, похлопывая руками.
     Сгорбившись,  обе  закутанные  фигуры скрылись под мостом. Галке так же
легко   заснуть,  как  и  проснуться.  Разочарованная,  она  заснула,  когда
какой-то  звук  снова  разбудил  ее.  За  поворотом  дороги  слышался  скрип
полозьев  по  твердому  снегу  накатанной дороги. Показались небольшие сани.
Пузатая  малорослая  лошаденка  бойко перебирала озябшими ногами. На козлах,
понурившись,  сидел  человек;  в  санях  виднелось что-то темное, тоже вроде
человека...
     - Стой!
     На  дорогу быстро выскочили те две фигуры, что сидели, спрятавшись, под
мостом.  Заинтересованная  галка, тихонько каркнув про себя от удовольствия,
обратилась  в  слух.  Лошаденка  остановилась. Кучер что-то сказал человеку,
сидевшему  в санях, и тот привстал. Воротник шубы скрывал его лицо и голову.
Один  из первых знакомых галки взял лошадь под уздцы, а другой, тот, что был
повыше  ростом,  крикнул:  "Стой!"  И  подошел  к саням. В опущенной руке он
держал что-то тяжелое.
     -  Здоровье вашей  милости! - грубо  сказал он. - Нуте-ка, вылезайте из
саночек - приехали!
     -  Душегуб, разбойник, - глухо  донеслось  из-за воротника  шубы: - Что
хочешь ты делать?
     - А там увидишь.
     -  Слышь,  милый  человек, не тронь,- сказал сидевший на облучке.- Пра,
не стоит.
     -   Молчи,   пока  жив! - прикрикнул  высокий,  сурово  метнув  черными
глазами. - Вон из саней!
     - Слышь, милый человек...
     Высокий  взмахнул чем-то бывшим в руке и блеснувшим при слабом мерцании
звезд.  Тот  кубарем  слетел  с  облучка  и,  видя,  что  поднятый  топор не
опускается,  прошептал  про  себя:  "Ишь какой сердитый, тетка твоя малина!"
Сидевший  в  санях  тоже вылез и, нагнувшись, развертывал что-то стоявшее на
сидении.  Взяв  затем развернутый предмет в руку и держа его перед собою, он
медленно направился к высокому, с нетерпением ожидавшему окончания сборов.
     Никогда  галке  ни  прежде, ни после не приходилось так удивляться! Как
будто  перед  каким-то  призраком,  высокий  начал отступать перед шедшим на
него  длинноволосым человеком. Допятился он до товарища, который, увидев то,
что  держал  перед  собою  длинноволосый  человек и что блестело от невидимо
откуда  исходившего  света,  отпустил  лошадь  и  также начал отступать. Так
двигались  они:  длинноволосый  и  перед ним два разбойника. Вот один из них
нерешительно  поднял руку, снял шапку; другой быстрым движением скинул свою.
Длинноволосый остановился, остановились и они.
     Сидевший раньше на облучке поднял топор и сказал:
     - Говорил тебе, не тронь. Видишь, попа везу. Эх ты, ворона!
     Галка  оскорбленно  каркнула,  но  ни ее, ни говорившего не слыхали те,
что стояли друг перед другом.
     -  Ныне  Христос  родился,  а  что  вы  делаете, душегубы, разбойники!-
произнес тихий, старческий голос.
     Молчание.
     -  Я,  недостойный  служитель Бога, святые дары везу к умирающему. И вы
будете умирать, к кому вы на суд пойдете?
     Молчание, только хрустнула ветка под шевельнувшейся галкой.
     -  Любить  друг друга заповедал Христос, а что вы делаете? Христианскую
кровь  проливаете,  души свои губите. Убиенные войдут в царствие небесное, а
вы?
     Колена  высокого подогнулись, и он упал ниц. Быстро последовал за ним и
товарищ.  Так лежали они в снегу, не чувствуя, как коченеют их пальцы, а над
ними звучал тихий, старческий голос:
     -  Не  мне  поклонитесь,  а Ему милосердному, который меня послал к вам
навстречу. Он, человеколюбец, простил душегубца и татя.
     - Батя, Прости,- прошептал высокий.
     -  Прости,  батя,  не  будем,  ей-Богу, больше не будем,- присоединился
второй, поднимая голову.
     Священник молча повернулся и пошел к саням.
     Галка  не  хотела признаваться самой себе, что она лично заинтересована
в  исходе  дела. Неодобрительно каркая, она думала, что стоит лишь на страже
интересов  сословия.  Действительно,  хорошо  будет житься галкам, если люди
будут  деликатничать  друг  с  другом!  Иронически  встопорщив  перья, галка
сделала  вид,  что не смотрит на дорогу, но тотчас же обошла закон и скосила
глаза на нарушителей междуживотного права.
     - Говорил, милый человек, не тронь. Эх! Скидывай-ка пояс!
     Высокий  послушно  развязал  пояс и подал работнику, который медленно и
толково прикрутил ему руки к лопаткам.
     -  Ну-ка  ты!  Чего  слюни-то  распустил?  Давай пояс, - обратился он к
другому.
     -  Ну, ну! - слабо запротестовал тот, косясь на священника, но развязал
пояс и подал.
     - Отпусти их, Степан, - сказал священник.
     - Как это можно, отец Иван. Меня попадья заругает.
     - Отпусти. Не людям дадут ответ, а Богу.
     Степан  неохотно  развязал  высокого,  дал слегка по шее его товарищу и
сел на облучок.
     -  A  c  топором-то,  милый человек,  простись, - проговорил он, трогая
лошадь.
     Вскоре и сани и седоки скрылись в ночной мгле, откуда донеслось:
     - Говорил, не тронь. Эх...
     Изумленная  до  последней  степени и возмущенная галка, перегнув голову
набок,  с  любопытством  смотрела на оставшихся, в неясной надежде, что дело
еще  может  поправиться. Высокий стоял молча и потупив глаза. Товарищ тронул
его руку.
     - Пойдем!
     Высокий  молча  двинулся  вперед,  а  за  ним поспешно зашагал товарищ.
Вскоре  и  эти  скрылись  в  темноте,  и  галка,  столь любящая человеческое
общество,  осталась  одна.  Впрочем,  на  этот  раз человеческое общество ей
совсем не понравилось.