Приложение. Список напечатанных произведений

Лариса Григорьевна Сергеева
 Вступление.

 Поэма "Высокая степень доверия" написано мной в 1989 году в марте-апреле, на одном дыхании. Прочитана на литературных диспутах, на заседаниях "Союза писателей" СССР, потом в среде Российских писателлейи поэтов, потом была напечатана отдельным сборничком:"Избранное"- в 1995 году.
 На страничке "Стихи.ру"поместила свои стихотворения:"О,белое солнце пустыни","Фарфоровая статуэтка","Катарина"-7.07. 2007года.
Так получилось, что я начала печатать свою поэму в электронном варианте со стихов из цикла "Поэт-поэту" со стихотворений, посвящённых египтянину.
 Мне хотелось показать, как опасны бывают встречи жаркого юга со звёздочками севера. Южный темперамент может растопить их, или сжечь дотла, если южане пишут
стихи на русском языке под влиянием чтения стихов С.А.Есенина.

 Своё первое произведение я привожу полностью.

  1.Высокая степень доверия. Поэма в трёх частях.
 
   Напечатана: г. Москва,изд., "Путь", 1000 экз., 1995 год. "Избранное",
   с аннотацией.
   ББК 84 Р 7.
   
   СЕРГЕЕВА Л.
 
   С95
    470200202-27
   С------------- без объявл.
    56 А/03/-95

                О Сергеева Лариса Григорьевна. 1995.

   ISBN 5-8444-0107-7

 Сергею Есенину посвящается.
 Стодесятой годовщине со дня его рождения и
 восьмидесятилетия со дня его кончины.
 
 Эпиграф

 Не верь,не верь поэту,дева:
 Его своим ты не зови-
 И пуще пламенного гнева
 Страшись поэтовой любви

 Ф.И.Тютчев
 
 Ещё один эпиграф
 
 Умри во мне, прекрасная Елена,
 среди прикосновений стольких рук,
 таинственна и не прикосновенна,
 как умирает тот последний звук.
 
 Елена Мороз

 Ещё один эпиграф
 
 Яко исчезает дым,да исчезнут...

 Молитва
 

 ПОСЛУШАЙ!
Как в обществе большом могло случиться,
Чтоб лишним оказался человек!

Как без него могли мы обходиться
В наш просвещённый и гуманный век!

Т_о__в_р_е_м_я _разум нам гасило,
Зашторив яростью своей,
И в лабиринты уводило
Из низких мелочных идей!

Человек в своём одиночестве,
В стремлении к своей мечте,
Ищет,Ваше Высочество,понимания.
Ищет всюду и везде.
 

Л Е Г К О  ли Б Ы Т Ь  П О Э Т ОМ?
 Часть первая.
Легко ли быть поэтом?
Кому поэтом быть?
Писать стихи...При этом,
Суметь и своё счастье сохранить?

Пора любви не совпадает
С порою песен?!.

Может быть...

Пора поэзии нам помогает
Сердцебиенье успокоить
Чтобы остаться жить?

Придёт пора-Поэзия обрушится,
Подобная стихии.
Придут стихи к нам,
Как тайфун...

Мгновение-и всё минуло?
Поэт совсем без дум?

Как заводь тихая
Реки неторопливой,
Текущей в необ"ятной дали...

Но вот стихи рождаются
В крови,казалось бы,
Совсем спокойной...
Помимо воли и рассудку вопреки.
К чему ещё такие нам печали?!.

 Пора песнопений

     Часть 1.

  "РОЖДЕНИЕ ПОЭТА"

 3.Поэтом стать-в широкий мир
Подобных собственным переживаниям
Уверенно войти.

Чтобы свою индивидуальность
Полнее обрести?!

Иль чувствами своими упиваться?
Идти за них на бой?
И__ з_а__ и_д_е_и__д_р_а_т_ь_с_я?
4.
В юности звёздной,
Голубой до светла
И прозрачно-зелёной.
Живёт средь нас
Поэт златоголовый.

Понятна ль до конца
Его п о з и ц и я ?
Как будто вызов?
Словно бы амбиция?

Большая в том беда?
Прекрасного поэта
Поэтом не признать?
Стихи его в узде держать.
Заставить нашу память
Поэзию его вдруг забывать?

Понадобится жизнь прожить,
Чтобы его понять?
И, м о ж е т,осудить?

Иль, может, о п р а в д а т ь ?

5.
Знал суд толпы:
И правой,и н е п р а в о й.
Стал недоступен для хулы,
Поднявшись выше
Всех вершин
Главой золотоглавой.
6.
В деревне он искал спасенья:
О д н о с е л ь ч а н е
Поэта в нём не примечали.
Забыл ли он косьбу
Усердно проверяли.
И в нём,по-прежнему,
Крестьянина искали.
 
7.
Жить никого не задевая,
Предупредительно
Дорогу уступая,
Ни у кого не быть в долгу?

Откуда ссоры возникали
Постоянно с__ т_о_й,
Которая была ему
И братом,и сестрой...
Подругою заботливой?

Не мог существовать
Среди обыденности
К_о_м_м_у_н_а_л_ь_н_о_й?

Охотно верил и,
Не рассуждая вторил,
Наветам на неё,
Возведенным напрасно?

Приятно мучить тех,
Которые и так для нас
Всем жертвовать__г_ о_ т_ о_ в_ ы?

Чтоб упрекнуть её,
Ударив побольней,
Слова он находил:
Он знал,что есть
Достоинство и совесть в ней.
 
O Софье, внучке Толстого
 И о Есенине.
8-9.
 А с той,с другой,
Столь юной и столь
Д_о_р_о_г_о_й
В старинной усадьбе
Или в квартире деда
Городской.
Вдвоём им стало тесно?
Уверенная в правоте своей,
Спокойно,равнодушно повторила,
Что бабка сделала родная
С своим супругом знаменитым?

Запомнив бабушкин завет
И исполняя его твёрдо:
Его жалеть- самой
Остаться б_е_з_ _в_с_е_г_о...

К тому ж была о_н_а
И тёзка ей д_в_о_й_н_а_я
И что творила-
С_о_з_н_а_в_а_л_а?

Жить,широко раскрыв глаза,
Достоинства и недостатки
Критичным взором выявляя,
И в заблуждение себя
Вводить не позволяя?..

Когда ж твои полузакрыты очи,
Реальность чёрно-белая
Куда-то исчезает.
Мечта золотокрылая,
Волшебно всё преображая,
Уверенности ей прибавляет.

И миг спокойствия
Хоть ненадолго наступает
С одним е_д_и_н_с_т_в_е_н_н_ы_м
Желанием:мгновенье с н_и_м
Чтоб длилось вечно.

И как же ей горько было
Пробужденье.И наступило
О_т_р_е_з_в_л_е_н_ь_е.
 

9.Новейшая мораль
Лариса Григорьевна Сергеева
При свете дня или включённом
Свете,бесстыдно раскрывая очи,
Сознательно утехам предаваться.
Чтоб не подумал:о другом мечтает.
И не сказал,что любит он не очень,
Но утопает в чём-то дальнем,дорогом...

Сей развращаюший пример,
Столь изощрённую содомию,
Как некое откровение,
Поэт нам снова предлагает?!
Проверенные временем ценности:
Домострой-в угоду веяниям
Революции покорно разрушает.
 
 10.
Лариса Григорьевна Сергеева
Любить через запрет
В_о_з_м_о_ж_н_о_?

Любить любимого,
Любовь свою огромную,
Которая с тобой
Неразлучима, постоянно...

И всё же,может,
Не только лишь с тобой?

Любовь,которую воспел Платон,
Иль пламенная и земная?

Любить, запрет минуя,
Кому не страшно?

И сомневаясь,_п_р_о_т_е_с_т_у_я,
Любить нам__ н_е__о_п_а_с_н_о_?

Известно было__и_м__:поэт женат.
Он выбором своим__б_о_г_а_т_?
Наивной,трепетной любви
Поэт совсем__н_е__р_а_д ?
 
 12.

Свободная любовь?
Г р а ж д а н с к и й__ б р а к?!
Свободным гражданам
От революции-ДОВЕРЬЕ?
Мужчины вольное решенье,
Согласье добровольное её.

Мгновенное исчезновенье
В семье:большой иль маленькой,
Законной или не совсем-
Экономических проблем?

Но большинство,которое
Всегда со всеми заодно,
Свободною любовию
Решительно пренебрегали:
Богатых партнёров
Для расписки выбирали.

И лишь немногие,
Поверив Слову безоглядно,
Не зная сами почему,
Мучительно страдали.

И даже в лозунге таком
Уже заложена и_з м е н а.

Насколько выдержало испытанье
Временем,
Не столь уж отдалённым?
Хватило на одно-два поколенья?
Вернулись вновь
К позициям исходным?

И в личных отношениях
Товарно-денежных расчётов
Для мужа и жены
Необходим д и к т а т ?

Но без д о в е р ь я,
В е р ы людям
Нельзя совсем нам
Обойтись никак?
14.
Но, если в обществе
Не предусмотренны
Любви свободной
Хотя бы в и д е а л е,

То п р а г м а т и з м
Свободно процветает:
Продажности взаимной
Заманчивой ловушки
Нам невозможно избежать?

15.

Кто назовёт его с в о и м ?
Зачем поэту в е р и т __ д е в а?
Печальною судьбой
Нечаянно он опалит,
И нет отчаянью её п р е д е л а.
 
 16 .Месть за любовь


От мстил за верность и любовь
И без разбора,всем подряд,
Меж них не делая различий,
И с ними добровольно испытал
Измен тоскливых для себя
Такой мучительный обряд...

Он мстил,отчаявшись,не ведая приличий.
Себе и им,и всем он отомстил?


Он мог из-за несчастиий
Своих, на слабых,преданных
Ему- легко и просто
О т ы г р а т ь с я?

Как было встарь заведено.

И свой же лозунг нарушая:
Не обижать нам братьев наших
Меньших-а им же обездоленных
Старался у н и ж а т ь ?


17.З А Т М Е Н И Е.
Не разберутся люди и поныне:
При чём здесь "русская"?
Б е р ё з х о д я ч и х с л е д ?
Когда в б о р ь б е
С с а м и м с о б о й измучен
И заодно со многими
Вдруг злобствует поэт?

18. Чувственная дрожь

Взамен привычных,полных
Ласки слов:
"Дорогая","милая" и,может
Быть,"любовь"-
Что предлагают изменить
Теперь нам в человеке?
"Руби с плеча"?"Hожом коли"?
"Берёз" безжалостно "дели"?.

Так появляются на свет
Духовные калеки?

И кстати,и некстати печаль
Несчастья множь?
Унять не в силах
Чувственную дрожь?

И правды не ищи-
Её ты не найдёшь?

Вновь возродить закон,
Пропавший в пыли?
В лихом новаторстве
О нём не позабыли?
 19. Чума.

Кто же знал,что
Стихи- зараза?
Кто же знал,что
Стихи-чума?

Не успеешь моргнуть
И глазом-как чья-то
Поэзия злая,
Нас всех
Вдруг сводит с ума.
20.
Зло заразно...
Кто спорит с этим?
И прилипчива,как
Чума?..Злом на зло
Никому не ответим,
И не будем сходить с ума?
21.
Поэзия в значеньи прежнем
Слова подвергнута гоненью,
О с м е я н ь ю,
И беспрецендентному глумленью:

Долой поэтов гнилой
Поры до-революционной?

На смену им-новаторское
С л о в о т в о р ч е с т в о ?

Нестройный хор многоголосный,
В р а з н о б о й,
Предложенный в з а м е н ?

Экспромт-эксперимент...
На ровном месте нужно строить?
Как предлагал тургеневский герой...

Любой сомнительный момент
Проверен методом ошибок,
Всем непонятных проб.И сбой...

Чем неожиданней финал,
Тем жарче гром аплодисмент.

Толпою признанный успех,
И тут же рядом-неудача.

И на глазах у всех-
Им спровоцирован-скандал?!
В соревновании
Королём поэтов  признан
Был не он: Сергей Есенин,
А другой:талантливый графоман.
Позвольте?!-Северянин?!

Огромный был провал?!

22.Пьедестал

В политехническом музее
Для знатной публики
Устроили стихов прочтенье...

Со сцены зазвучали вдруг
Его стихотворения
С вкраплениями нецензурной
Брани...Он схулиганил...

Сознательно устроил
Он с к а н д а л ?

Поэт оставил п ь е д е с т а л ?

Король поэтов - не Есенин.

23.Синева.

В  и д е и  верят лишь поэты?
Расчётом лишь бездарные живут?

От арифметики п р о с т е й ш е й
Куда нам можно скрыться?

Уйти за облака? В необозримы выси?
Стать старым,оставаясь молодым?

И без следа ль пропала "синь во мгле"?
Или она растаяла, как лёгкий дым,
В  н е б е с н о й  с и н е в е?


24.Недостижимое.
Лариса Григорьевна Сергеева
Возможно ль человеку угодить?
Действительность намного
П р е в з о ш л а самые смелые его
М е ч т а н ь я,

Которые в деревне себе нарисовал.
Но почему ж он всё же недоволен?

И счастия он всё ж не испытал?
Возможно ль этому поверить?
Возможно ль это нам п о с т и ч ь ?

25.Зависть

Но можно ли от них:
Завистников,охальников,
Клеветников,глупцов-
Куда-нибудь укрыться?

Не помнящих родства,
Забыв своих отцов,
Умеют лишь глумиться?

Его строка от пушкинской
Неотличима стала?
Взошла его звезда,
Отточена строфа,
Алмазной гранью засверкала.

Поэт исписан? Такой
Затасканный упрёк
Завистники из века в век
Талантливым бросали.

И чем талантливей пиит,
Тем яростней,остервенев,
Что мочи есть,кричали.

Укусов ядовитых,увы,
Н е  и з б е ж а т ь ?
Какое время их
Собирает в  р а т ь?


26.Отель

Не защищён от них
Попавший вдруг в беду?
Давнишние "друзья"?
"Собратья" по перу?

Как коршуны,в гостиницу-
Столичную,-по зову подлеца,
Слетелись,и вместе вдоволь
Над талантом поглумились?

27.
Был средь мучителей его
Ещё один П е г а с,
Но не восторженный,
И не крылатый?

Но что произошло потом?
Кто в комнату вошёл ещё?
И что-то там они искали?

Разорвана сорочка,
Порядка в номере не стало...
Опустошённая лишь оболочка
Не слышно было,как стонала?

В тот миг трагический
Небесный дар лирический
Поэта п о ч е м у не спас?

Зачем с и я н ь е синих глаз
Нелепо так п о г а с л о ?

28.


Но может ли
Т а л а н т л и в ы й поэт
К о г о - н и б у д ь убить?

Иль самого с е б я
Через повешанье к а з н и т ь ?
И в землю свой талант
Безвременно зарыть?

Талант и преступление
Любое.Против людей или,
Допустим,против себя,
Любви своей иль жизни,
Понятия неповместимые?
29.
Кто был тот"Чёрный человек",
В тужурке кожаной,который
В вестибюле,уходя,
Дежурному сказал:
С утра поэта не будить.

29а.

Приём известный:много
Лет спустя,на загородной
Даче,от посторонних взоров
Строго ограждённой,

При часовых,сменяющихся
Часто,некто,уходя,сказал
Дежурному:вождя не беспокоить
До утра.Обычно же сам вождь
По вечерам всех караульных
Обходил,распоряжения давал.

 

30.Бениславская
Галине Бениславской посвящается
Пока он жил,была жива она.
Пока надежда оставалась,
К нему найти свой путь.

Но вдруг его не стало...
П о т е р я н а...
Растерзана... О д н а...

Возможность появилась
О т д о х н у т ь?!

Такая ей судьба досталась:
Шагнуть за ним во мглу скорей,
Других и р у к, и г у б
Чтоб не было на ней.
31.
Где р е в о л ь в е р
Сумела раздобыть?
На кладбище с а м а ль
Средь ночи прибежала?

Ромео и Джульетта,-
Но в возрасте постарше,-
С н о в а ?

Она,как храбрый воин,
Погибла от кинжала.
Он,словно дева слабая,
Отраву сладкую глотая.

31а.

Надгробье малое,
Как детский гробик,-
"Галине Бениславской",-
Кем и когда поставлен был?

На нём и посвященье есть.
Строчки из его письма,
Написанные жёстко:
Признанье в не-любви.

А мстительные сестры,
В его могиле маму схоронив,
Сей монумент отбросили
Небрежно,чтоб памяти о ней,

Никто не сохранил,
И имя её даже,позабыв.
Теперь и сестры в ту же
Землю недалече полегли,

К ней ненависти в сердце
Сохраняя,ни капли жалости
К судьбе её не зная...
Какое ж преступление

Сумела Галя совершить,
Что было решено с поэтом
Вместе её немедленно убить?
Самозабвенно нельзя у нас,

Особенно поэта, неразделённо
Полюбить?И этот монумент,
Уж сколько лет по кладбищу,
Неприкаянный, гуляет.Соседям

По могиле невольно досаждает...
Сей постамент,он призван был
Неслыханное по жестокости,
Злодейское двоих убийство,

В сознании потомков,как будто,-
Из-за любови безответной,-
В самоубийство претворить?

32.Верность
Лариса Григорьевна Сергеева
Не каждому дано понять,
Что м н о г и х -не любил поэт.
Она-тем более.Была ему под стать.
Зачем решил поэт с е б я оклеветать?
 

33.Метаморфозы любви

Не каждому дано понять,
Что м н о г и х не любил
Поэт.Она,тем более,
Была ему под стать.

Зачем решил поэт
С е б я оклеветать?

34.

А т у ругать без п р а в а?
Предсказывая будущее е й ?
Не муж и не любовник ...
А деспот и злодей?

Он виноват? Она права?
Где правду ту найдёшь,
Коль страсти говорили
В человеке? Погибли
О б а в веке?

И за свободу в чувствах,
Увы, р а с п л а т а есть?
При чём же чувства здесь?
В ней не нашёл замены?

Т о й не простил себе измены?
Обломок старой с х е м ы.
Но схемы-то и нет,
Не стало коль с и с т е м ы.

34.МЕТЕЛЬ

По свету вьюжится холодная метель.
Ей-верность и любовь всегда некстати.
Колючих слов кружится карусель.
Их бросил нам поэт-мечтатель.

Во лжи нет правды,в холоде-огня,
В душе-покоя,и,страдая жёстко,
Он так измучил с а м__с е б я,
Что до сих пор грустит берёзка.

 
35.Оправдание

Кратких два четверостишья,
На все лады перебирая,
Поступку странному его
Причину в е с к у ю искали.

Найти стараясь оправданье,
Его ль внезапному уходу
Иль собственным делам,
И непродуманным д е я н ь я м.

36.Другу


Печальное,прощальное посланье
В последний,долгий жизни миг
Единственному д р у г у
Который всё п о й м ё т ,

Поймёт- и всё п р о с т и т,
Легко иль п р о с т о
Кровью написалось?


37.Адресат

С продуманностью тщательной,
И взвесив жест свой,взгляд,
Закончив с жизнью все расчёты,
Увидев сразу всё:неловкий промах,

Досадные,обидные просчёты-
Он на земле прошёл
Кошмарный,жуткий а д ,
Чтобы его послание

В кратчайший срок
Нашло свой а д р е с а т .


38.Прозрение.
Лариса Григорьевна Сергеева
Правдивое и чуткое сужденье
И трезвое предупрежденье
Пришло,как запоздалое
П р о з р е н ь е.

39.

Душе вдруг стало жёстко,
Рассчитан каждый шаг:
Ещё не раз берёзка
Пойдёт в огонь и в ад?
 
40.Доброта


Сквозь бесконечное время
Внезапно ловишь ты:
Не проклинайте любимых,
Не забывайте о них,

И не лишайте любимых
Огромной своей доброты.
 

41.Сожаление

"Не жалею,не зову,не плачу.
Всё пройдёт,как с белых яблонь дым"?
Ведь что сказал поэт когда-то
То надолго остаётся молодым.

Слова поэта нам не изменить.
Нельзя переиначить.
Пусть каждый год струится
С яблонь дым,

Но не жалеет,не зовёт,не плачет,
Тот кто не хочет оставаться молодым.

42.Шифр

Стихов его последних лет
Таинственный туман
Для всех лишь миф,
Для всех- обман?

Как сложный шифр,
Понятный им двоим?


43.Звонкий голос

В загоне нежное сердечко.
Кругом запреты,как заслон.
Но голос его звонок.
Проходит все границы,
Что закодированно ей:
Ценнейшая из информаций,
Бессонных плод ночей. 

44.Литвиново

По киевской дороге,
Недалеко от Нары
Местечко есть Литвиново.
Поэт там со своей женой
Прекрасным летом отдыхал.
Там сохранился дуб,
Скамейка рядом,
Где время отдыха
Спокойно коротал. 


45.Наследство

Сергею Есенину посвящается
Набор из строф поэта
Наследство нам досталось...

Пускай поэта с нами нет,
Но нам осталось,нам осталось...

Прозрачной чистоты сонет,
ЦВЕТЫ чьего-то ЗЛА,
Иль чья-то беспредельная усталость?

Изломанность нерусская,
Иль псевдорусская печаль?

Немецкого поэта дух
Он на родную почву
Так неразумно насаждал?

Природы светлый образ
В поэзии он воссоздал?

Кто он?Мечтатель иль бунтарь?
Мечтал,боролся и страдал...
Талантлив ли изысканный мугарь?

Из разноцветных лоскутков
Мозаику, свою илюзию
Волшебно создавал?

Пускай поэта с нами нет
Но нам осталось,нам осталось...
Прозрачный до кристальности сонет.

Великий ли он путанник,
Иль величайший он поэт?



46.Преображение
Лариса Григорьевна Сергеева
 Сергею Есенину посвящается
1.Безгрешно,безмятежно,
 Кто не желает жизнь прожить?
 Как з а о д н о_ с о_ в с е м и
 Нам это р а з д е л и т ь ?

2.Бездушие и подлость многих,
 Коварный замысел других,
 Глумленье или лицемерье,
 Иль трусость низкую иных
 И безыскусность дум своих,
 Как нам с о е д и н и т ь?
3.Так что же на земле
 Нам о с т а ё т с я?Грешить и каяться?
 П о к а я в ш и с ь, г р е ш и т ь?!
 Чтоб з а о д н о со м н о г и м и
 Всегда в с о г л а с ь и быть?

4.Иль всё ж нести свой крест,
 Нести и не роптать.
 Не торопясь, н о _в_срок
 Свой подвиг с о в е р ш а т ь.
 Сполна исполнив назначенье
 Проступок и с к у п и т ь?!

5.И для С п а с е н и я
 Текущее бесцельно время
 В событий важных время
 Суметь п р е о б р а з и т ь.

 
 
 Вариации:
 5.Для нашего спасения
 Столь незаметный Хронос
 В Божественное Кэйрос
 Должны преобразить.



Рецензия
Ответ на это вопрос очень прост. Надо жить, как велит душа, то есть праведно. И нас не должно волновать грехопадение мира, когда изменить это не в наших силах. Здесь как при революционой ситуации, нужно время и место. Каждый получает по делам рук своих. И чем чернее окружение, тем очевиднее чистота праведников. И нет спасения в отшельничестве. Это только притупляет боль, но не излечивает и не дает иммунитета для борьбы с болезнями века. Преображение как раз проявляется в подвигах мирской жизни, в преодолении соблазнов, искушений. Именно в борьбе рождается сила, в подвигах проявляется величие духа. И чем выше сила духа, тем менее пугает человека грядущее и окружающая обстановка.
Он идет заданным курсом, преодолевая негатив своим героическим характером, умением смиряться с несовершенством мира и человека. Как бы судьба меня не била, я умела простить многим их малодуушие. А теперь защищена панцирем от худого, словно ангелы оберегают меня от несчастий. Да будет так!

Преображенская Лариса   15.11.2007 12:39   •   

Добрый день,Лариса.
Очень благодарна Вам за отклик.Вы выбрали одно из моих лучших
творений,вернее,одно из первых,а потому,особенно любимых.
Оно было написано после прочтения одного стихотворения Сергея
Есенина,когда я стала понимать,что в его поэзии не всё так хорошо,
как мне раньше казалось.Выделенные слова взяты из его стихотворений.
  Я поняла, как тяжело человеку терять свою веру,точку опоры.
Я хотела по-прежнему поклоняться ему,упиваться его стихами,но уже не
могла.
"Не сотвори себе кумира,"-это стало между нами.
Знай всегда,с чем имеешь дело.
Кто был тот "чёрный человек",который терзал его
в последнее время.
Эта борьба была особенно тяжела,что в ту пору "Богоборчества", нам тоже
не на что было опереться.И он своими стихами выбивал у нас почву из-под ног.
Первоначально в моём стихотворении преобладали именно филосовские поня
тия."Иль всё ж стремиться идеалом стать", -впоследствии было заменено
на:"Иль всё ж нести свой крест,Нести и не роптать",-точнее к тому,что
мне хотелось бы выразить.
И потом концовка:Хронос,Кейрос-это тоже больше филосовские,нежели
религиозные понятия.И я пробовала изменить их,но поняла,что лучше
оставить так,как есть.
Время,нам отведённое,-это то,что мы не можем изменить.
И мы не должны его терять на поклонение идолам.

Лариса Григорьевна Сергеева   15.11.2007 15:48   
Время изменить мы не в силах, но в силах изменить себя. А идолизм сродни идиотизму. В каждом человеке есть Божественное начало. Надо его беречь смолоду. Не все ошибки можно исправить. Это ярко показывает Есенинский случай. Черный человек не кто иной, как дъявол. Он занял в его душе прочное место после того, как он изгнал ангела, отрекшись от Бога. И в его смерти трудно кого-то винить. Он нашел бы ее поздно или рано, поскольку не заживали в душе раны и он именно так бы стремился эту боль заглушить, не смог бы с этим жить. Поэтому поводу написан мной "Падший ангел", Есенину посвящена поэма на моей прежней странице (Лар. Пр.) Прочтите. Думаю, это вас заинтересует.

Преображенская Лариса   15.11.2007 17:46   
 

47.Таинство

Теперь и нам открылось:
Стихов таинственно существование.
Они-как песни,как п о с л а н ь я.
Они-сугубо п е р с о н а л ь н ы.

Имеют точный а д р е с а т:
Тому,кто их г о т о в принять,
И кто  и м  р а д. Понять готов
От слова и до слова...

Услышит голос их печальный,
Узнает смысл первоначальный.

Другие ж вскользь прочтут,
Их затаённый смысл минуя.
Им до чужих страданий,
И страстных сопереживаний,
Ни времени и ни желанья нет.

48.Взлёт

Она стихотворений не писала,
Но жадно,трепетно стихи читала,
В восторге замирая,их ладной музыке внимая...

Но _о н _стихи ей п р о ч и т а л,
Мгновение и _ в о т !
Головокружительней,чем взлёт
И восхитительный полёт!

Надолго ль? На всегда ль?
На радость?Или на печаль?
Из-за_ н е г о ль?И ль с_ н и м
Она Поэтом _с т а л а ?

Иль были то цветочки зла столетние
Печально-знаменитого Есенина.

Бездна... - 49

Поэтом стал-
Глазам открылась бездна:
Пространство, взором неоглядное
И не имеющее дна...

В нём поэтическим исканиям,
Находкам редкостным,
Решеньям неожиданным,
Наверно,нет числа...


Без дна... - 50

C.Есенину посвящается.
       Эпиграф.
       "...лирика,при всей своей обречённости
       на самое себя,неисчерпаема.(Может быть,
       лучшая формула лирики и лирической сущности:
       о б р е ч ё н н о с т ь _на_ н е и с ч е р п а е м о с т ь!)"
       Марина Цветаева.

Как будто в лодочке, легко
Скользишь по глади вод.
А под тобою океан-
Страстей водоворот.
И многослойность чтений-
Кому-то от рожденья дан-
Течений разных мнений,
Не исчерпаемых.Без дна...
 

51.Коварство


Измерена ли сила з л о г о слова?
Закончен жертв его п а р а д ?
Честнейшие из честных гибнут снова:
Арбенин,Дездемона.Есенин и Дункан.

Воздействует коварства сильный яд.
На помощь-Библия!Нам не поможет и Коран!
Поможет ли доверие всем людям,
"Без из"ятья"?И что ж?-
Никто н е_ в и н о в а т ?!

Нельзя же привлекать за клевету,
И впрямь,-о с о з н а н н у ю _ложь?
Один лишь Яго призван был к ответу.
А всех- н е _п р и в л е ч ё ш ь ?
 
52.Злость

"Злость,-говорят,-плохой советчик".
Отчего же люди злобою кипят?
Потому ль,что злые люди не в ответе,
За то,что небо злом коптят?

Потому ль,что страсти разжигая,
Хотят правду в кривду превратить?
Стал даже гений,угождая негодяям,
И з а о д н о_со_в с е м и_зло творить!

И себя и всех решил сгубить?

Отчего,скажи мне? Почему?
Яго лишь бредут по свету?
Всё готовы обратить во мглу,
Всех готовы очернить наветом.

Отчего,скажи мне,почему?
Доброта бессильная такая.
Сердечность не мила уму,
И "праведная" злость...
Возможно ли? Святая?


53.Мольба

Сергею Есенину посвяшается

Лишь об одном прошу и умоляю,
Мы молим вас и заклинаем.
Стихов п о э т а этого
Не надо нам читать:
Ни письменно,и ни при встрече.

Устойчивой позиции,стабильности,
Надежды,веры и любви он нам
Не может преподать.
Растерзанности,
Непоследовательности,
Страстей разгульности,
Простительной у дЕвицы,

А затем,стенания и плач,
И приступы тоски и злой Кручины,
Без всякой видимой Причины,-
Довольно есть у нас.

Он всех условностей
Отмены у т в е р ж д а я,
Нам хочет доказать,
Что больше всех страдает?

54.Последний пиит

В двадцатом веке жить,
Светить лишь светом
О т р а ж ё н н ы м,
Своё видение творить
Старинной страстью
О б о ж ё н н ы м.

Где свежее дыханье взять,
Земли до-человека
П е р в о з д а н н о й ?

В отравленном подлунном
Мире исчезнет
Последний  п и и т?
 

55.Спасение

Алексею Евдонову посвящается

С П А С Е Н И Е.

Сын Б о ж и й
В созвездии-в я с л я х,
В земле о б е т о в а н н о й,
М а р и е й - Д е в о й
Б ы л р о ж д ё н.

Д А Р Ы В О Л Х В О В
 
 Дары Волхвов-
 
 Двадцать восемь
 Пластинок чистых золотых,
 Подвесок,вязью разрисованных искусно,
 Узорами тайными покрытыми,
 Царю -достойное поднесение.

 Ладан -для воскуренья,- фимиам
 Пред Богом-поклоненье!
 
 И Смирна,-Мирро,-
 Чин Мироваренья
 В главном Храме
 На Пасху совершает Патриарх.
 
 Миропомазание.
 Или Соборование-
 Путь вознесения души,
 Наверх-на Небеса!

Их п у т ь
Звездой ль т р о й н о й,
Кометой ль я р к о й,
Чтобы не сбились,
О с в е щ ё н.

Сын ч е л о в е ч е с к и й
На небесах
Для нашего с п а с е н и я
И волею О т ц а
П р е о б р а ж ё н.


56.Привольное житьё

Как хорошо,когда не можешь,
Писать кому-то,
Может,нужные стихи.

Привольно и легко живётся.
В рабочем ритме ровно бьётся
Спокойное сердце в груди.

 
 Шарара посвящается

57.П О Л Д Н Е В Н А Я _ З В Е З Д А

Единственный среди поэтов,
Поэзия многострадальная моя.
Н а д о л г о_ л ь ? Н а в с е г д а?
Ярчайший сгусток света-
П о л д н е в н а я _ з в е з д а.

Астрономические расстоянья
Для человека не преграда.
Слетать возможно на луну?

Но будет ли когда-нибудь,
Хоть на планете дальной,
Хотя бы г д е-н и б у д ь
Для избранных д в о и х
Д о с т о й н а я_ _н а г р а д а?
 

58.Родник

СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ посвящается

Среди полей,под крики птицы
Родился родничок
И устремился вдаль,к границе,
Где неба синь и край земли
Дают начало берегам реки.

Там жизнь,там бурная вода
Стремится в океан,
В порогах бьётся,
И,чтобы плыть по ней,
Нужна нам твёрдая рука,
Которая гражданскою
Позицией зовётся.

Но,если в _ в а с _одна амбиция,
Лишь только брошен вызов,
Ваш чёлн перевернётся:
Он неостойчив даже в бризы.

   КОНЕЦ  ПЕРВОЙ  ЧАСТИ

    ЧАСТЬ  ВТОРАЯ

«2. Преображение поэзии»


       Э П И Г Р А Ф.

       НЕ ЗНАЙ ПОКОЯ,
       ПОКА СУЩЕСТВУЮТ
       АДЕПТЫ ЗАСТОЯ.
    Для застойных-
       лозунг,
       максимализм и ярлыки.
Не развлечение,
       н е__ д о с у г,
А__ с п о с о б:
       не падать с высоты.

Они себя не утруждают,
И ярлык:"Вчерашний день"-
На здравый смысл цепляют,
Бросая на вас тень.

И всё, к чему стремимся,
Чем жили и живём,
Должно остановиться
С таким "календарём".

Потому что во вчера
Хотят они мечту списать,
А гнусности кричат:"ура".
Хотят её расцеловать.

Застойник лозунг
       иногда меняет.
Чтоб быть вверху всегда:
Так фиговый лист одевает,
Прикрывая себя нагота.

Максимализм в оценках,
       лозунг,
Липучки-ярлыки,
Не пустая игра,
       не досуг,
А способ
       не падать
       с высоты...

1.
И поэтические песнопения
Поэтами когда-то слагались
Не для развлечения:
Возвысить слушателя своего
До состояния экстаза-
Он нам необходим
Для п е с н о п е н и я.
И в этом состояло
Поэзии предназначение.

Поэты-мудрецы Востока
Селились среди гор.
Наедине с природою,
В покое, в тишине
Стихи рождались,
Которые достойны
С о з и д а н и я.

Иные утверждали:
Земные радости,печали,
Хоть даже и прекрасны.
Но быстротечны, преходяши...

Под силу дать лишь небесам
Нам равновесие души,
Успокоенье__ с т р а с т и.

Художники слова Востока
Д а л ё к о г о
Бамбук воспевали и рощи,
Изящество листьев
И ствол его стройный.

Под ветром и в бурю
Он гнётся,но,выдержав
Все испытания,
Несломленным остаётся.

Пример,достойный подражания,
И выдержки, стойкости
В нас воспитания.

   ЧАСТЬ Вторая "а"

  ПОЭТ-ПОЭТУ

  Здесь стихи, посвящённые поэтам.
  И современным, и классикам.

 
 Из цикла"Поэт-поэту"
 Посвящается Шарара,
 поэту из Египта, пишет на руском.

О,белое солнце пустыни.
Безжалостно светит оно.
Безудержным жаром в лицо
Нам подышит:
Глаза голубые,небесные,нежные
Как глади озёр-иссушает...
Иссушит-До дна!

О,белое солнце пустыни.
Ласкает и греет с утра.
Но день лишь настанет-
Сжигает д о т л а.

Л А Р И С А   С Е Р Г Е Е В А

Из цикла"Поэт-поэту"
Шарара посвящается.

Фарфоровая статуэтка.
Изящна и стройна.
Танцует,словно балерина,
И день,и ночь она.

Фарфоровая статуэтка,
Что так нежна,хрупка,
От грубого прикосновения
На мелкие осколки
Рассыплется она.

Фарфоровую статуэтку
Оберегать должны от
Непредвиденных ударов
Жестокой порой судьбы.

 
 
      Из цикла "Поэт-поэту"

 
      Великий укротитель
      Строптивой Катарины.
      Он опытный мучитель?
      Он груб демонстротивно?

Капризов, прихотей его,
Наверное, не счесть.
Как обхождение такое
Она могла стерпеть?

      Могла ему как угождать,
      Когда свои капризы есть?

         Резюме.

 Так в чём же состоит
 Строптивой укрощенье?

 Он никогда не говорил:
 Другой он тоже будет мил.
 Но непрестанно повторял:
 Она одна лишь идеал.
 

Елене Лаврентьевой


      Из цикла"Поэт-поэту"

    C.Есенину посвящается.

    Елена Лаврентьева.

Лаврентьевой Еленой
Совсем покорена:
Земною сочностью
Первичных описаний,
Глубоких чувств,
Переживаний,
Микронной точностью
Мышления её.

О,если бы была
Поэтом именитым,
То всё равно бы
Не смогла услышать,
Что в стихах её сокрыто.

Йовенко удалось:
Печаль и музыкальность
И м_е_ч_т_а_н_ь_е...

Лаврентьевой под силу
Оказалось,спустя лет
Шестьдесят,его
Невыносимое страданье.

От зелия его,его отравы,
Искусно зарифмованной
Под детские забавы,
Она для многих-
И_з_б_а_в_и_т_е_л_ь...

От нас уходит прочь.
И не вернётся вновь
Коварный э_т_о_т...
И_с_к_у_с_и_т_е_л_ь...

Светлане Йовенко

Теперь мне каждую строфу поэта
Нельзя услышать без волненья
Но звонким трелям этой песни
Такого неземного соловья-
Не подобрать сравненья.

В душе любое её слово
Рождает вдохновенье.


Есенину

И сколько слов Есенину ни говори,
Всё будет мало,мало,мало...
И сердце вновь кровоточИт:
Как быстротечна слава!

Под снежно-белой,мраморной плитой
И чёрным кубом удлинённым
Сокрыты двое:два тела -плотью-разные,
С одною пламенной и поэтической душой.

Приверженцы Завета Ветхого,
Свершили Жертвоприношенье
Кровное.Не пощадили Гения.
И её:приверженницу идей его.

И куб теперь по кладбищу
Блуждает неприкаянный:
В одной могиле с матерью
Ей места не хватает...
Вмиг наступает озаренье:
В страданьях жизненных
Нам находить необходимо
Н_а_с_л_а_ж_д_е_н_ь_е...

Светлана Йовенко-
Современная Ростопчина.
Стихам её -прекрасная оценка:
Над злом победа идей добра.

Печаль Есенина и музыкальность
Его звенящих слов,
Как отзвук отдалённый,
Из тех ушедших снов,
В её стихотворениях
К нам возвратились вновь?

Эпилог-Заповiт

Сергею Есенину посвящается.

Поэта разве с нами нет?
Ведь голос звонкого
П а м ф л е т а
Попрежнему свирелью
Р а з д а ё т с я...

И трелью соловьиной
Для нас,как песня,
Л ь ё т с я...

Пусть каждый чистый
Звук в любом из нас
Строфою новой
О т з о в ё т с я...

Его строфа
С другой строфой
В один венок
С о в ь ё т с я...

И радугою
Многоцветной -
Дугою вознесётся
В_ п о д н е б е с ь е.

И колыханье на заре
Цветущих белых кружев
Под лёгким ветром
Д у н о в е н ь я.

Изгиб упругих рек,
Их плавное теченье,
И звёздочек ночных
Волшебное мерцанье...

И яркость полной
М е с я ц а - Л у н ы...
И таинств множества
Любви неповторимой,

Как солнца свет,
Пусть светят всем они...

В стихах прекрасных,
Как _ т в о р е н ь е,
Материальность мира,
Друзей духовное влеченье,
В звучаньи нашей _ Л и р ы
Найдут пусть отраженье...
       

      
 К О Н Е Ц  В Т О Р О Й  Ч А С Т И.

  ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

  " Ода Одиночеству"

  Короткий век

Кто не нужен?..1.
Пусть умирает тот,
Который никому не нужен.
Но,если нужен кто кому,
Пусть вечно тот живёт.

Растит он внуков и детей,
И небеса его своею
Благодатью осеняют.
Он не торопит всех: скорей!

Короткий век...2.
Но всё же,как могло случиться,
Чтоб лишним оказался человек?
И почему такой короткий век
Ему во временах отмерен?
евиз? -3
Лариса Григорьевна Сергеева
Жить просто-без особенных затей:
Есть,пить,гулять ходить,
С чинами дружбу заводить,
С простыми -проще можно быть.

И,если выгодно,-любить.
А нет-прошайся поскорей:
Ведь можно снова полюбить,
И снова можно всё забыть.
 

4.Терпение

Или теперь он болен?И тяжело
Ему смеяться,говорить?
Что нам до этого за дело?
Здоровы мы,нам весело!

А он своим унылым видом
Испортить настроение готов?

Не будем находиться в ожидании,
Когда он снова оживёт,
И снова на губах улыбка расцветёт,
Уж лучше пусть скорей умрёт.

Никто о нём не вспомнит,
И даже в памяти не позовёт.
Ему от нас нигде не скрыться?
И каждый-на виду?..Что он за птица?
Неужто жить как все,
Не хочет он,иль не намерен?
Не видит он родных и близких
Вокруг себя он почему?

Всегда задумчив и один,
Глядит печальным взором.
И вид трагический его
Послужит нам укором?

Погиб поэт,до тридцати не дожив.
Она вослед свой срок
Закончила ещё моложе...
Так надо?Пусть им же будет хуже?

В их собственной любви
Спасенье было,может,
Но среди людей для них
Спасенья быть не может.

 
6.Юдоль

Так умирает человек,
Который никому не нужен?
И так ли справедливо,
Когда уходит слишком рано?

Не смог найти своей юдоли?
А был он окружён огромною
Нечаянной любовью.

Не видел и не слышал ничего.
Обида в сердце поселилась...
Как тигр,метался он,
Рычал и пел от боли?

Неужто этого никто не замечал,
Хотя бы невзначай,хотя б и поневоле?

 
Ваганьковское кладовище-7

На кладбище ходить я избегала.
Инстинктивно.Чтобы не тревожить,
Случайно,может, почивших там,
Известных нам,иль нет,усопших...


Артистов и поэтов... И певцов...
Владельцев бывших выразительных
Басов,красивых баритонов,теноров...

            2.
Но вот,перед каникулами летними,
Весеннею порою,в мае
Шестого класса нашего подруги,
Так значит,одноклассники мои,
На кладовище,"прогуляться" заманили.

Есенина могилу посетить
Во что было ни стало,Экспромтом,
Вдруг они решили.
            3.
На кладбище пустынно .Ни души...
В тот день,наверное,закрыто было.
И как вошли,не помню.То временем
Теперь уже сокрыто...

Сквозь веточки деревьев обнажённых,
Ещё листвой не опушенных,-
Уж время перешло за полдень,-
Светило ласково,приветливое солнце...

Здесь в центре города покоятся
Усопшие в торжественной тиши...

 

8. Тропа не зарастёт


Сергею Есенину посвящается.

На кладбище Ваганьковском
Могилкам неукрашенным,резным
Решёткам был простор...

Мы быстрым шагом шли
Широкою песчаною тропой,
Как если бы за нами гнался
Разбойник или вор...

К другим гробам направо
И налево от тропы вились
Тропиночки,извилисты и узки,
Среди могилок,небрежно
Стеснённые рядком...

Увидевши гвоздичку,пробившуюся
Сквозь золотистые песчинки,
Хочу остановиться:
Дано усопшим возродиться
Красивым полевым цветком?

Но мы идём,почти бежим.
До цели путь не близкий...


10.Ровесницы

И вот достигли цели мы.
Могилы расступились, его
Могиле пространство создавая.

Плита надгробная,огромная:
Широкая и длинная -из мрамора
Иль белого гранита.Очень светлая.

На ней слова:Сергей Есенин,
Даты -рождения и убиения...
Не ставим памятник в Рязани?
Не нужно бронзы многопудье?

Но тогда я этих слов не знала:
Ещё не изучала.Но девочки?
Ровесницы мои!Они,они,наверно,
Знали? Какая мрачная трагедия

На этом месте,тёмной ночью,
В том грозном лихолетии
Разыгралась?В теченье двух
Недель - убийства два,но,как,

Увы,самоубийства списанные:
Известного всея Руси поэта
И секретаря,его поэму,-демону
От революции -,посвящённую,и
На своё несчастье прочитавшую...

Не зря,не зря мне сверстницы
Его могилу показали,и ни словечка
Не сказали:увидели неосведомлённость
Полную мою,и, вряд ли, осуждали.

И также
11.
       Галине Бениславской посвящается.

К его плите большой и светлой,
Куб удлинённый,
Гранитом чёрным огранённый,
Слегка касаясь,прислонился...

Там надпись краткая:Галине...
Какой Галине?Бениславской.
И бронзой выбиты слова Есенина,
Из его письма,написанного жёстко:

Признанье в не-любви,
Что видит только друга в ней,
Но на любовь его
Рассчитывать не стоит е й.

Чтоб нам внушить:из-за
Такого вот достаточно
Спокойного письма могла
Галина застрелиться?

Что вроде бы никто не виноват:
Обычна-бытовая драма?..
Не для чего-в её исчезновении,
Политику иль логику искать?

Кто эту надпись на граните вечном
Для нас,потомков начертал?
Убийства оправданья означал
Сей незатейливый мадригал?

И было гармонично сочетание
Мрамора светлейшего и чёрного
Гранита:навеки двух сердец
Но после смерти-единение.

 P. S.

 Таким увидела я памятник Сергею Есенину первый раз, в пятидесятые годы.
Меня удивило несоразмерность огромной,белоснежной плиты,- её хватило бы на две-три обыкновенных могил,- и строгого небольшого чёрного гранита,-как постамента к чему-то большого.
 И надпись, бронзой, как бы навеки запечатлённая оплеуха...
 Я не знала тогда, кто такая Бениславская Галина.
 Только в десятом классе нам разрешили проходить стихи Серебряного века.
 А ещё много лет спустя стали рассказывать и по теле, и в газетах и, наконец, и в кино подробности биографии поэта: от Анны Снегиной, до Айсидоры Дункан.
 Потом умерла мать Есенина, похоронили его в могиле Сергея.
 Пошли слухи, что в могиле нет его тела, что его гроб слишком новый, совершенно неистлевшая ткань. Об этом заговорили сестры поэта.
 А чёрный обелиск с именем Г. Бениславской с той поры стал бесприютно скитаться по кладбищу.
 Кто-то регулярно передвигал его к соседним могилам, а от туда кто-то двигал его назад. А теперь,наверное, и убрали куда-нибудь совсем.
 И лежит ли тело Галины рядом с Есениным или нет их там.
 

12.Галина Бениславская

Галине Бениславской посвящается.

 На камне надпись краткая: Галине.
 Какой Г а л и н е? Бениславской.
 Поэту кем была она?Коллегою?
 Соратницей в неравной битве
 Со всемирным злом?Подругою
 Преданной?Женой гражданскою?

 Нам говорят:осведомительницею,
 Доносчицею тайною...
 Но кто же в годы те мужей,
 Родных тогда не предавал?

 За что же ей одной такое
 Страшное явилось наказанье?
 Ах,да!Не ей одной,обоим
 И...Одновременно.

 Нам говорят ещё,что именно она,
 Есенина встречала за границей,
 И от Дункан,от Изидоры увела.
 Напомнила,что он поэт российский:
 В России ждут его дела...

 Семейка вся Сергея в квартире
 Коммунальной у неё бывала?
 
 Сестра любимая,Александра,
 Которая потом её своею
 Ненавистью изводила...
 Какие странные бывают
 Времена...

 
13.Ваганьковское кладбище несколько лет спустя

На кладбище Ваганьковском
Семья известного профессора лежит.
Там Валентина,свет Владимира,
Евгения Тарасовна и Китлер Эдик.
О,бедный,бедный Эдуард...
И бедный,бедный Вячеслав...
Не здесь захоронения
Он удостоин...Венок,цветы-
Почившим дань последняя-
С Надеждой,Надей мы несём теперь...

14.

Где Константин Есенин и
Зинаида Райх,где Меерхольдов
Усыпальница...Идём к Есенина
Могиле...Как всё тут вдруг
Переменилось.

Где та тропа песчаная?
Теперь она одета
Асфальтом серым,
Словно пеплом.

И сузилась наполовину,
Могилам новым уступая...

15.

И вот достигли цели...
Есенин-памятником нас
Встречает,почти таким,
Как и в Рязани,из бронзы,

С кучерявой головой.Он
Смотрит на восток,над
Низкими решёточками
Возвышаясь.Цветы,цветы...

И множество людей.Стихи
Его иль посвяшённые ему
Безостановочно ч и т а ю т.

16.

Где белая из мрамора плита?
А кубик удлинённый
Немного отстранился.
Стоит поодаль отрешённо,
На четверть в землю
Погрузился,коснувшись
Надписью земли...

Он славою,известностью своей
Затмил несчастную Галину.
Пройдут года,исчезнет куб сей
Из гранита,уже почти исчез...

Забудется,что двое здесь
Почили,погибшие когда-то
В одночасье.
Ему- стихи -и поклоненье.
Её же прах,-не замечая,
Ногами безучастно попираем.

Так в одиночестве рождаемся,
Живём,и так же одиноко умираем..