Не выдуманная история о маньяке

Сергей Стихийный
 В 1987 году, я закончил обучение в сыктывкарской школе №16 и поступил учиться в Педагогическое училище №1 им.Куратова  г. Сыктывкара.
 А. Торопенко был моложе меня на год. Запомнил его я при следующих обстоятельствах:
 Было мне лет десять. В тот день мне повязали на руку красную повязку и поставили дежурить на школьную лестницу на первом этаже школы. Такие были пионерские обязанности у нас, пионеров. Стою на перемене, дети бегают по лестнице то и дело задевая меня, на мои замечания не реагируют, разве что только "младшаки", хотя не все. Оно и понятно - дети есть дети. А я весь такой серьёзный, важный. "Дежурный" одним словом. Ещё минут пять назад, до назначения на пост, сам летал по лестнице всех сбивая...  Прозвенел звонок и все по классам. Я было тоже собрался, но  тут вижу, в окно - бежит школьник и держит огромный портфель. Подбегает к бортовому кузову от грузовика (который, сколько себя помню, стоял возле стены нашей школы)прячется за него у стены и начинает изучать содержимое этого портфеля! Я не раздумывая бегу к выходу. Оббегаю школу и прямиком к кузову. Тут я его и поймал за шиворот, Торопенко этого! У него тогда волосы ёжиком стояли, помню. Щёки круглые, красные. Стали бордовыми когда меня увидел. Задрожал, испугался меня. Бросил портфель.
Хотел я ему тогда по морде, круглой, наглой - ударить, да пожалел его. Так, за шиворот держа затащил в школу. Он тогда сразу мне признался, что у пьяного мужика портфель стащил. Возле школьной раздевалки я увидел этого пьяного мужика. Видимо чей-то папа или дедушка. Говорить с пьяным не имело смысла и я приказал Торопенко, чтобы он поставил портфель к ногам незадачливого гражданина.
 Затем говорю гаду, что сейчас отведу его к директору школы и судить его будут за воровство всей школой! А он заплакал тогда, заскулил. Обещал мне, что не будет больше никогда... Ну а, я, дурак жалостливый, дал пендаля ему под жопу и отпустил...  Жалею теперь я, что смалодушничал тогда и не наказал его.

Прошли годы...

 
 Покойного ныне отца девочки, звали Александр Александрович Грищенко.
В детстве мы жили семьями  в одной коммунальной трёхкомнатной квартире. Мне тогда 7 лет было, я только собирался в школу пойти.
 Студенты любили и уважали своего преподавателя по физкультуре Александра Александровича, называя "Сан-Саныч". Он сам тогда организовал поиск пропавшей дочери своей и нашёл...

 
 





"Ровно двадцать пять лет назад Верховный суд Коми АССР назначил максимально возможное наказание – 10 лет лишения свободы – пятнадцатилетнему Александру Торопенко, признанному виновным в убийстве восьмилетней девочки. Уже тогда А.Торопенко можно было назвать серийным насильником. На сегодня он самый зловещий в Коми преступник с такой «специализацией». Последний приговор А.Торопенко, уже сорокалетнему, вступил в законную силу в конце 2012 года.

Пропавшая второклассница

Второклассница сыктывкарской школы №16 по имени Оля исчезла субботним утром 28 ноября 1987 года. Маме она сказала, что пойдет на тренировку. Девочка занималась художественной гимнастикой, четыре раза в неделю тренировалась на республиканском стадионе.

Мама, воспитательница детского сада, ушла из дома раньше дочери – торопилась на работу. Девочку проводила до дверей квартиры бабушка. Папы, преподавателя пед-училища, в тот день дома не было. Он находился в командировке.

Больше Олю никто не видел. Она не появилась на занятиях в школе, которые по субботам начинались в 12.30. Никто не заметил ее в вестибюле стадиона. Тренер вообще поставила родных девочки в тупик. На субботу тренировка не назначалась. В воскресенье должны были состояться соревнования гимнасток, но участие в них Оли не предполагалось. Впрочем, девочка могла перепутать расписание тренировок.

Вечером той субботы сыктывкарская милиция была поставлена «на уши». Памятуя о том, что год назад в Ухте исчезла девочка, которую, как оказалось, изнасиловали и убили, стражи порядка сразу организовали масштабный розыск ребенка. Приметы пропавшей распространили по радио и телевидению.

В Мичуринском парке

На четвертый день после пропажи Олю нашли. Засыпанное снегом тело с явными признаками насильственной смерти было обнаружено на краю Мичуринского парка – рядом с кирпичной стеной, разделявшей парк и территорию автотранспортного предприятия.

Девочка вполне могла возвращаться со стадиона домой, на улицу Старовского, мимо парка. Но родные недоумевали, что заставило Олю зайти на эту территорию. Они считали, что дочь могли заманить, предложив сладкое. Она была сладкоежкой. Вдобавок очень любила кошек и собак.

Спешно созданная следственно-оперативная группа вместе с другими сыщиками за сутки проделала очень большую работу и практически раскрыла убийство. Под подозрение попал учащийся 8 «г» класса той же школы №16 Александр Торопенко.

В мае 1987-го подросток уже был приговорен за злостное хулиганство к трем годам лишения свободы с двухлетней отсрочкой исполнения приговора. Хулиганство выразилось в… сексуальном насилии над десятилетним мальчиком. Преступление было совершено в том же Мичуринском парке. Кроме того, было установлено, что неизвестный не раз пытался совершить развратные действия в отношении малолетних девочек в районе все той же школы №16. В трех случаях злоумышленник, по описанию похожий на А.Торопенко, свой умысел смог реализовать. Наконец, подросток находился на подписке о невыезде, поскольку вновь был привлечен к уголовной ответственности: на пару с одноклассником Василием в начале октября избил парня. Местом побоища был все тот же парк.

«Чтобы не мучилась»

К Саше Торопенко у следствия возник неподдельный интерес. Подозреваемого в убийстве взяли под стражу 2 декабря. Следствие проявило тактическую хитрость. Александру изменили меру пресечения по делу о хулиганстве, по которому он проходил обвиняемым вместе с дружком. Следственно-оперативной группе понадобилось немногим более трех месяцев, чтобы собрать убедительные доказательства вины А.Торопенко. Впрочем, и сам Александр не играл в молчанку. Сразу дал почти полный расклад по убийству девочки.

Ночь накануне убийства он провел в подвале одного из домов по улице Коммунистической, куда юные любители побомжевать затащили выброшенные на свалку диваны. Щупловатый паренек, одетый в черный полушубок, с такого же цвета кроличьей шапкой на голове, утром побрел к парку, где постоянно тусовался с приятелями. Сел на скамейку возле автодрома и с любопытством стал разглядывать прохожих.

Парковая дорожка выводила прямо к овощному магазину, расположенному на углу улицы Карла Маркса и Октябрьского проспекта. Александр уже собирался уходить, как заметил девочку в черной шубке с капюшоном. Она двигалась со стороны стадиона, направляясь к парку. Торопенко последовал за ней. Когда девочка зашла на территорию парка, он бросился следом, по пути подхватив с кучи металлолома увесистую железку…

 Девочка не сделала того, что предложил незнакомый парень. Она словно не замечала его. Торопенко ударил непослушную по голове той самой железкой. Она весила два килограмма семьсот граммов. Неудивительно, что Оля упала как подкошенная, потеряв сознание.

Торопенко сделал, что задумал. А затем спокойно добил жертву, нанеся еще три удара: «Чтобы не мучилась».

Заодно с приятелем

В этом уголовном деле меня поразило то, что Саша Торопенко рос в нормальной семье, положительной во всех отношениях. Его мама работала нянечкой в детском саду. Отец вкалывал плотником-бетонщиком. Семья проживала в трехкомнатной благоустроенной квартире, где имелись все условия для жизни и успешной учебы детей. Отец хорошо зарабатывал, поэтому семья нужды не знала.

Родители гордились сыном, когда тот первые три школьных года приносил домой одни пятерки и четверки. Мальчик принимал участие в школьных концертах, играл главные роли в детских инсценировках.

Но потом интерес к учебе и школьным делам стал гаснуть, а в классе шестом и вовсе пропал. Саша перестал готовиться к урокам, постоянно их прогуливал. Все свободное время проводил на улице, ничем полезным не интересуясь и не занимаясь. В седьмом классе появились двойки за учебную четверть. Учителя заметили, что Саша стал лживым, неискренним, изворотливым. Отец с матерью всегда интересовались школьной жизнью сына, по любому вызову тотчас являлись в школу, но изменить его поведение не смогли. Они считали Сашу слабовольным, быстро поддающимся чужому влиянию. «Злым демоном» якобы явился его одноклассник Василий. Тот был главным бузотером в своем восьмом «г», ежедневно демонстрировал полное презрение к учебе, задирал одноклассников и учителей.

Нападение на десятилетнего мальчика в марте 1987 года произошло при участии Васи. Но унижал жертву только Саша. Василий стоял в стороне. Поэтому уголовное дело в его отношении прекратили, передав материалы в горисполкомовскую комиссию по делам несовершеннолетних.

Осенний конфликт с подростком начался с подачи Василия. Он попытался открыть складной нож, чтобы напасть на парня, но спьяну не смог. Торопенко, который тоже был под градусом, как безотказный «санчо панса» тут же поддержал дружка, двинув «врагу» кулаком в физиономию.

 Итог «дружеских» отношений оказался не в пользу Торопенко. Александр получил реальные три года за хулиганство как ранее судимый. Правда, это наказание было «погашено» десятилетним сроком за убийство из хулиганских побуждений – максимальным для несовершеннолетних. Друг Вася, судимости не имевший, отделался условным наказанием.

 Однако объяснение откровенно противоправного поведения Торопенко чужим влиянием было бы верхоглядством. Решение убить беззащитную девочку принял он сам.

Новые жертвы

Но Александр не являлся абсолютно «безбашенным» злодеем и в несовершеннолетнем возрасте, и после того, как отбыл первый срок. Трусоватый, подлый по натуре, Торопенко всегда выбирал в жертвы людей заведомо более слабых, чем он сам. Тех, кто не мог дать сдачи, оказать сопротивление. Это видно и из последнего его уголовного дела – жертвой сорокалетнего мужика стала двенадцатилетняя девочка.

Отбыв срок за убийство Оли, А.Торопенко вышел на свободу и зажил вроде бы обычной жизнью. Даже обзавелся гражданской женой. Но в 2007 году вновь совершил преступление – изнасиловал женщину, с которой случайно познакомился в баре. Чтобы жертва не сопротивлялась, пустил в ход кулаки, угрожал убить. За это в июле 2008 года он был приговорен к четырем годам лишения свободы.

В 2011 году А.Торопенко вышел на волю. Как ни странно, прежняя подруга простила его и вновь пустила в свою жизнь. Но в квартире, куда вселился А.Торопенко, жила не только его избранница, но еще и ее сестра вместе с маленькой племянницей. В январе 2012 года, когда обе женщины ушли на работу в ночную смену, А.Торопенко пошел в комнату девочки. То, что он сделал с ребенком, вряд ли стоит описывать.

Маленькая жертва извращенца рассказала о случившемся матери, а та обратилась в полицию. А.Торопенко задержали. В ходе следствия выяснилось, что он совершил и еще одно изнасилование – в феврале 2003 года. Тогда жертвой стала семнадцатилетняя девушка. Школьница была хрупкой, выглядела моложе своих лет. Вечером А.Торопенко увидел ее на улице Катаева, схватил руками за шею и завел в угол гаражного массива. Там спросил, сколько ей лет. Жертва прохрипела: «Четырнадцать». Насильник ее не пожалел.

Девушка заявила о нападении. В качестве вещественного доказательства были изъяты джинсы, на которых остались следы спермы. В результате был установлен генотип насильника. Спустя много лет он совпал с генотипом А.Торопенко…

14 сентября 2012 года Верховный суд Республики Коми назначил насильнику 23 года 6 месяцев лишения свободы. Дополнительное наказание – 2 года ограничения свободы (после отбытия срока в колонии). Торопенко обжаловал приговор в Верховном суде России. Чтобы добиться снижения срока заключения, даже выразил готовность подвергнуться химической кастрации.

Приговор был оставлен без изменений. Серийный насильник условно-досрочно из заключения наверняка не выйдет."

Автор публикации газетной статьи - Алексей ЕГОРОВ.   

На фото - А. Торопенко