Огневое золочение

Людмила Векшина
Огневое золочение

На медных пластинах, что лаком особым покрыты,
выскабливал мастер рисунок, потом нагревал
и золотом жидким, в мешочке из замши сокрытом,
шедевр, что прослужит века, с мастерством натирал…
Красивы ворота, скульптуры  "в огне золочёны":
сплав золота с медью даёт удивительный цвет
и прочность, но мастер искусного чуда  - на смерть обречённый,
со ртутью работая…- глядь, а в живых уже нет.

Сей способ ещё называли "златою наводкой",
"огнём золочённых" немного примеров сейчас:
в Святой Византии искусство явилось находкой…
-"А ртуть, растворяя металлы, ведь губит и нас",-
художники знали, но дерзкие всё ж находились…
Собор Исаакия  (купол "с огнём золочён…")
немало унёс мастеров, тех, "кто к смерти трудились",
когда в девятнадцатом веке шедевр возведён.
Стоит в Петербурге красавец - иным в пререканье:
и "против", и "за" – и не видно дебатам конца…
Святой Исаакий, яви, мастерам в оправданье
и память их,  - Волю Мудрейшего Бога Отца…
***
5.04.2017г. Векшина Л.А.

"Огневое золочение" стало известно в Византии не позднее 8-9 вв. Вероятно, оттуда оно и пришло на Русь. Примеров использования этой техники крайне мало,  потому что уже в старину поняли: "огневое золочение" грозило неминуемой гибелью художнику.  Особенно много жизней ртутные пары, выделявшиеся при золочении,  унесли в 19 веке, когда понадобилось покрыть золотом значительные площади купола и часть скульптур Исаакиевского собора в Петербурге" /Русская икона. Образы и символы. Вход Господень в Иерусалим. Санкт- Петербург, 2014, стр.65/
5.04.2017г. Векшина Л.А.