Её Величество Женщина. Ч. 1

Евгения Лем
                "Ты - женщина. И этим ты права".
                Валерий Брюсов.


В  искусстве  существуют  вечные  темы.  Одной  из  них  является  тема  женщины,  женской  красоты,  тема  материнства. 
Женская  красота  в  искусстве  ещё  в  глубокой  древности  была  главным  объектом  изображения.  Не  случайно  первыми  произведениями  первобытного  искусства,  дошедшего  до  нас,  являются  так  называемые  «Венеры».  Это  статуэтки  женских  тел  из  камня  и  кости,  созданные  в  эпоху  палеолита,  когда  царил  культ  матери-прародительницы.
 
С  тех  пор  во  все  века  и  времена  Её  Величество  Женщина,  женская  красота,  женский  характер  привлекал  и  будет  привлекать  особое  внимание  художников.  Образ  женщины  со  временем  изменялся:  что-то  в  нём  осталось  неизменным,  что-то  ушло  навсегда,  и  появлялось  новое.  Художники    искали  идеал  и  находили   его,  но  время, век, эпоха, когда  жил  и  творил  тот  или  иной  художник, наделяли  идеал  своими  чертами,  штрихами, особенностями.

Женщины  превозносились  как  образец  вечной  красоты,  нравственности,  чистоты.  Их  почитали  как  продолжательниц  рода,  ими  восхищались как  сильными  воительницами,  вдохновлялись  как  музами.  Их  всегда  изображали  по-разному:  реалистично  или  идеализированно,  в  образе  коварных  обольстительниц  или  нежных  матерей.  Но  посыл  был  единым – женщины  прекрасны!

Представительницы  слабого  пола  всегда  вдохновляли  мужчин  на  создание  шедевров.  Они  пленили  и  покоряли,  влюбляли  и  любили,  делали  счастливыми  и  заставляли  страдать.  Всё  это  не  могло  не  отразиться  в  искусстве,  причём  во  всех  его  видах:  в  литературе,  музыке,  живописи,  скульптуре.  Но  в  живописи  женщина  отражена  наиболее  полно  и  ярко  как  идеал  красоты  и  чувственности,  как  символ  вечности  и  любви.  Так  было  всегда.

Примеров  множество.  Рассмотрим  одни  из  самых  ярких  произведений  великих  художников  всех  времён  и  народов.

Знаменитая «Джоконда»  («Мона  Лиза»),  картина  всемирно  известного  итальянского  художника  Леонардо  да  Винчи,  написанная  в  1505  году,  считается  самой  загадочной  картиной  эпохи  Возрождения.  Эксперты-искусствоведы  до  сих  пор  разгадывают  её  тайны.   
Наверное,  не  найдётся  ни  одного  человека,  который  ни  разу  не  слышал о Джоконде  и  не  видел  репродукцию  картины. 

Мировая  известность  этой  работы  обусловлена  таинственностью,  которой  окутана  история  её  создания.  Но  какие  бы  версии  и  догадки  ни  существовали,  очевидно  главное:  Леонардо  да  Винчи  сумел  искусно  передать  всю  загадочность  женской  души.
 
Кто  эта  женщина?  Чем  пленит  она?  Что  заставляет  любоваться  ею?   
Считается,  что  на  полотне  изображена  Лиза  Герардини,  супруга  флорентийского  торговца  шелками  Франческо  Джокондо,  24-летняя  мать  двоих  сыновей.  Она  не  отличается  яркой  красотой,  но  глубокий,  проницательный, слегка  насмешливый  взгляд  женщины  заставляет  неотрывно  всматриваться  в  неё  снова  и  снова.
 
Ценность  картины  как  произведения  искусства  не  сводится  к  стандарту  женской  красоты.  Цель  Леонардо  да  Винчи  - создание  живого  и  одухотворённого  человеческого  лица. 
Улыбается  она  или  нет?  И  чему?   Это  улыбка  женщины,  уверенной  в  себе, чистой  душой.  Чем  же  поражает  эта, казалось  бы,  обычная  флорентийская  женщина  миллионы  людей  по  всему  миру?

Получившийся  невероятный  эффект  её  «мерцающей»  улыбки,  погруженности  в  свой  внутренний  мир  и  пленил  эпоху,  которая  только-только  начала  открывать  для  себя  сам  факт  наличия  индивидуального  внутреннего  мира.
Необычен  колорит,  мягкость  цветовой  гаммы.  Размытые  очертания,  грациозная  фигура,  контрасты  света  и  теней  создают  общее  ощущение  спокойствия,  которое  характерно  для  стиля  Леонардо.  Эту  картину  нужно  прочувствовать,  заглянуть  в  самую  сущность  прекрасного.

С  1797  года  картина  находится  в  постоянной  экспозиции  в  Лувре  в  Париже. У  неё  в  музее  есть  собственный  зал.  Температуру  воздуха  в  зале  контролирует  электроника,  а  само  произведение  искусства  помещено  в  пуленепробиваемое  стекло.  Эти  меры  предосторожности  обусловлены  тем,  что  шедевр  не  однажды  подвергался  кражам  и  актам  вандализма.  Картина  считается  бесценной,  и  поэтому  она  не  может  быть  застрахована. 
Она  поистине  достояние  всего  мира.

В  своё  время  Мона  Лиза  так  понравилась  Наполеону  Бонапарту,  что  он  перевёз  её  из  Лувра  во  дворец  Тюильри  и  повесил  в  своей  спальне.  Наполеон  ничего  не  смыслил  в  живописи,  но  высоко  ценил  да  Винчи  как  гения-универсала.

Известен  роман  писателя  Дэна  Брауна  «Код  да  Винчи»,  который  возродил  интерес  у  многих  людей  к  знаменитой  картине.

 
         
         Продолжение: http://www.stihi.ru/2017/04/11/12230