Сон в облаках

Геннадий Ильиных
 "Любовные отношения — это не щедрые отношения матери и ребенка,
 а связь двух внутренних одиночеств".   

   Сидя в аэропорту, в ожидании регистрации, Иван вспомнил недавний разговор с дочерью. Просматривая семейный альбом, она задала неудобный вопрос - почему на Ваших с мамой свадебных фото у тебя такой отсутствующий взгляд?


   …С будущей супругой Иван был знаком почти два года, но встречаться они стали где-то за полгода до свадьбы. Узнав, что она беременна Иван каким-то будничным тоном сказал – ну что ж, пойдем подавать заявление в ЗАГС.
   Свадьба была скромной, без сватовства, «выкупа» и «похищения». Он не любил пышных застолий, да и фата с трудом скрывала заметно округлившийся живот невесты.
   Ребенок родился недоношенным, так что увидел его дома Иван через полтора месяца. От треволнений у жены пропало молоко. Иван ездил на молочную кухню, стирал пеленки, вставал ночью на плач ребенка перепеленать и покормить из бутылочки. Супруга обладала удивительным свойством ничего не слышать во сне.
   В первые годы семейной жизни она пыталась устраивать застолья в честь дня бракосочетания. Даже надевала по этому случаю свадебное платье, но потом поняла, что все напрасно. Иван вел себя так, как будто они прожили вместе не один десяток лет.
   Порой жена начинала так безутешно плакать, что он одевался и уходил из дома. Зимой долго ходил по заснеженным улицам, летом часами сидел на берегу реки. Однажды предложил развестись, оставив ей все. Она не согласилась.


   …Имея высшее образование, Иван засиделся в линейных ИТР. Некоторые однокурсники уже работали замами главных специалистов и при встрече подшучивали – так и будешь до пенсии в мастерах ходить?
   Судьба улыбнулась – его пригласили главным специалистом на другое предприятие. Интересная, а главное хорошо оплачиваемая работа. Появился круг нужных знакомств. Жена приобрела новую мебель и модные наряды. Стала реже устраивать сцены. Вроде бы жизнь наладилась, но наступили лихие 90-е. Предприятие обанкротилось. От безысходности Иван пошел работать на вредное производство. Решил заработать льготный стаж – выйти на пенсию и уехать жить в деревню, подальше от городской суеты.
   Но. На предприятии сменился директор и предложил ему должность главного специалиста, поставив условие: либо соглашаешься, либо «за ворота». Работа была Ивану знакома, только трудиться приходилось на износ. Уезжал из дома в 6 утра, приезжал в 8 вечера. Случалось работать и по выходным.
   Отношения с директором не сложились, хотя они были одногодки. Началось с разногласий по кадровым решениям. Дальше больше. Директор любил корпоративные вечеринки. Иван, побывав на одной, под благовидными предлогами участвовать в последующих всегда отказывался. Директор за глаза называл его снобом.
Технические вопросы порой вызывали споры на повышенных тонах. Однажды, не выдержав прессинга, Иван подал заявление об отставке. Директор заявление не подписал, обвинил в малодушии и т.п.


    …В  эту командировку он ехать не хотел, но уловив хищный блеск в глазах директора согласился. Самолет вылетел из N-ка в 3 часа ночи. Спать не хотелось, только побаливала голова. Иван, надев на глаза штатную повязку, все же попытался задремать. И это почти удалось. Однако от толчка в спину сидящего сзади верзилы тут же проснулся. На соседнем ряду подвыпившая компания вела довольно шумную беседу. Какой уж тут сон. Через четыре часа лету самолет приземлился в аэропорту Иркутска. Месяцем раньше здесь произошла страшная катастрофа, поэтому все облегченно выдохнули, когда самолет остановился.
   В аэропорту Ивана встретили согласно корпоративной традиции. Новенький «Мерседес» так резво тронул с места, что пассажиров прижало к спинкам сидений. На заводе Иван несколько часов знакомился с документацией, а после обеда осматривал оборудование.
  Уже поздно вечером попал в гостиницу. Мысленно чертыхнулся, узнав сколько стоит люксовый номер - денег было в обрез. Других вариантов не было, не ночевать же на улице. Спустился поужинать в ресторан. Официант не спешил обслуживать одинокого посетителя. Хорошего вина и знаменитого байкальского омуля в наличии не оказалось. Два часа до закрытия – объяснил официант. Пришлось довольствоваться водкой и цыпленком табака.
   Вернулся в номер, принял душ. Включил телевизор. Показывали старый добрый фильм. Пока смотрел опять пропал сон. Только под утро задремал на полчаса. Разбудил будильник. Позавтракал в ресторане. Еще открывая дверь номера, услышал сигнал телефона. Звонил водитель «Мерседеса» - пора ехать в аэропорт.


    Ее он увидел еще во время досмотра багажа. В самолет она поднялась раньше. Его место оказалось сзади на соседнем ряду. Когда самолет набрал высоту он подошел к ней.
 – Простите мою назойливость, Вы Светлана?
 – Да. Мы разве знакомы?
- Еще раз простите. Не могли бы Вы уделить несколько минут? Рядом со мной место свободно.
Она посмотрела вопросительно на спутницу. Та кивнула, с интересом взглянув на Ивана.
- Откуда Вы меня знаете?
- N-к, май 19**.
- Постойте. Так Вы Иван?!
Они обменялись дежурными вопросами о семье, работе и т.п. Наступило молчание. Иван никак не мог решиться задать главный вопрос, ради которого и затеял разговор. Он взял ее ладонь в свою руку и вспомнил чей-то самодельный стишок:
«…Сбылась мечта, я снова рядом с ней.
Ну что молчишь? Скажи хоть пару слов.
Ее рука лежит в руке моей
И на столе букет моих цветов…»
Жаль в самолете нет цветов. Они были бы сейчас кстати.
   Светлана смотрела на него изучающе.  Едва приметная улыбка была ей так к лицу. Наверное ей приятны были внимание и прикосновения чужого мужчины. А может вспоминала их давний роман. Ему очень хотелось узнать жалела ли она о разрыве с ним, но только спросил – вспоминала ли она их связь? Потому как она замешкалась, подбирая слова, Иван понял – нет. Ему стало жаль эту немолодую уже женщину с грузом проблем. У Светланы был на руках тяжело больной сын, которого поддерживало только лечение в Германии. Муж часто сидел без работы, поэтому жили в основном на ее зарплату. Стюардессы стали разносить обед и  Светлана вернулась на свое место.
   Проснулся Иван от вопроса стюардессы – Вам плохо? Две бессонные ночи сделали свое дело – после обеда он уснул мертвым сном и даже не слышал процесс посадки. В самолете почти совсем не было пассажиров. С саквояжем в руке он дважды обошел зал аэропорта, затем отправился в багажное отделение. Светланы не было нигде.
   Иван вышел из аэропорта. У входа поджидал водитель служебного автомобиля. По дороге домой он никак не мог понять где был сон, а где явь.  И уже за ужином, слушая в который раз рассказ жены, решил, что встреча со Светланой просто сон.


   …Они познакомились летом в далекой глухой деревеньке, куда Светлана приехала с шефской помощью в составе сборного коллектива приборостроительного завода из N-ска. Была такая форма поддержки сельского хозяйства при советской власти. Для Ивана всю жизнь было загадкой, почему она тогда согласилась встречаться с ним. Она, симпатичная 20-ти летняя студентка из городской интеллигентной семьи. И он, неказистый 10-ти классник, безотцовщина, сын уставшей от физической работы колхозницы. Вместе со Светланой приехали еще две девушки, имен их Иван не помнил. Остальные - молодые мужчины ее возраста или чуть постарше, наверняка знакомые с искусством любви без одежд. Может именно поэтому она в тот вечер пошла с ним бродить по сонным деревенским улочкам. Июньские ночи коротки и рассвет наступил незаметно. Иван не помнил о чем они говорили в ту ночь. Ему казалось, что эту девушку знал много много лет. Это было ощущение невероятного счастья. Она прощала его юношеский максимализм и даже порой некрасивые поступки. Месяц пролетел как один день. Необыкновенный месяц! Он боялся обидеть ее даже неосторожным словом, не говоря уж о прикосновении. Светлана вернулась в свой город. Судьба приготовила ему еще один подарок. Любимая прислала письмо, не письмо - новеллу! И такие письма она писала ему целый год! У нее безусловно был к этому талант.
    Школу Иван закончил хорошо, в аттестате было только две четверки. Зато характеристика подвела. С такой даже в тюрьму не возьмут – не то пошутил не то посочувствовал преподаватель химии, с которым  Иван  чуть было не подрался на новогоднем вечере. Слишком много отрицательного обнаружила в нем «классная мама». Он не спорил – «чего на зеркало пенять». Чтобы не сидеть на шее матери еще 5 лет, будучи студентом, решил пойти учиться в ГПТУ в N-ке, а потом начав работать, поступить на вечернее отделение ВУЗа. Заодно и характеристику предоставить новую.
   Светлана его планы не одобрила. - Нужно было поступать пока в голове свежие знания. Потом и желание пропадет.-  Когда она попыталась на свои деньги водить его в кино и театр, Иван забастовал. Они первый раз поссорились. Он понял, что при всем желании до ее взрослой жизни ему не дотянуться. Ей пора думать о замужестве, а он...  Встречи, поцелуи и даже письма остались там в прошлом году, в деревне. Иван сильно затосковал...
   Весной пришла повестка из военкомата. Вот и хорошо, за годы службы станет ясным насколько серьезны были их отношения. Не решившись на встречу, отправил ей довольно странное письмо, ни словом не упомянув об армии. В конце написал, что любит ее и будет счастлив, если она ответит взаимностью. Я тебя никогда не любила – вот главная мысль ее ответа.
Из армии Иван не послал ей ни письма, ни открытки. Зачем? Она наверное и знать не хотела где он и что с ним. Они расстались, как оказалось, на всю жизнь.
   Сказка кончилась и его жизнь пошла по стандартной колее: служба в армии, учеба в ВУЗе, работа, карьера, семья, дети, внуки. Только больше никогда уже он не испытывал такого трепета душевного, не был так счастлив как тогда. В зрелом возрасте он решил для себя, что это была или награда за что-то в прошлом, или аванс на будущее.


   …После той памятной краткосрочной командировки прошло несколько лет. Ушла из жизни жена.  Иван оформил льготную пенсию и перешел на другую должность, больше похожую на синекуру. Однажды утром, собираясь на работу, полез зачем-то в нагрудный карман пиджака. Вместо того, что искал обнаружил там сложенный вдвое листочек. Почерк он узнал бы из тысячи.
- Позвони мне завтра в 10-00. И номер телефона в в N-ке.
Так это был не сон!- Промелькнуло у него в голове. Попав в свой кабинет, Иван с трудом подождал до 10 часов. Затем, волнуясь, набрал номер. Трубку взяли не сразу.
Услышав мужской голос, немного растерявшись, Иван попросил позвать к телефону Светлану.
– Вы кто ей будете?
– Старый знакомый.
- Она погибла четыре года назад.
В трубке раздались короткие гудки…
 Иван опять вспомнил тот самодельный стишок:
"...Четыре года в жизни человека
не так уж много. Только вот беда-
четыре года, как четыре века,
нас разделили с Вами навсегда..."