Страсти по Мишелю. 4

Игорь Карин
      Лет этак 10-12 назад мне повезло посмотреть по ТВ удивительный художественный  фильм о Лермонтове, где сам поэт отсутствует, - "После дуэли". Тогда я не записал ни Режиссера, ни главных актеров. А не так давно остро захотелось этот фильм пересмотреть. На канале Культура его почему-то не показывают. Вот и обратились мы с моей Половиной в Инет.
    Сначала нам упорно отказывали, потом мы все- таки узнали, что фильм - 1990 года. | СССР | Драма | 139 мин.
        Режисcёры: Людмила Новичевская, Сергей Сатыренко.
        В ролях: Борис Гусаков, Александр Пономарев, Алексей Неклюдов, Анатолий Егоров, Владимир Стержаков, Павел Белозёров, Дмитрий Щеглов, Александр Кахун, Юрий Астафьев, Михаил Жигалов, Алла Балтер, Людмила Аринина, Борис Плотников, Игорь Кашинцев.
      Список привожу полный, хотя хорошо знаю лишь пятерых актеров.
     «Фильм снят по пьесе Михаила Рощина. В своей пьесе Михаил Рощин создал портрет героя в отсутствие героя. И портрет этот отнюдь не благостный, не восторженный. Многие персонажи говорят о том, что Михаил Юрьевич был тяжел в общении. Намеренно дразнил, бесил, раздражал пошляков и напыщенных франтов. Высмеивал в эпиграммах кумиров света — и очень зло высмеивал! Дам и влюбленных девиц пугал. «Он холодно ничего не делал, на каждую дурочку весь пыл свой бросал — вот они и бежали в испуге...» — размышляет Раевский».
    Но мы-то, в большинстве своем, имеем свое представление о Лерме, и мнение какого-то там царя нас не интересует – не так ли, Поэты?  Однако меня интересуют все высказывания о Поэте.
      Открывается фильм горькими стенаниями дядьки Мишеля – Андрея Соколова: Не уберег! Что барыне скажу?!
     Потом идет сцена с гусарскими друзьями Поэта, и многие в ярости на подлого убийцу – Мартынова.
      «А Мартынов сидит в местном остроге и отвечает на вопросы вкрадчивого жандарма в штатском. Тот обиняками, намеками втолковывает убийце: государь и его приближенные знают, что Лермонтов был человек вредный».
      Но тут есть такой поворот:  Мартынов утверждает, что он и не хотел убивать друга. Сколько, мол, раз просил не ехидничать при дамах, сколько прощал все шутки Мишеля, даже и скверные: был у меня кинжал, который свисал с пояса и порой как раз посредине. Так Мишель написал едкую эпиграмму насчет этого … ну вы понимаете.. И я решил, наконец, проучить его серьезно - вызвать. А то ведь он напишет что-нибудь оскорбительное и на мое возмущение предлагает: «Вызови меня!».
    - Но если Вы не  хотели  убивать, почему не выстрелили в ногу?
 - Я плохой стрелок и промахнулся.
     На вопросы  «следователя» далее уже с воодушевлением Мартынов отвечает, что убил он не Поэта, а друга по гусарству, а это обычное дело. К тому же он и сам пишет, добрый сундучок уже написанного. Да и кто у нас не писал в той же Юнкерской школе?! Так что нельзя делать упор на преднамеренное убийство – разборка друзей и не более!
  Словом, раздули славу Мишеля, а у нас и не хуже есть!
  Есть сцена  и с князем Петром Вяземским, который приехал утешать  почитательниц Лермы и говорит бодро и красочно, повторяя придуманную остроту несколько раз. Вроде и горюет, но живо и даже слегка весело: Ведь говорил я ему…
        Есть сцены и с Натальей Пушкиной, вдовой  Поэта. Она ставит Лермонтова сразу  за Александром своим.
   Наконец, мы попадаем во Дворец... Жена царя – обожает стихи Лермы и горюет, что он убит.  А Государь суховат, не хвалит поэта, не горюет. Зато он ругает роман «Герой нашего времени». Я-де полагал, что героем он сделает того офицера (имея в виду Максим Максимыча): вот какие люди теперь нужны России! А он…
    Но царица возражает, что роман замечательный.  Нет,  говорит Император:  Надо думать о Благе государства, о его Народе. А чему такой роман научит в такое время?!  Явно намекая на то, что декабристские идеи получили хождение в интеллигентских кругах…
  И я с Государем во всём согласен. Да, я - на стороне Государства и Народа!
     Если вы, друзья, не видели этот фильм, найдите его в Интернете. Там же можно получить и пьесу Михаила Рощина, которую я пересказал бегло. Но суть страстей все-таки отобразил.
      Государственник Карин.