Что это означает Спаситель взял на себя грехи мира

Ле Мур
Христос Воскресе!

Что это означает: «Спаситель умер за нас», «Взял на себя грехи мира», «Примирил человека с Богом»?
Мы часто слышим эти слова, но не получаем объяснения, как это может быть?
Ответ – в глубокой древности, в Ветхом Завете, в Законе, который был дан людям через Моисея.
Тогда было бесполезно говорить, объяснять, взывать к совести. Люди просто не понимали. 40-летние странствия по пустыне полны такими примерами, как Моисей и Аарон тщетно пытались вразумить народ. А потом защищали его от гнева Божия, от истребления. А когда народ развратился уже настолько, что уговорить Бога стало невозможно, сами отдали приказ о казни самых погрязших во грехах, идолослужениях, азартных играх, пьянстве и разгуле, чтобы остальные остались жить. Чтобы Бог не уничтожил весь народ, как делал это раньше с Содомом и Гоморрой, или Великим потопом.

Тогда Бог дал людям Закон через Моисея, обязательный к исполнению для всех. Не понимаете – тогда исполняйте Закон до последней буквы. И были в Законе положения о жертвах за грех.
Подробно расписано, за какой грех должна быть принесена какая жертва. Жертва – это жертвенное животное, как правило, агнец – ягнёнок. Или другие животные. Причём без изъяна, самые лучшие, а ещё лучше - первенцы. И чем тяжелее грех, тем большую жертву за грех человек должен принести.
Почему страдали животные? А чтобы не наказывать человека. Ведь если вершить суд по справедливости, то, наверное, придётся уничтожить почти всех людей.  Мало кто останется. Никто не соответствовал званию «Человек».
Справедлив ли Бог? Справедлив. Но милосердие Божие выше справедливости.

Грешник приносил агнца первосвященнику и говорил, за какой грех. Это прообраз покаяния. Невинного агнца было очень жалко. Грешный, даже самый примитивный человек, начинал испытывать угрызения совести за свой грех. Да и какой-то материальный и нравственный урон тоже имели место, агнец ведь должен быть самым лучшим, любимым, долгожданным первенцем.
Во время заклания рука грешника должна была лежать на агнце, лучше на его голове, чтобы грешник сам прочувствовал всю эту процедуру, как следует. Наложение руки означало передачу греха от человека животному. Агнцу перерезывалось горло, сливалась кровь, несчастное и ни в чем неповинное животное медленно умирало под рукой человека. Затем туша сжигалась на огне жертвенника вместе со шкурой. Запах стоял душераздирающий.

Таким образом, агнец умирал за человека, вместо человека, и брал на себя его грехи.

Действенность ветхозаветных жертв была обусловлена тем, что все они символизировали собой будущую Жертву Иисуса Христа.
А чтобы люди увидели масштабы своих грехов и хоть что-нибудь поняли, все жертвы приносились в одном месте и в одно время. Согласно ветхозаветной традиции, агнец приносили в жертву в храме два раза в день (Исх 29, 39; Числ 28, 4).
Особенно торжественным было заклание Агнца в праздник Пасхи (Исх 12, 3–11). Иудейский закон определял Агнца, как жертву, приносимую за грехи.
Позже, в Иерусалимском храме, в определённые дни весь город превращался в гигантский крематорий, там невозможно было дышать, солнце заслонялось едким дымом, горящие трупы животных превращались в гигантские горы, крови было так много, что специальные кровяные ямы переполнялись и переливались через край. Всё это гнило и разлагалось. Зрелище и состояние было таковым, чтобы более у человека не возникало желания грешить.
И это действовало! Слова не особо помогали, но Закон удерживал народ от многих грехов.

Нам также известны и другие прообразы: Иосиф был продан своими братьями в рабство в Египет за 20 серебряников, а затем стал равновластен фараону, и братья ему поклонились. Так и Иисус, равный Богу-Отцу, был продан за 30 серебряников, и весь христианский мир поклоняется Ему.
Авраам едва не принёс в жертву своего любимого сына, первенца Исаака, но был удержан за руку ангелом.

Так и Спаситель, Сын Божий, как жертвенный агнец, взял на себя грехи всего мира и добровольно умер за людей. А иначе, если по справедливости, тогда пришлось бы умереть людям за свои грехи.

Закон-то надо исполнять! Не только люди должны были исполнять, но и сам Бог со своей стороны исполнял Закон и заключенные с людьми Заветы. Бог не может нарушить своё слово. Это человек может и нарушает, а Бог - нет.
Про Юридическую теорию: из учебника прот. Олега Давыденкова «Догматическое Богословие» мы знаем, что «Ошибка Ансельма Кентерберийского состояла не в том, что он воспользовался юридическим образом (им пользовались и Сам Господь Иисус Христос, и ап. Павел), а в том, что именно в этом образе он увидел полное и адекватное выражение тайны нашего спасения».

И Бог-Отец, подобно Аврааму, принёс в жертву собственного Сына, нашего ради спасения, вразумления и исполнения Закона.
И произошло это как раз на Пасху.

Иоанн Предтеча назвал Господа Иисуса Агнцем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» Ин. 1:29.
Пророк Исайя подробно описал путь страданий и смерти Спасителя за 700 лет до этого так подробно, как будто сам при этом присутствовал. За что и был назван «Пятым Евангелистом». «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:6).
Грядущий Мессия именуется «Отроком» Господним (Ис 52. 13-15; 42. 1; 53. 7). «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7). Молчание Христа свидетельствовало о принятии Им нашей вины на Себя.

Агнец (древнеевр. kebes, греч. ;;;;;, ;;;;;;, лат. agnus) — ягненок; в древней Палестине — жертвенное животное (Лев. 9, 3; 12, 8; 23, 12; Числ 6, 14; 7, 17); в Библии, литургии и иконографии — символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.
Свящ. Писание видит во Христе «непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 19), искупительное посланничество Которого и даже Его заклание в Божественном Предвечном Совете было предначертано «еще прежде создания мира» (1 Петр 1. 20). Прослеживая символическую связь Христа с пасхальным агнцем, ап. Иоанн в своем Евангелии отмечает даже такую подробность относительно крестной смерти Спасителя: «Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней... Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин 19. 32-33, 36). Это примечание св. евангелиста отражает древнее предписание Торы, запрещавшее при употреблении пасхального агнца раздроблять его кости.

Во время исхода из Египта иудеи спасались кровью пасхального агнца. Буквально спасались от грехов и от смерти, поскольку Ангел смерти, поражавший первенцев, проходил мимо косяков, помазанных кровью этого агнца, что сделано было по откровению Божиему через Моисея. Это прообраз Евхаристии – спасение через причастие кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Само слово Пасха (греч. ;;;;;, лат. Pascha, ивр. ;;; песах) означает «прохождение мимо»).

Апокалиптический образ Агнца - теперь уже Небесного - представлен в Откровении ап. Иоанна Богослова. Агнец Божий изображен здесь не только закланным за грехи и искупившим грехи людей «из всякого колена и языка, и народа, и племени» (5. 9), но и «сидящим на престоле» (5. 13), ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение» (5. 12).
Христос в Откровении - одновременно и Агнец, поскольку Он отдал Себя в жертву за грехи людей, и «лев от колена Иудина» (5. 5), победивший в мире силы зла и освободивший народ Божий, плененный этими силами (12. 10-11). Небесный Агнец благодаря совершенному Им на земле делу спасения облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах мира (снимать семь печатей - 6. 1, 3, 5, 7, 9, 12; 8. 1), и в частности о судьбах праведных (3. 4-5) и нечестивых (6. 16-17), и вести эсхатологическую брань с силами зла (17. 14). «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно воздает «благословение и честь, и славу... во веки веков» (5. 13). Те же, которые пришли «от великой скорби... омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (7. 14), «пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (7. 15). Для них уготован брак Агнца (19. 7, 9), на котором они будут прославлять его как «Господа господствующих и Царя царей» (17. 14; 19. 16), ибо Он, соделавший их «царями и священниками Богу» (5. 10), «будет пасти их и водить их на живые источники вод» (7. 17), являясь для них одновременно и Агнцем, и Пастырем.

Таким образом Ветхий Моисеев Закон был исполнен и превзойдён Иисусом Христом - Словом Божиим. Люди уже способны воспринимать Слово, и время пришло. Иисус Христос, Бог-Слово, второе лицо Святой Троицы, принёс людям Слово – Новый завет. Где вместо запретительных положений Ветхого Завета введены морально-нравственные нормы. Вместо страха – голос совести. Вместо наказаний за действия – контроль за чистотой помыслов. И самое главное – Вера.

Святое Христово Воскресение и явления воскресшего Христа многим свидетелям – это доказательство для нас, что смерть побеждена силой Божией и Верой. Бог стал человеком, чтобы человек получил возможность стать подобным Богу.

Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам 15:55:
 "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"


Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.