Что такое поэзия

Поэзия - это способ познания мира...
который сочетает в себе силу мысли и тонкость  ощущений.
Недостаточность того или другого аннулирует результат.


Только что прочитала в чужой рецензии "мнение" о том, что ума и души недостаточно для поэзии - это, дескать, мистерия, которая не поддаётся объяснению. Есть, дескать, "избранные", которым всё "даётся", и всё. Свои мысли по этому поводу добавлю сюда, поскольку они имеют  к этому отношение.

Думаю, что для объяснения поэзии, и вообще любого вида творчества, достаточно ума и души - сплав интеллектуальной и эмоциональной сферы обеспечивает этот процесс без привлечения каких-либо мистерий. Другое дело, что мы себя плохо знаем и не имеем чётких представлений о том, как это "работает". Но работает, к счастью, и некоторым этого достаточно - они просто живут, и творят, и радуются жизни. Если человек не занимается этими вопросами профессионально, то это, вероятно, самое мудрое решение. Можно этим интересоваться, но внушать кому-либо свои непрофессиональные взгляды, как истину в последней инстанции, не следует, потому что это непорядочно, мягко говоря. Вообще, когда человек недостаточно знаком с предметом своих размышлений, он частенько пытается выдавать то, чего он не понимает, за нечто мистическое и потустороннее, тем самым пытаясь скрыть от других своё незнание и свою беспомощность - дескать, не только я, этого никто не знает и не понимает, так что вы ничем не лучше меня. И другие даже рады воспользоваться той же уловкой, которая является неким суррогатом понимания, открытия первопричины того явления, которое они не могут объяснить. Им кажется: вот оно!, наконец-то они поймали бога за бороду! Ох, лукав человек! И вот уже новоявленный "гуру" вещает, окружённый поклонниками и последователями - он доволен! Он стал авторитетом, он обладает властью над умами тех, кто ему с восторгом внимает. В обществе, где иерархия для многих - смысл жизни, с этого начинается всё! Недаром в библии написано: вначале было слово! Зная человеческую психологию, сомневаться в этом не приходится. Слово - это мощный инструмент для манипулирования людьми, и самое первое слово, с которого началось манипулирование людьми, это слово "табу!" В переводе на современный язык - "святое", которое обросло огромным количеством синонимов и смысловых оттенков. Только беда в том, что всё это - ложь и лицемерие, орудие власти. Табу! - и по рукам! Святое! - и вот уже толпы ползут на коленях в пыли, пресмыкаясь перед манипуляторами. "Избранный!" - истероиды бьются в экстазе перед ловким манипулятором, ловя каждое его слово. Каковы его мотивы? Они достаточно очевидны.

Продолжение дискуссии:

К сожалению, не все подается анализу ума и души. И даже интуиция, порой, беспомощна в определении наличия или отсутствия поэтического начала. Информационна ли поэзия? Возможно да. Но что это за информация? Какого уровня восприятия? Она может быть сиюминутной и затеряться во времени, т.е. быть понятой только современниками, в рамках той культуры, в какой создана, а может быть вечной, универсальной, трансцедентальной, религиозной… всякой. По мне - она не должна быть скучной, банальной. Хотя, тут дело вкуса: кому-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие… (Это не значит, что я с вами не согласен, вопрос очень сложный и однозначного ответа ни у кого в мире нет. Пока нет.:)

Дастин Зевинд   16.05.2017 19:11   

Сколько голов, столько умов... безусловно у любого думающего человека - своё мнение, но переводить решение вопросов из реального мира в иллюзорный, заменять строгие аргументы и выводы ссылками на мистику - это всего лишь способ уйти от ответа, навесив кому-то лапшу на уши. Я вообще не представляю себе, как можно набраться наглости и заявить: "Я избранный" - неважно, кем - богом, Вселенной, "космическим разумом" или ещё кем-то (чем-то), это граничит с шизофренией. Что касается интуиции, мы о ней пока ещё очень мало знаем, но известные научные факты, на мой взгляд, уже дают пищу для правдоподобных гипотез, которые нуждаются в проверке. Во-всяком случае, возможны вполне правдоподобные философские спекуляции на эту тему. Ничуть не менее правдоподобные, чем фантазии Жюль Верна, к примеру, которые обрели реальные очертания. Первоочередной задачей здесь является определение материального субстрата интуиции. У меня сложилось мнение, что это - мозжечок, автономный орган мозга, на самом деле, который управляет всей двигательной активностью организма. Его с полным правом можно назвать скоростным процессором мозга. Мыслительные процессы гораздо медлительнее, чем те, которые имеют место в его недрах - за короткое время мозжечок совершает огромное количество расчётов для поддержания равновесия во время физической активности, и учёные это знают. Это говорит о его не поддающихся пока оценке огромных возможностях, вероятно, не до конца реализованных. Естественно, такой декалаж в скорости процессов приводит к тому, что "язык общения" между мозжечком и сознанием ещё не вполне сформировался - мозжечок передает мозгу только результаты решения тех или иных задач, не вдаваясь в подробности. То есть, готовые решения, что наиболее разумно и эффективно, потому что сотрудничество между ними "по мелочам" намного снизило бы скорость реагирования на поставленные жизнью задачи. И эти решения "возникают" для нас как бы внезапно, мы их или не осознаём вовсе, или очень осознаём очень слабо, не задумываясь о деталях. Этот автоматизм частенько нас спасает, на самом деле. Теперь вдумайтесь: при такой мощности и скоростях у мозжечка наверняка могут быть неиспользованные резервы, которые он может попытаться реализовать в моменты относительного покоя, когда организм не требует от него привычного напряжения. К примеру, во время сна. Уверена, что Вы и сами можете вспомнить много случаев, когда решения серьёзных задач приходили к учёным во время сна. Этот феномен назвали - и вполне справедливо - озарением, поскольку со зрением он связан безусловно. Передача информации от мозжечка к мозгу возможна только наиболее экономичным и наглядным способом - с помощью зрения. Образы - вот "язык" мозжечка, беда в том, что мы его не всегда понимаем. Считаю, что наша интуиция сидит именно там. Теперь представьте, что есть люди, у которых этот язык развит гораздо больше, чем у среднестатистического человеческого индивида. То есть, имеются такие мутации, лежащие в русле развития человеческого мозга, которые позволяют индивиду общаться со своим мозжечком гораздо эффективнее. К примеру, существуют феноменальные вычислители - они сами не знают, как они это делают, но ведь делают, и безошибочно!

В общем, это нуждается в проверке, разумеется, но согласитесь - очень похоже на правду. У меня есть два эссе, где я рассматриваю этот вопрос подробнее:
http://www.stihi.ru/2013/12/11/11395 - Интуиция
http://www.stihi.ru/2013/10/10/7118 - Как я пишу стихи. Вдохновение.
Если интересно, разумеется...

Другими словами, если у Вас бывают частые "озарения" то это просто может означать. что Вы являетесь счастливым обладателем удачной мутации, которая соединяет человеческий род с будущим... если только мы не погубим это будущее сами, или позволим его погубить.

Адела Василой   16.05.2017 23:55 

Наверно, сами того не подозревая, Вы натолкнули меня на мысль, что поэзия и есть мистика. То, что находится за гранью любого объяснения. Без "лапши" и всяких там спагетти на чьи-то уши. Избранных, разумеется, нет (если не считать избранных представителей власти, да не обидятся на меня евреи!), интуиция - это доказуемая реальность - наше десятое чувство, в конце списка: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, термоцепция, эквибриоцепция, ноцицепция, проприоцепция и интуиция…

Я плохо знаком с анатомией мозга, но Вы очень доступно объяснили некоторые процессы происходящие в нем во время сна. Исходя из своего личного опыта могу подтвердить, что многие технические решения трудных задач ко мне, действительно, приходили в пограничном состоянии сна и бодрствования. Возможно, наш мозг и во сне не отдыхает, а просто перестраивается или перезагружается…

Частыми озарениями я не страдаю, да и редкими, признаюсь - тоже, я обыкновенный, среднестатистический раздражитель Стихиры, но рекомендованные Вами страницы обязательно посещу.

Дастин Зевинд   17.05.2017 01:15

Не надо делать поспешных выводов... за гранью "любого объяснения" в принципе может быть только то, что ПОКА не поддаётся объяснению - и пониманию. Тут есть и объективные причины, зависящие от современного состояния науки и уровня технологий познания, и субъективные - и субъективный, связанный с особенностями личности и полученного ею образования, опыта, знаний. Кто-то может думать, что конкретная проблема находится за гранью любого объяснения, другой считает, что любую загадку можно объяснить божьим промыслом, а третий знает истинное решение проблемы. Или "чувствует", что решение не за горами. Наверное, так же чувствовал Менделеев, когда мозжечок во сне показал ему таблицу химических элементов. И чувствовал не зря, ведь он работал над этим не один день... На бесплодной почве даже трава не растёт. :))

Насчёт озарений - случается, что во сне я сочиняю стихи - раньше это случалось чаще. Раньше я всегда держала на прикроватной тумбочке лист бумаги и карандаш - если я просыпалась ночью с почти готовым стихотворением, то я его сразу записывала, не зажигая свет и не вставая, иначе могла забыть. Утром только оставалось разобрать каракули и доработать. Часто сочиняла по дороге на работу - хорошая погода и красивый пейзаж, даже кусочек его, пробуждали вдохновение.

Адела Василой   17.05.2017 11:41 

Чтобы воспользоваться ночным "озарением", нужно либо иметь хорошую память приснившегося, либо вовремя проснуться и записать сложенное без особого усилия воли произведение. Если и первое - не каждому смертному дано, то второе - под силу только Штирлицу. Из этого систему не создашь, все равно приходиться извлекать тонны словесного грунта на каждый грамм написанного стиха. В основном, - это поисковая работа. Но сам процесс - полезный, он развивает мышление и отодвигает наше умственное старение на более поздние сроки. Так что, писать нужно. И графоманам и гениям. Вопреки всем объективным и субъективным критикам. Пока для творчества есть желание, нет никаких причин этого не делать.

Дастин Зевинд   17.05.2017 13:41

Да, чтобы записать строки, которые приснились, надо сделать это сразу, потому что они "улетучиваются" очень быстро - проверено не раз. И давно установлено, что человеку снятся сны до двух десятков за ночь (в фазе быстрого сна), но он их не помнит. Человек помнит сон, только если он просыпается не позже, чем через три минуты после его окончания. Кто знает, сколько хороших стихов и открытий мы потеряли, из-за того, что вовремя не просыпаемся! :)) Что касается "избранности", то я категорически не согласна с его обычной трактовкой - как факт избрания высшим существом, поскольку я материалистка и атеистка. Хорошо обоснованное материалистическое объяснение всегда лучше мистического - оно может быть понято любым человеком с нормальными мозгами даже без особых интеллектуальных усилий, если у него есть достаточные для этого знания. "Мистические" объяснения - вообще не объяснения, поскольку заменяют логику верой в нечто такое, что объяснить нельзя в принципе. То есть, это уход от ответа. Мне это не нравится не только поэтому, но ещё и потому, что люди, дающие такие ответы, как правило, высокомерны и с претензиями на всезнание - они полагают, что "всё от бога" и есть высшая истина и незачем вникать во все подробности, коли бог не разрешает, либо творит по своему произволу, минуя все законы материального мира. Они же втайне полагают себя "избранными" - а иногда и не втайне, а заявляют об этом громогласно - я насмотрелась уже на индивидов, которые объявляют себя гениями, невзирая ни на что. Конечно, это могут быть просто психически нездоровые люди, но чёткой грани между здоровыми психически и больными, вообще говоря, нет. Иногда это совершенно ясно, а иногда - не очень, и если индивид достаточно осторожен, то он может себя ничем не выдавать, кроме веры в свою избранность. Вдобавок, чётких критериев нет и быть не может, поэтому каждый индивид может с бухты-барахты объявить избранным кого-то, в том числе и себя, без какой-либо аргументации. И дать в морду тем, кто не согласен. Это - в чистом виде базар, борьба за иерархию в среде, которая должна быть свободна от всяческой иерархии и борьбы за власть. А Вы, Давыдов, очень чётко и агрессивно обрисовали эту "иерархию", назвали все "ступени" от графомана до "избранного". А где кончается одна ступень и начинается другая? Как я уже сказала, чётких критериев нет, и инструментов для их измерения - тоже. Каждый мозг индивидуален, точек зрения - множество, и спорить можно до бесконечности.
Исследуйте вопрос, покажите, как можно отличить графомана от поэта с точностью от ноль целых до ноль сотых чего-то-там, и сделайте это убедительно - тогда я Вам и поверю. А до тех пор это чистая демагогия, причём с целью утвердить себя если не в качестве избранного, то хотя бы поэта. Уж Вы меня извините, это шито белыми нитками.

Адела Василой 17.05.2017 15:30

Ого! Спор разгорается не на шутку!:))
Я агностик, но все же, согласитесь, есть на земле вещи божественные, как, например: ЛЮБОВЬ, НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА, УВЛЕЧЕНИЕ ДЕЛОМ/ПРОФЕССИЕЙ, ПРЕДАННОСТЬ СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ И ДОЛГУ, да мало ли... их много. Не все объяснимы с материалистической точки зрения, но никто не отрицает их существование. Слово "божественные" я использовал лишь в роли качественного прилагательного, хотя оно вполне двусмысленно, так как никто не сможет объяснить точную натуру многих человеческих чувств и пристрастий.
С графоманством/графоманией, действительно, не все так однозначно. В свое время Булгакова и Зощенко считали графоманами, а Демьяна Бедного - классиком советской литературы. Здесь, на просторах Стихиры, тоже есть много членов всяких творческих союзов, пишущих весьма посредственно, и достаточно талантливых, но малоизвестных авторов. Как распорядится история с их дарованием, я не знаю, вполне вероятно, что как раз "не члены" станут русскими классиками. В любом случае, в XXI веке возможностей и свобод для этого гораздо больше, чем во времена соцреализма.

Дастин Зевинд   17.05.2017 18:25

Корректный спор такая нынче редкость, что можно доставить себе удовольствие! :)) Пока мы ещё не передрались, можно продолжить. Ну, что ж, начну с "божественности" некоторых чувств и явлений, таких как "ЛЮБОВЬ, НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА, УВЛЕЧЕНИЕ ДЕЛОМ/ПРОФЕССИЕЙ, ПРЕДАННОСТЬ СВОИМ УБЕЖДЕНИЯМ И ДОЛГУ". Нет, не считаю, что они имеют божественное происхождение. Есть такая наука, как этология, и люди, которые хотят разобраться в человеческой психологии, обязаны ознакомиться с азами этой науки, иначе они не поймут, откуда ноги растут у человеческих чувств. Потому что все мы родом из природы, и животные тоже способны на любовь, привязанность, дружбу. И совершенно очевидно, что эти свойства возникли в ходе эволюции именно потому, что давали преимущества в борьбе за существование, особенно общественным животным, потому что только в стае их можно проявлять и развивать. Врождённые свойства личности - это элементы генетической программы, той её части, которая определяет поведение индивида. Просто задумайтесь о том, что природа "воспитывает" нас с помощью одного простого, но действенного метода, который можно назвать "методом кнута и пряника". Теперь ни для кого не секрет, что в основе психологии стоит - а может, и лежит :)) - физиология, то бишь определённые химические соединения, которые способны доставлять нам радости и муки. Это и есть, образно говоря, те самые "пряники" и "кнуты", которыми природа нас соблазняет, награждает и наказывает за наши действия. "Пряники", доставляя нам удовольствие, вызывают определённое привыкание, а муки, которые мы испытываем в его отсутствие, побуждают нас к поиску... Механизм прост. Это напоминает любовь, не правда ли? И... наркотическую зависимость. Вопрос о божественности отпадает сам собой.

И хватит об этом, разговор всё же не об этом, а о поэзии и сопутствующих ей явлениях. О графоманстве у меня тоже есть эссе, не хочется терять время излагая то, что я уже изложила ранее: http://www.stihi.ru/2012/04/21/1144
Дело усложняется тем, что в любом государстве возникают конъюнктурные вопросы, и властные структуры берут на себя наглость давать оценку творческой состоятельности тех или иных личностей, будь то поэты, художники, скульпторы или музыканты. Примеров предостаточно, Вы сами можете их вспомнить немало, а я сэкономлю на этом время. Что касается творческих союзов, они также озабочены конъюнктурой и/или бизнесом, поэтому доверять им не стоит.

Слава Интернету! :)) Он даёт нам арену для презентации своих работ и освобождает от необходимости примыкать к конъюнктурным метастазам власти.

Адела Василой   18.05.2017 00:06


Рецензии
Поэзия не спорт, но лошадь гонят!
.
............(¯`'•.
..............(¯'•(¯'•............_/)/)
...............(¯'•.(¯'•.......((.....((
................(¯`'•(¯'•...((.)..(. ‘ /)
.................(¯`'•.(¯'((.)....|\_/
.....,,,~”¯¯¯`'¯(_¸´(_.)......|
...(((./...........................)__
..((((.\......),,...........(...../__`\
..))))..\ . .//...¯¯¯¯¯¯¯' \.../... / /
.(((...../ .// .............. | ./.....\/
.))).....| ||.................| |...........
((........) \\.................) \...........\|/
.^^^^.""'"'.^^^^^^^..""".^^^^.""""

Афоризмы От Балды   08.09.2017 16:17     Заявить о нарушении
Бедный Пегас! Иногда его стоит пожалеть! :))
Спасибо за афоризм!

Адела Василой   08.09.2017 16:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.