О шедеврах и конкурсах

Евгений Пряничников
Если быть честным то, как нужно относиться к своему творчеству? Как к мусору в духе "да я ж не поэт, я так..." или как шедеврам в духе "я гений, меня это самого удивляет, но это доказанный факт"? Или искать третий вариант? Есть много на самом деле вариантов, и каждый верен по-своему.
Но все достойные внимания варианты должны сходиться в одном – автору должно быть ценно его творчество.
Причем понятие ценности относительно. Когда ты не пишешь месяцами, ты не поэт. А когда ты пишешь стих, ты не просто поэт. Ты единственный поэт. Даже самое скромное стихотворение требует от автора самоотдачи и отрешенности от мира. Как бы вы писали стих, если бы то и дело думали – «во! Как я зарифмовал, лучше, чем Иванов» или «а Иванов рифмует лучше». Когда вы пишете стих, для вас нет никакого Иванова.
Таким образом, в момент написания текста, текст имеет наибольшую ценность. Потом, когда стихотворение уже написано, вы можете его даже выкинуть и попытаться забыть.
А когда вы пишете стих, вы вкладываете в него все… что есть в вас в этот момент: душу, сердце, ум, различные стремления, смех, слезы и даже похоть (некоторые авторы активно осваивают этот жанр)… ну и т. д.
А потом приходит умное соображение. Поучаствую-ка я в конкурсе. Вы выбираете свой самый ценный стих и ждете оценок от 5 до 15 (по системе Поэмбука), а по факту приходят – 1, 2, 3… да еще и замечания делают. А некоторые члены жюри так и вовсе с издевкой пишут. Кто-то после этого тихо плачет, кто-то сдержано благодарит. Кто-то пишет коллеге, мол, посмотри, как меня засуживают и начинается «дедка за репку, репка за жучку»… и все клеймят обидчика.
В общем грустно. А как иначе? Соревноваться нужно в чем-то конкретном. Не в объеме переживаний, вложенных в стихотворение, не в градусах любви, не в степени обнаженности души, не глубине искренности, не в подлинности чувств и не в яркости эмоций.
Можно, конечно, соревноваться в степени экспрессии. Попробовать можно.
Текст оригинала вы знаете. Я предлагаю более экспрессивный:
 
«Я вас любил… люблю тебя, тварь!!!
В моей душе все выжжено любовью!!!
Я для тебя одной и раб и царь!!!
Я вас любил безмолвно безнадежно, короче
Встаю в ночи с кровати и кричу «тва-а-а-а-арь!!!!»…»
 
Или вот работа более тонкой выделки:
 
«Я вас любил так искренно, так нежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.»
 
Экспрессии полно.
Конечно, соревноваться в экспрессии это не только весело, но и грустно. Грустно, потому что этот процесс сводится к признанию кривого зеркала прямым, а прямого кривым.
 
Соревнование спортивно по своей сути. А каждый спорт представляет собой преодоление определенных препятствий. Биатлонисты, к примеру, бегут на лыжах и стреляют из винтовки по мишеням, бегут и стреляют. Не дерутся, не прыгают в высоту, а просто бегут и стреляют. Одним словом, они соревнуются в мастерстве владения определенными навыками.
Так должно быть и в конкурсах. Писать для поиска «своего читателя» это одно, а вот писать для победы в конкурсе – совсем другое.
Причем, критерии, по которым судят о мастерстве поэта всем давно известны.
 
Поэтому считаю, что серьезные конкурсы должны проводиться редко, должны быть достаточно хорошо подготовлены и должны проводиться, прежде всего, с экспромтами.
Тогда и критерии будут ясными и обиженцев не будет. И не исключено, что у кого-то удастся в экспромт вложить душу, сердце… в общем, полный набор. С такими конкурсами уровень мастерства будет только расти.