О творчестве виктора цоя

Евгений Пряничников
Поэзия.
 
Это такая штука , которая имеет течение. То есть не то, чтобы развивается (о прогрессе, вообще, не слишком уместно говорить, но если очень хочется, то и про регресс не забудьте. К примеру, рифма. Во времена Пушкина она была не так разнообразна, но при этом подход к ней был более строгим, отчасти это прогресс, отчасти регресс), но постоянно обновляется, как бы находя новые пути.
Конечно, помимо течения имеется и русло. Иногда оно расширяется, и говорят "это золотой век", иногда сужается. Иногда течение убыстряется (например в следствие войн, революций), иногда замедляется.
А сейчас, мне кажется русло разбилось на ручейки, которые текут в неизвестном направлении с разными скоростями...
И один из таких ручейков - творчество Виктора Цоя. Многим кажутся его стихи простыми и незамысловатыми. Кажется, что и "сам так могу". Но, конечно, это ошибочно.
 
Что отличает поэзию Виктора Цоя от, к примеру, вашего творчества (тут я представил, что среди читателей появился особо наглый графоман и обратился к нему)?
Как минимум то, что его тексты попадают сразу в богатый литературный контекст.
Причем говорю я отнюдь не о том, что все настоящие поэты любили пить вино и любили одиночество.
Также я не хочу сказать, что здесь скрыт некий глубочайший смысл, что некий лит. персонаж Достоевского "узнал, что где-то пьют вино" и именно с ним Виктор Цой ведет скрытый диалог.
Нет, речь пойдет о более простой и в то же время более любопытной вещи. Точнее не о вещи, а тенденции.
Виктор Шкловский (это википедия знает кто такой) сто лет назад еще писал о таком художественном приеме, как остранение. Этот прием заключается в том, чтобы показать обычную вещь так словно бы видишь ее впервые. К пример, показать обычный конфликт глазами собаки ("Сны Чанга" Бунина целиком построены на этом приеме). Показать главного героя глазами прохожего... короче, занять такую позицию, с которой освещаемая тема не только виднее, но и выглядит "обновленно". Причем прием-то это чисто прозаический. В поэзии у автора и без остранения есть достаточно художественных средств для того, чтобы быть оригинальным. К примеру, зарифмовал "начальника" с "паяльником" и это уже само по себе свежо.
Вполне вероятно, что о Викторе Шкловском Виктор Цой и не знал . Но достаточно того, что "ручеек" Цоя берет начало в общем русле рок-поэзии. А рок-поэты обычно слагают поэтические тексты с прозаическим содержанием. Они часто используют различные поэтические средства, но именно как СРЕДСТВА - то есть не в столько в поисках красоты, сколько вследствие поиска правды, точности, - как признак вызова обществу, властям, кому-угодно: "антиутопия на ржавом коне... вечность пахнет нефтью... и т. д."
В общем, почти вся классическая проза по Шкловскому боролась с автоматизацией (это такое состояние вещей, когда все движется как по накатанной, когда все серо, обыденно), применяя прием остранения. Ну а Виктор Цой в своем творчестве с успехом применял прием автоматизации против процесса остранения. Это новая тенденция.
 
В текстах Виктора Цоя все четко , можно сказать, математически точно:
 
"Узнал, что где-то пьют вино,
А где-то музыка слышна.
Тебя зовут туда, где пьют,
И ты берешь еще вина."
 
После первой строки можно подумать, что возникает мотив алкоголика. Думаешь, сейчас герой помчится пить. И это автоматизация. Но вторая строка начинающаяся с союза "а" словно бы перечеркивает первую. Это остранение - человек выпить хочет, а где-то музыка слышна...
Но! Герой не просто узнал, где пьют. Его туда зовут. И вывод: "и ты берешь еще вина". По сути, если нужно объяснить на пальцах сложность отношений между двумя терминами - то вот оно, объяснение.
Вставьте сюда какую-нибудь гиперболу или метафору для, так сказать, усиления образа. И что выйдет? Выйдет ваша фигня (тут я снова представил перед собой лицо матерого графомана).
Исключительность творчества Виктора Цоя именно в умеренности, точнее в аскетичной умеренности при выборе художественных средств . Кажется, иногда, что "он видит, что поет" - но это АБСОЛЮТНО неверно. Он складывает свои поэтические строчки из реальности, почти как математик - измеряет емкость сознания посредством сложения окружающих образов. Тексты песен "Перемен", "Кончится лето" и многих других построены именно на этом художественном принципе. Кстати, немало общего с Виктором Цоем у многих современных поэтов пост-конструктивистов. Ну это так, если кому интересно...