Трагедия и комедия на оселке пушкиниады

Янис Гриммс
(Конспектируя Авессалома Махинеева)*

1. «Трагедия есть лишь недоудавшаяся комедия» – цитирует М.Л. Гаспаров некого автора, оставляя загадочную фразу без комментария. Это мог написать Фридрих Шлегель, у которого немало страниц посвящено «призрачным ценностям» комедии и трагедии и который считал, к примеру, что «настоящая» греческая комедия исчезла, уступив первенство трагедии, при этом возник новый жанр, «смесь комической и трагической драмы».

2. Собственноручные пометы Пушкина, датированные 1825 годом: «Комедья о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и Гришке Отрепьеве»; а вот авторская ремарка 1830 г.: «Комедия о царе Борисе и Гр. Отрепьеве писана в 1825 году». Трагедия «Борис Годунов» увидела свет в первый день 1831-го.

3. «Борис Годунов» в рукописи заканчивался следующим образом:

                Мосальский:
                Что же вы молчите? Кричите:
                да здравствует царь Димитрий Иванович!

                Народ:
                Да здравствует царь Димитрий Иванович!

У Пушкина в оригинале народ инертный, покорный. Таким он и был в массе своей. И для комедии незатейливая концовка – проходной вариант.

4. «Народ безмолвствует...» – за этой, далеко не комедийной фигурой речи чувствуется потаённая, радикальная сила, но этот звучный, для жанра трагедии куда более мощный, финальный аккорд придумал не Пушкин, а его строгий цензор и критик Николай I.

5. «Ай да Палкин, ай да молодца!» (? – так у автора).

___________________________
*«С чего начинается театр?».