По Конкурсной Серии Тропы, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/02/26/7920 - Конкурс "Зачет по тропам"
http://www.stihi.ru/2017/04/12/3470 - Итоги конкурса
http://www.stihi.ru/2017/04/12/9815 - Итоги Финала Конкурсной Серии

Начало статьи - см. http://www.stihi.ru/2017/04/14/6941

Эта часть статьи посвящена произведениям последнего - дополнительного тура конкурсной серии "Тропы", где предлагалось представить стихи на свободную тему, в которых обязательно должны присутствовать следующие  тропы: а) эпитет; б) сравнение; в) метафора; г) олицетворение; д) гипербола или литота, а в качестве обязательного конкурсного задания - выписка  пяти тропов из  текста стихов с  правильным указанием их названия.

В основном, все 26 участников  данного тура с конкурсным заданием справились, даже несмотря на то, что не со всеми их идентификациями я согласна. Ошибки были, но что с того? В конце концов, не знание имен определяет мастерство стихосложения! ))) Комментируя стихи, я хочу в данной статье все внимание уделить не корректности классификации видов тропов, а качеству  и насущности их выбора и мастерству применения тропов  нашими участниками. 

Как обычно, номер перед стихами  = номеру участника в анонимном пакете. Комментирую не все стихи, а только те, которые показались мне интересными.

*******************************************
1. Февральский снег.  Виктор Колесников 6

Снег сиренево-серый
Вперемешку с водой
поедаем несмелой
теплотой, словно ржой.      

Cивый снег, предвесенний,
исступлённый и злой,             
посыпаемый серой
переспевшей золой.

Весь истраченный молью,
как старушечий плат.         
истекающий кровью         
подступивших утрат.

Весь обруганный карком
некорректных ворон,
и огромный, и жалкий,               
и нелепый, как слон.

Очень нестандартные и весьма удачные образы последнего снега, которые можно зримо представить, причем  все - работающие на заданную тему. Отсутствию номинации (на мой взгляд) здесь помешала только концовка - сравнение снега (материей, не исчисляемой штучно) с  живым и штучным "слоном" мне не кажется удачным (если бы речь шла о последнем сугробе - еще куда ни шло!). Слон  здесь притянут за уши ради обязательного наличия гиперболы, но именно она и не удалась: "огромный, как слон" - это, конечно же, не гипербола, а сравнение. Гипербол в этом стихотворении я не увидела. 

3. Мир, который навек разрушен. Селена Ка 

Свет Луны обжигал  глаза, опалял и царапал душу.
Но запомнили небеса мир, который навек  разрушен.

Был он сказочен и лучист: пах душицею  горный воздух,
По долинам  текли ручьи, хрусталём отливали звёзды.

Был когда-то рассвет иной: золотисто-медовый, тёплый…
Но пришел ты ко мне с войной и вражды  порассыпал  стёкла.

Кто, Охотник, тебя прислал, чтоб накинуть оковы рабства?
Лишь по прихоти, не со зла, ты моё уничтожил  царство.

Серой мглой  улеглась тоска, небо саваном  распласталось.
Не взыщи, что тебе  – оскал! Я забыла, что значит жалость!

Будет нынче закат кровав  – ты узнаешь, как  тяжки чары.
Города твои растоптав, я сожгу их слепым пожаром!

Ведь огонь, что горит внутри, не залить даже ста морями...
Спал вулкан. А сейчас – смотри, как бушует в нём  гневный пламень!

Рассекая  крылами ширь и вдыхая  ноздрями копоть,
Я увижу,  как твой Памир обратится в глухой некрополь.

Я  охотник теперь, палач, мщенья жаждущий. Не заметил?
Возмущенный свой  взгляд  не прячь!  – в мОём сердце  танцует пепел.

Сколько нужно ещё причин, чтоб  твои оправдать потери?
…Ты бы смог  меня приручить, только сам превратился в зверя.

Сложно написаны стихи, перечитываю их, и до конца не понимаю от чьего лица здесь ведется монолог. Если упомянут Памир, возможно, персонаж - земля Таджикистана(до боли мне самой близкая), на границы которой пришла война, и в стихах  говорит мир, "который навек  разрушен", а прежде бывший "сказочный и лучистый"... Но тогда как понять строку: " Не взыщи, что тебе  – оскал! Я забыЛА, что значит жалость!" - почему "мир" стал говорить о себе в женском роде?  А далее опять пошёл мужской род: "Я  охотник теперь, палач, мщенья жаждущИЙ..."
 В стихах много тропов, но они не все мне по душе. Например, встечая эпитеты "слепой пожар" или "глухой некрополь", хочется какого-то их раскрытия - в чем слепота и в чем глухота? Слишком значащие выбраны определения, чтобы употребить их мельком... Или " в мОём сердце танцует пепел" - более, чем странный образ, смысл которого также не раскрыт. (там же - небольшой распад между фонетическим и ритмическим ударениями- "мОём"). Не совсем удачен троп "стекла вражды" - по контексту мысль понятна, но метафора сомнительная.
В стихах вообще много тропов, оставляющих впечатление красивых ритмических заплаток... И это при том, что тема в стихах есть, сюжет намечен сильный. Но ясности в подаче темы (для меня!) нет - я только догадки строю о сюжете.
Что касается техники, то здесь использована парная рифмовка, особо чувствительная к точным концевым рифмам. А они как раз в большинстве своем  - слабые... (воздух-звезды,  копоть-некрополь, морями-пламень)

5. Касаясь лица. Владимир Сорочкин 

А помнишь – снег кружился вразнобой,
Светясь алмазным нимбом над тобой,
Лица касаясь, тая в сгустках пара.
Зима едва куражилась и жгла,
И шаркала метельная метла
По стёртой грампластинке тротуара.

И ты смеялась – снегу, свету, снам,
И щедро время улыбалось нам,
Пересекая год привычным курсом,
А снег ваял, коснувшись пустоты,
На ветках букли, бантики, цветы,
Как говорится, – просто и со вкусом.

Морозный мрамор хрупок. – Бог бы с ним…
Я знаю, что с тобой не разделим:
Не разлучат нас тени или стены…
Уже февраль, и сникшие снега
Белеют, как танцОвщицы Дега,               
На грязный холст сошедшие со сцены.

Относительно того, что «Зима едва куражилась и жгла» - это пример литоты, у меня есть огромные сомнения: на мой взгляд, это просто метафора, причем, достаточно противоречивая. А стихи хороши. Мне нравится в них, что здесь все тропы  работают - участвуют в повествовании, всего лишь делая его ярче, они не забирают на себя все внимание, не шокируют странностью, они как хорошие краски, просто усиливают картину. Удивило ударение "танцОвщицы": я  не знала, что такой вариант тоже есть...

6. Ты удаляешься. Екатерина Падукова 

Ты – шаг за шагом дальше…
Чёрные птицы-тени
кружат, кричат – болящей
чёрной тоски рожденье.
   
Ты удаляешься – пусто,
словно в душе пустыня… 
Дальше – по снежному хрусту
слышно – уходишь… Стынет
 
след твой… Завыл нездешний
ветер – волк-одиночка.
Дальше ты – меньше, меньше –
тень… силуэт… точка.

Прекрасное образное стихотворение. Уходит любимый: "шаг за шагом дальше", "ты – меньше, меньше –тень… силуэт… точка", и  на это трагическое событие нанизан ряд метафор, точно и поэтично передающих настроение: "Чёрные птицы-тени кружат, кричат – болящей чёрной тоски рожденье",  или: "словно в душе пустыня", или: "… Стынет след твой… Завыл нездешний ветер – волк-одиночка". Жаль, что стихи не были номинированы,  видимо,  из-за не совсем точной идентификации видов тропов. Здесь тоже нет ни гиперболы, ни литоты, а "точка" - это вряд ли литота, так как в данном контексте точка - это всего лишь зрительный образ удаленного объекта, скорее информация, чем переносный смысл.

8. Загадочный мир. Лариса Кравц

Мир загадочных кущ, океанских бездонных глубин.
Жизнь идёт по путям неизведанным и непонятным,
По законам подводным, магическим, тайным своим.
На просторах морских нескончаемы "белые пятна".

Там, на дне океана, под толщей солёной воды
Затонувший корабль словно символ далёких скитаний,
Как Летучий Голландец, уснувший под гнётом судьбы,
Охраняющий лоцию - призраков воспоминанье.

В этом мире глубинном, где мрак не имеет границ,
Ждёт команда приказ, в путь готова она отправляться.
Капитан у руля, дух могучий не сломлен, но ниц
Пали бренно останки в плену у подводного царства.

Разразившийся шторм в щепки бьёт, не жалея, суда.
Громовержец порой устрашает стихии накалом.
Рыбам глубоководья несвойственна бурь суета,
Им и гнев Посейдона не кажется сущим кошмаром.

Напевают русалки, призывно маня новичков.
Восхищенья достойна краса неземная кораллов.
Обитатели моря от тяжких свободны оков.
Это суша давно от жильцов неразумных устала.

А где солнечный луч проникает, там краски сочней.
Жизнь бурлит пёстрой гаммой насыщенно, разнообразно
От рачков до акул – грозных хищниц бескрайних морей.
Только силам небесным среда океана подвластна.

Автор очень грамотно и убедительно подобрал и идентифицировал все виды тропов, чего нельзя сказать про всех авторов данного тура. Стихи неплохие. Несмотря на обилие эпитетов, выразительно описывающих все то, о чем повествует автор, стихи ровно о том, что в них и сказано, здесь нет никакого другого смысла, подтекста, передачи авторского настроения или переживания через то, что им описывается на внешнем плане. Метафор с переносным смыслом почти нет - только определения  загадочного мира глубин и работа авторской фантазии: "Напевают русалки, призывно маня новичков. Восхищенья достойна краса неземная кораллов" и т.п.  Недостаток ли это? Не думаю. Такой стиль изложения  выбран...

9. Пора звездопада. Нина Матрохина
 
Август щедрыми росами моет леса и поля.
Оттого ль, что тепло от себя отпускает земля,
Оттого ль, что слезами исходит природа
В ожидании скорого лета ухода,
Только луг поутру - будто степь в седине ковыля.

В полдень запахи мёда ещё источают луга.
Словно пОлы одежд, распахнулись у рек берега.
На исходе жарой утомлённого лета
В неприметных одеждах защитного цвета,
Точно воины в шлемах, дозор соблюдают стога.

Но едва лишь свечой начинает истаивать день,
Серых птиц выпускает на волю владычица Тень...
Шорох крыльев не слышен, и тёмная стая
Из укрытий по тайному знаку слетаясь,
Гасит пламя вечерней зари как трава-одолЕнь...

В океане Вселенной во всей первозданной красе
Млечный путь - как дымящийся пляж на песчаной косе.
Тёмный бархат небес для ночного парада
Каждый год арендует пора звездопада,
Чтобы пыль межпланетную звёзды омыли в росе.

Не совсем поняла, почему автор считает  гиперболой: "В океане Вселенной во всей первозданной красе" или "Каждый год арендует пора звездопада"? Тем более, что в тексте есть более подходящая для отнесения к гиперболе (хотя тоже мало убедительная) фраза: "Чтобы пыль межпланетную звёзды омыли в росе". Так же удивило отнесение к метафоре строки: "В полдень запахи мёда ещё источают луга" - где здесь переносный смысл? Они действительно источают такие запахи, это информация, а не троп....
Стихи замечательные. Нестандартная форма строфы, отличное звучание, красивая пейзажная лирика, построенная на множестве тропов (может быть даже - на избыточном множестве!!!). Понимаю, что написано в жанре пейзажной лирики, но все равно хочется не только бесконечной череды сравнений, эпитетов и метафор, но и какой-то главной смысловой линии, передачи настроения, яркого авторского размышления в концовке.

11. Тандем. Ольга Рачицкая               

К сёдлам привязан
        Сияющий шар
                Жгутами палящих лучей.
Сердцу мешает
        Из рёбер ангар.
                Мельчает беседы ручей.
Если ж
       Прокручены
               Тучи на фарш -
                На тысячу мелких дождей -
Едем по лужам!
        В них радуги шарф
               Цветастой дугой виражей.
Сетовать глупо
        На слякоть и зной,
                На ветер, что хлещет в лицо,
Веруя в мудрость –
        За дальней грядой
                Нет скуки
                И почвы для ссор.
Первый в тандеме –
        Ему – тормоза,
                А стокер – педали крути,
                В спину уткнувшись.
Свой ритм навязал
        Сидящий чуть-чуть впереди.

Лишь стоит расслабиться - 
        Бросить взгляд               
                На поле иль синюю высь;
Просто послушать,
        Как птицы галдят,
                Свалившись с небес на карниз;
Иль помечтать...
         Но кричит капитан:
                «Уснула?!»
                Забудь про покой!
...Чуть вздрогнет,
          Как лошадь,
                Карбоновый  стан,
                Когда его тронешь рукой.

Удивило, почему названы эпитетами обычные информирующие определения "сияющий шар", "палящих лучей" - где здесь переносный смысл? Возможно, я просто не поняла, о каком шаре здесь идет речь? А в целом, стихи о велосипеде получились интересными. Есть оригинальные образы: "Если ж прокручены тучи на фарш - на тысячу мелких дождей - едем по лужам! В них радуги шарф цветастой дугой виражей" или "вздрогнет, как лошадь, карбоновый  стан, когда его тронешь рукой".

12. Весеннее. Любовь Левитина   

Закружилась весна и втянула в себя, как торнадо,
сладкий сок извлекла из-под тёмных древесных корост.

Протолкалась сквозь камни трава, понимая, что надо
к благодатному солнцу стремиться и двигаться в рост.

Первоцветы разбавили зелень, со светом играя,
тёплый ветер (откуда?) принёс аромат миндаля.

И рассыпалась громкая музыка птичьего грая,
гамму звуков от нижнего "до" поднимая до "ля".

Все лучи молодая листва собрала, до фотона,
растворяя осевшие страхи - весомый резон.               

Акварельными пятнами нежного чайного тона
небо сбрызнуло тонкий, но вечный, как мир, горизонт.               

Отличные стихи. Правда, если уж совсем придираться, то меня немного напрягла  фраза:  "Все лучи молодая листва собрала, до фотона, растворяя осевшие страхи - весомый резон" - какая связь между светом и растворением? (другое дело, если бы собиралась ... роса, капли и т.п., а не свет...) Да и слово "резон" в тексте стихов я почему-то не люблю, оно существует, конечно, но в поэзии лучше "причина", чем "резон"... А еще задумалась о концовке - "небо сбрызнуло"... Неожиданный здесь указан субъект действия - небо, которое "сбрызгивает" свою собственную часть - горизонт, причем, "тонкий, но вечный". Почему тонкий? И почему "но"?

16. Весна прокралась утром во дворы... Елена Долгих

Весна прокралась утром во дворы,
Веснушками проталин их украсив,
В подснежниках таилась до поры,
Шепталась с ними, упражнялась в брассе
В случайных лужах – мокрых пятачках,
А солнечные зайчики, ей вторя,
Скакали по сосулькам. Вертопрах–
Воробышек резвился на просторе.
Проказники-ветра со всех сторон,
Мехам подобно, шумно раздували
Подтаявших сугробов эскадрон,
Раскатисто в подъездах хохотали,
И ёжилась старуха-темнота,
Боясь разлуки с царственной зимою.
Деревья улыбались: «Лепота!
Весна печаль и мрак собою смоет…»
Дождинки – капелюшечки воды
Легко скользили по крутым карнизам,
Вселенские посланники весны,
Которыми мой город был пронизан.

Прекрасная живая картинка весны, где олицетворена вся природа - она постоянно действует: "весна прокралась, ...шепталась с подснежниками, ...упражнялась в брассе", или: "Проказники-ветра со всех сторон, мехам подобно, шумно раздували подтаявших сугробов эскадрон", "раскатисто в подъездах хохотали", или: "дождинки легко скользили по крутым карнизам". Очень симпатичные получились стихи - с умелым использованием тропов к месту и в меру. Самые трудные тропы также найдены: "капелюшечка воды" (литота) и "вселенский посланник весны" (гипербола).  Пусть они не самые яркие примеры этих тропов, но общий ход мысли правильный. )))

20. В отметках на полях Агата Миллер 

К чему бежать на юг,
прожжённой солнцем кожей
я чувствую всё то же
среди февральских вьюг.

Сменяет жар озноб,
из них озноб вторичен,
дурман дурных привычек
стирает память снов.

И вызывает спазм
сосудов кровеносных
характер мой несносный,
незавершённый пазл.

В отметках на полях
написанный без цели
непроданный бестселлер,
в котором ты и я,
     листать не устаю.

Комфортно в зимнем гетто
от осознанья –
     где-то
     дрожит от зноя юг.

Интересные, нестандартно написанные стихи, где автор не только создал интересные сложные метафоры  (" И вызывает спазм сосудов кровеносных характер мой несносный, незавершённый пазл" или " В отметках на полях написанный без цели не проданный бестселлер, в котором ты и я..."), но и интересно поиграл с продуманным и точным звучанием рифм. Одна беда - автор поздно присоединился к нашему конкурсу и совершенно не разобрался с заданием и именованием нужных видов тропов. Потому и не номинировали. А что касается стихов - они запоминаются, но кажутся этюдом: их бы продолжить и связать более цельным сюжетом или дополнить интересным выводом, мыслью... А пока  они - просто яркая зарисовка, не более.

22. Азовское море. Лариса Зембатова Копорикова 

То спишь, спокойно и красиво
простор раскинув голубой.
То, как котёнок, шаловливо
играешь с берегом в прибой.
Да разве может быть опасной
твоя лазурная вода?
Ты пахнешь зноем, пахнешь лаской,
но так бывает не всегда.
Вчера, связавшись с вихрем шалым,
вдруг спину выгнуло дугой,
стонало, выло одичало,
устроив с пляжем мордобой.
Волной о берег билось рьяно,
стараясь что-нибудь сломать
и с ветром, как с пиратом пьяным,
пыталось "джигу" танцевать.
Друг улетел и ты вздохнуло, 
устав от оргии ночной,
лишь на прощание махнуло,
уже не яростной волной.
Перед рассветом, понемножку
утих ночной ажиотаж
И ты опять мурлычешь кошкой
и виновато лижешь пляж.

Неплохо задуманы стихи, и тропы в них есть интересные, но, к сожалению, много лексических недочетов. "Вчера, связавшись с вихрем шалым, вдруг спину выгнуло дугой, стонало, выло одичало, УСТРОИВ С ПЛЯЖЕМ МОРДОБОЙ". Здесь мне нравится только начало строфы, а строка "устроив с пляжем мордобой" неудачна: пляж - пассивный персонаж, вряд ли он дрался с морем, поэтому было бы точнее - "устроив пляЖУ мордобой". Выражение " с ветром, КАК С ПИРАТОМ ПЬЯНЫМ, пыталось джигу танцевать" тоже заставило меня посомневаться: пьяный пират - это вовсе не то типичное, с чем обычно "танцуют джигу". При этом,  сразу после "пьяного пирата" почему-то используется обращение "друг": "Друг улетел,  и ты вздохнуло" - как-то не стыкуются эти разные именования друг с другом... Эпитет с частицей НЕ ("не яростной волной") тоже не хорош, беден языком,  здесь бы иное слово подобрать - "спокойною", "уставшею" волной... И, наконец, слово "ажиотаж" ( Искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему) - слово, формально подходящее по смыслу, исходя из его словарного определения, но по факту оно здесь чужеродно: утих ночной ...разгул, гульба, игрище, .... но только не ажиотаж! Не то по значению слово!
С тем, что "выло одичало" и "билось рьяно" - это гиперболы, я согласиться никак не могу.

25. Приезжай. Тамара Гаврилова 5

А, знаешь, мне уже не больно…
Здесь жизнь, как море в штиль, спокойна,
я пью с твоим вареньем чай,
и, запах яблочный вдыхая,
всё думаю: а может, зря я
сказал «прощай»,

ведь прошлое совсем неважно
среди холмов, что так отважно
подпрыгнули до птичьих стай
и опрокинули корзину,
рассыпав гулкий воздух синий
на этот край,

забытый и людьми, и Богом,
где из-под снега понемногу
по склону, прямиком в сарай,
сползает белая пушица,
и лёд на озере крошится -
в разгаре май.

Здесь тонут в тишине тягучей
скрип снега, треск еловых сучьев,
шум ветра и собачий лай,
и манят за звездой Полярной
тропинок тонких капилляры,
суля мне рай.

И ведь нужна такая малость -
чтоб ты у зеркала смеялась,
надев мохнатый малахай…
Мы в тундре этой бесконечной
скучаем: я, сверчок за печкой
и кот – лентяй.

Когда, нарушив плотный график,
тебе, закутавшейся в шарфик,
с утра вильнёт хвостом трамвай,
ты, перепрыгнув через лужу,
вдруг вспомни, что тебе я нужен,
и приезжай.

Мне даже не нужно ничего здесь подробно комментировать: на мой взгляд, это лучшее стихотворение в пакете. И по технике исполнения, и по содержанию, и по мастерскому владению тропами. Особенно приятно, что данный автор на протяжение всей конкурсной серии держал свою планку возможностей на таком же высоком уровне.

27. Лес. Ренэ Леклер   

Мой лес в ноябре
Вечереющий лес
Открытый ветрам и напастям
Мой лес поднебесный
В предзимней поре
Мой лес на пороге ненастья
Сторожкий неверный густеющий свет
Длинней фиолетовей тени
Ни птиц здесь ни листьев давно уже нет
Живых не осталось растений
Всё то что звенело искрилось цвело
Легло у древесных подножий
Слетело опало слиняло сползло
Змеиной мертвеющей кожей
И листья - архивов большие тома -
Прогнули осенние полки
Над речкой, как спящие птицы, - дома
В тоске залежалой прогорклой
И мы поскорбим попинаем листы
На тропках что стали просторней
И мы вслед за птицами скоро взлетим
Оставив незримые корни

Об этих стихах можно было бы много интересного поведать, но я не буду этого делать: ни на каких конкурсах я принципиально никогда не номинирую и не комментирую стихи, поданные на конкурс с сознательным пренебрежением к правилам  записи -  как бы хороши ни были эти стихи! Вот и здесь: если автор не считает нужным расставлять знаки препинания - запятые и точки в концах предложений, то и мне тут делать нечего.

ПОЯСНЯЮ ЕЩЕ РАЗ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ И ЧЛЕНОВ ЖЮРИ:

Я никогда не снижаю оценку за единичные ошибки орфографии или пунктуации в записи текста конкурсных стихов: с каждым из нас может случиться нечаянный огрех! Я имею в виду только случай СОЗНАТЕЛЬНОЙ записи текста автором без всяких знаков препинания,  или без разделения предложений заглавными буквами, или вообще с неиспользованием  заглавных букв, включая собственные имена. Те, кому глубоко наплевать на  нормы записи русского языка, мне не интересны. 

*********************************************************

На этом кончаю разбор произведений. Всем участникам конкурсной серии "Тропы" -  большое спасибо за ваши стихи и за активное участие в нашей общей практической работе! Новых вам успехов и, главное - вдохновения!

С уважением, Ваша  АлКора. 18.04.17