О буквенных обозначениях аккордов

Сергей Халаимов
(для начинающих самодеятельных композиторов и авторов-исполнителей)
Буквенные обозначения нот таковы: C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля. Си в европейской системе – H, в американской – B, соответственно си-бемоль в европейской системе B, в американской Bb. # – диез, b – бемоль. Например, C# – до-диез, Db – ре-бемоль. По умолчанию, буквенное обозначение ноты (с диезом или бемолем справа от него или без них) без дополнительного "суффикса" справа обозначает большое, или мажорное трезвучие (dur), которое строится из двух терций – большой внизу и малой вверху. Например, C – До-мажорное трезвучие: до - ми - соль. В большой терции 2 тона (4 полутона), в малой – полтора тона (3 полутона). Умение строить терции от звука (впрочем, как и другие интервалы) необходимо довести до автоматизма. Суффикс m (сокращенно от moll) означает малое, или минорное трезвучие, которое строится из малой терции внизу и большой вверху, например, Cm – до-минорное трезвучие: до - ми-бемоль - соль. Ещё бывают трезвучия уменьшённое – из двух малых терций (обозначается dim, сокращенно от англ. diminution) и увеличенное – из двух больших терций (обозначается aug или +). Например, Cdim – до - ми-бемоль - соль-бемоль, а Caug – до - ми - соль-диез.

Далее перейдём к аккордам из четырёх звуков – септаккордам. Суффикс 7 – значит к мажорному трезвучию надо прибавить сверху малую терцию, т.е полтора тона. Получится малый мажорный септаккорд (от нижнего до верхнего звука интервал септима), самый распространенный вид септаккорда. Он обычно строится на V ступени гаммы и называется тогда доминантсептаккордом. C7 – до - ми - соль - си-бемоль. Суффикс m7 значит малый минорный септаккорд: минорное трезвучие плюс малая терция. Cm7 – до - ми-бемоль - соль - си-бемоль. Ещё бывают септаккорды малый уменьшённый (уменьшённое трезвучие плюс большая терция, обозначается m7/5b или маленьким перечёркнутым кружочком), большой мажорный (мажорное трезвучие плюс большая терция, обозначается Maj или Maj7) и уменьшённый (уменьшённое трезвучие плюс малая терция, т.е. все терции малые; обозначается dim или маленьким кружочком). Аккорды из 5 звуков - нонаккорды. От нижнего до верхнего звука нонаккорда интервал нона, или секунда через октаву. 9 – это к малому мажорному (или доминант-) септаккорду прибавляется большая терция. C9 – до - ми - соль - си-бемоль - ре. 9b – соответственно вверху терция малая, C9b – до - ми - соль - си-бемоль - ре-бемоль.

Итак, все вышеперечисленные аккорды строились по терциям, но есть в гармонии явления, временно нарушающие терцовое строение аккорда. Таково задержание (англ. suspension, в аккордовых обозначениях сокращённо sus). Оно на время замещает нижнюю терцию трезвучия чистой квартой – интервалом в 2 1/2 тона. Например, Csus или Csus4 – до - фа - соль, т.е. вместо ми – фа. Как правило, задержание переходит ("разрешается") в основной вид аккорда. Часто к трезвучию добавляется (или в трезвучие внедряется) побочный тон, например 6 – интервал [большая] секста, 4 1/2 тона; 2 – [большая] секунда, 1 тон (считая от основного, нижнего звука аккорда). Если в басу не основной тон аккорда, а какой-либо иной, то буквенное обозначение ноты баса пишут после дроби. Так, Cm/Eb – до-минорное трезвучие на басу ми-бемоль, иначе говоря, это обращение трезвучия. Обращение аккорда – это перенос его нижнего звука на октаву вверх, в результате чего нижним становится другой, не основной звук аккорда. У трезвучий два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд. У септаккордов три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. В некоторых синтезаторах в автоаккомпанементе обращения аккордов не предусмотрены и аккорды строятся по своему основному виду, т.е. до - ми - соль, ми - соль - до и соль - до - ми одинаково дают До-мажорное трезвучие.