Расчеловечивание. Разбожествление

Рыжов Александр Геннадьевич
(У меня есть старая тема о спаянности и цельности мира по книге Осии. Следующие размышления – очередной вклад в ту тему).

Любование своими достоинствами ограничивает человека. Так красивая женщина, рассматривающая свое отражение в зеркале, может начать считать, что она есть то, что видно в зеркале. Некрасивая (или умная) женщина (скорее всего) знает, что она не только это. То же относится не только к любованию собой, но и к комплексам. Подросток, комплексующий по поводу формы своего носа или ушей, сводит себя к носу или ушам. Но ведь ты не нос. Нос – только часть тела, а тело – только часть тебя. Это не в теле есть душа, но у души есть тело.

Подмена частью целого разрушает целостность. И тогда происходит сведение человека всего лишь к части. Если речь о материальной части, то случается овеществление человека. Человек с нарушенной целостностью или перекошенной согласованностью и соподчиненностью частей – не тот человек, которым его задумал Творец. Так или иначе, происходит расчеловечивание.

Воспринимать себя не по частям – многого стоит. Любить ближнего – это значит осознавать и оценивать его не по частям (пусть даже и очень достойным), видеть ближнего "as is", без стыков и разломов. Если ты любишь, скажем, форму носа в своей жене, но не свою жену в ее целостности, то ведь не для таких отношений вас Бог соединил. А нарушение инструкции неминуемо приведет к неполадкам.

Вред, наносимый душе гордостью, тоже можно объяснить в этих понятиях и категориях. Обычно мы гордимся конкретным свойством или рядом свойств, тем самым мы выпячиваем их и нарушаем гармоничную пропорциональность частей своего внутреннего и внешнего мира. Смещение акцентов приводит к разбалансировке личности.

Бог един, целостен, неразделим. Преображение в Его образ делает человека таким же – не рассредоточенным и рассыпанным, но цельным, крепеньким и спаянным. Таким, от которого не оторвешь ни одной части. Он не откажется на время ни от одной из своих характеристик. А отказавшись – посыпится.

Вот почему страшно опасно отказываться от своих принципов (от тех из них, которые стоят стояния за них). Кому ты нужен рассыпанный, какую пользу в служении ты принесешь разваленный? Кого научишь преображению по образу Христа, если сам безОбразный? От безОбразности до безобрАзности не то что шаг, а щелчок переключателя.

Внешнее – это зацепки, приступки, ступеньки для подхода к внутреннему. Когда в общении не происходит обоюдного проникновения во внутренние миры друг друга, внешнее, которое должно быть только поводом, площадкой и средством к общению, становится идолом, оттягивающим на себя энергию любви и внимания, предназначенных для ближних. Либо, если не идолом, то просто полигоном для отрабатывания коммуникационных штампов.

Например, вчера я сфотографировал Иосифа, фотографирующего подарки, полученные Есфирью на день рождения. Ну ладно, сделал бы я это, а потом сел бы и рассмотрел подарки, поговорил бы о них с детьми, сблизился бы через это с дочкой, но я спешил (надо было работать), сделал фотографию и убежал. И вот теперь размышляю о расчеловечивании.

То же может происходить в отношениях между человеком и Богом. Объекты и обстоятельства внешнего мира (Его дары либо сигналы нам) мы можем воспринимать как отдельные частности и сущности, не учитывая Того, от Кого они. Либо, если учитывая, то низводя Бога с престола Вседержителя до должности Заведующего складом наших удовольствий.

28.11.2016