Ссылка

Георгий Русанов 2
                (Рассказ непохожий на быль)

 Деда Афоню я знал очень поверхностно, чуть-чуть. Он умер в моём школьном детстве. А вот с Валей, его внучкой, мы проучились целых одиннадцать лет и с самого первого класса - одноклассники! Помню её с первой школьной линейки. Очень любил  дёргать её за косички, что доставляло мне неописуемое удовольствие! Если она, конечно, не рассказывала об этом учительнице. И подвергалось публичному наказанию, если это ей надоедало и предавалось огласке. Не знаю, может по "первоклашному" (1) я был в неё влюблён. После школы мы виделись мало, даже очень. И последний раз года три назад, когда она "голосовала" на большаке, а я подобрал её на своей "Таврии", как незнакомку. И только, узнав друг друга, нам не хватило остатка дороги для беседы. Я не знал, что дед её, кузнец Афоня, оказывается был сослан в своё время, как эксплуататор-единоличник. Дома у него были одни "девки", а желающих "поупражняться" молотом было много деревенских ребят. Вот он и "эксплуатировал" их, когда кому-то надо было отковать сошник на соху или "таганок", или "рогач", или "чаплю" (2). Его молот был маленький, "правИльный", а ковочным работали деревенские "молодцы". Он не хотел вступать в колхоз со своими двумя лошадьми, да и вообще, он был зажиточным, хоть и вокруг - сплошь одни девки. Кузнец на всю округу! Сначала, когда агитировали, сказали, что колхоз - дело добровольное - хочешь вступай, хочешь не вступай. Он от этого и пострадал. Но мне было непонятно, почему об этом, по крайней мере мы, мои одноклассники, не знали? Сейчас только чуть-чуть может догадываюсь о причине такого незнания, покрытого стыдливой завесой тайны, наверно из уважения к нему.
     Помню,что дед Афоня был высоким прямым стариком, очень верующим, ходил всегда с большой вишнёвой палкой. Звали его старики-односельчане и ровесники Афанасием Ефремовичем. Не всякому было дозволено пользоваться именем своего отца. Такие вещи заслуживались годами и оставались памятью для потомков. Потом, после ссылки, про которую мы не знали, он, помню, был для нас просто дедом. А для самых малых - дедушкой Афоней. И больше остался он в нашей памяти не Афанасием Ефремычем, а дедом Афоней, кузнецом нашим. Опираться на палку, наверно, осталась привычка ещё с времён этой ссылки на Архангельскую землю, под Воркуту, край советских "бичей" (3). Он никогда не курил, носил большую седую бороду и ветхую старую "треуху" на голове, и зимой, и летом. Поэтому трудно было определить кудлатый он или лысый. Глаза его постоянно слезились, то ли профессиональная болезнь кузнеца, как и его "дремучая" глухота, то ли остаточное явление "северного сияния". Всегда он ходил, кажется и зимой, в большой рубахе навыпуск, подпоясанной, - вот не помню, ремешком или "бечёвкой" (4). Кузня его была на том же краю села, где жил и он сам, за прудом, рядом с колхозным током. "Щелястый" навес, открытый с одной западной стороны, и слегка защищённый от ветра и непогоды каменной кладкой с остальных - был его кузней. Вот таким и помню деда Афоню нашим колхозным кузнецом.
    А ненавистным советской власти он стал из-за своей "чопорности", гордости, не желания вступать в колхоз, быть независимым ни от кого. Единоличником одним словом. И это сначала получалось, хоть приводило к зависти некоторых односельчан, имеющих тогдашнюю власть. Но его непререкаемый авторитет и очень нужное для деревни ремесло кузнеца, всё таки отодвигало время неминуемой развязки. А она надвигалась. Какому колхозу, а их было на селе три хозяйства: "Реввоенсовет", "6-й Съезд" и "Имени Коминтерна", и особенно, какому председателю понравится ковать всё по своему усмотрению: что? когда? и кому? Колхозное хозяйство сразу показало себя менее привлекательным, чем единоличное, конечно не "однодворцам". Туда вошли в первую очередь имеющие слабые хозяйства, "безлошадные".Ну а "крепких" надо было агитировать и чем дальше от образования колхоза, тем жестче  и обязательнее, потому что они были нужны, как "коренники" (5) в конной упряже. Таким "коренником" смотрелся активистам и дед Афоня, с которым колхозники-односельчане постепенно стали "натягивать" отношения, переросшие в конце концов в выселение на чужбину. Но выселение "аукнулось" и на деревне - во всей округе не было кузнеца и, все десять лет ссылки деда Афони, "противоположно" отразились на отношении мужиков к нему. Вот поэтому ссылка его и покрыта "мраком" для непосвящённых. Стыдно было всем за эту ссылку, особенно тем, кто был к этому причастен.
    Повезло деду Афоне, когда он был, почти обречён. Этап двигался медленно, пешим порядком. Это было уже после Воркуты. На очередном привале, на краю большого северного села, когда не было сил отдыхать, и нечего было есть, было одно лишь желание - тихо, незаметно умереть. Неожиданно к этапу подошли трое, сравнительно хорошо одетых мужиков и ещё издалека спросили - "Есть ли среди ссыльных кузнецы?" Это оказалось началом спасения, хоть он и не расслышал их вопроса! Дед Афоня, измученный больше всего голодом, поверил в чудо, когда они, видимо, какое-то местное, северное начальство, подошли ближе и их поиск  "кузнечных дел мастера" можно было услышать и глухому. Потом было долгое переоформление и отбывания его ссылки на новом месте назначения, вместо первоначального "лесоповала", с последующей любимой работой. Правда с изолированным от своих родных проживанием на чужбине. После окончания ссылки, возникла новая неожиданная проблема - проблема возвращения. Теперь уже местные жители-северяне не хотели отпускать его, поселив в новом срубленном "пятистенке" (6). И долго, и настойчиво уговаривали на переезде всей его семьи к ним, на север. Но победила неодолимая тяга к родине! Даже обидевшей его. Вернувшись из ссылки он так и закончил свой век в своём селе, боясь даже временно покидать свой дом и свою кузню.  "Замаскированным" в счастливого колхозника, местного кузнеца, деда Афоню  и похоронили на местном кладбище, охраняемом старыми развалинами когда-то красивой "сводчатой" церкви, во времена моего далёкого детства.

(1)- http://stihi.ru/2023/06/05/3555
(2)- таганок, рогач, чапля - кухонный инвентарь деревенской   хозяйки.
(3)- "бичи" - вольно-поселенцы после отбывания срока заключения.
(4)- "бечёвка" - тонкая пеньковая верёвочка.
(5)- "коренник" - основная сильная лошадь в упряжке.
(6)- "пятистенок" - двух комнатный деревянный сруб.