Дивный старец Серафим. Поэма. Часть 5. 2009 - 2017

Галина Лебединская
***   ***   ***   ***   ***   ***

ЧАСТЬ 5. Конец марта. 2012
(перерыв в работе над поэмой).

Серафим в дальней пУстыни (продолжение).
Подвиги великого воздержания поста.
Уклонение от посетителей. Медведь.
Духовная брань*.
Столпничество (стояние на камнях).

                1.

Так, без хлеба, питался пустынник
Овощами, что сам собирал;
В то же время гостям благостЫню*
Он от щедрого сердца давал.

А в течение первой недели
И последней, в Великий наш пост,
До субботы до самой не ел он,
И то - ужин был скуден и прост.

Ну а дальше подвижник, потом,
Собирал и сушил снить* на сите, -
Ту траву, что росла под окном, -
И питался отваром лишь снити.

Это всё сверхъестественным было,
Выше всех человеческих сил...
И распятие старца хранило,
Что всегда на груди он носил...

                2.

Между тем стали все нарушать
То безмолвие старца Христова:
Люди шли за советом и словом
Или только его повидать.

Из монашеской братии всяко
Шли к нему для духовных бесед:
Александр-монах, ийродьякон*,
Марк-молчальник, немолод и сед.

Серафим принимал сих* охотно,
Их духовные зная дела;
Шли миряне, одеты добротно;
Шли крестьяне к нему из села...

                3.

Безошибочно старец блаженный
Посетителей мог различать;
Иногда уходил он, смиренный:
Ничего не хотел отвечать...

Тяготился вообще преподобный
Посещением женщин мирских;
Уклоняться не мог же от них:
Богу это считал неугодным.

На молитве он к Господу Богу
Стал тогда о знамЕнье просить,
Чтобы знать, как ему поступить:
Приклонились хоть ветви б к дороге...

                4.
           Начало апреля. 2012.

Как обычно, в субботу неторный
Путь в Сарово: по лесу идти...
И - о чудо! И ветви, и корни
Завалили к святому пути!

По молитве горячей так просто
Преградилась тропинка в пустЫнь:
Запрещён был и женщинам доступ
И, конечно же, всем остальным...

И теперь только стаями птиц
К его келье слеталось так много!
А святой в умилении ниц
В благодарности падал пред Богом.

                5.

Даже диким зверям преподобный
Уважение, видно, внушал:
И медведь прирученный незлобно
Из руки его пищу вкушал.

Как обычно, громадный медведь
Приходил к нему многие годы
И по слову - смиренно в обед
Уходил под сосновые своды...

Так пустынник теперь проживал,
Божьи таинства сердцем изведав;
Дух Господний на нём почивал,
Укрощая того же медведя.

                6.

Холм, забором вокруг обнесённый;
А в низине - кустарник и тал...
Тайный враг человека исконный,
Видя подвиги старца, восстал

На него всею силою злобной
И, стараясь его устрашить,
Нападал, чтоб не мог преподобный
Дальше так же в безмолвии жить:

Днём и ночью, во время молитвы,
В двери будто ломился народ...
Мертвецы... И какие-то битвы...
Звери жутких и мерзких пород...

                7.

И стонали столетние сосны,
Не спалА предрассветная рань...
Нападения бесов несносны,
И несносна духовная брань*.

Но блаженный врага побеждал,
Как секирой*, - молитвенным бденьем;
Как щитом, от ужасных видений
Крестной силой себя ограждал.

И тогда преподобный в надежде,
Чтобы нечисть совсем истребить,
Древний подвиг решил повторить,
Равный подвигам столпников* прежних...


                8.

Лес дремучий, и камень гранитный.
На коленях в ночи Серафим,
А меж сосен - коварно-ехидный
Главный демон, нечистые - с ним.

Но святой не спускается с камня:
Он - в молитве... А бесы визжат,
Вместе с ними беснуется пламя,
Над подвижником искры летят...

Также днём для моления камень
В свою келию старец вкатил
И с воздетыми к небу руками
О спасении Бога молил.

Чуть попозже, в последние дни,
Его спросят: "В те жуткие ночи
Приходилось ли Вам видеть, отче,
Злых духОв, и какие они?"

"Они гнУсны!" - ответит отшельник.
Впрочем, дальше не вёл он речей...
Ночи тёмные. Сосны и ельник.
Ровно тысяча дней и ночей...

***   ***   ***   ***   ***   ***

Примечание автора.

1. Брань* - духовная борьба
(см. "Добротолюбие" и труды
святоотеческих писателей, напр.,
свт. Игнатия Брянчанинова).

2. БлагостЫня* (церковно-славянское) -
то же самое, что и милостыня.

3. Снить* - травянистое растение,
листья которого употребляются в пищу.

4. Ийродьякон* - то же самое, что
иеродиакон (монах в чине диакона).

5. Сих* - этих.

6. Секира* - то же самое, что и серп.

7. Столпник* - святой, избравший
подвиг столпничества ( долгое
стояние на камнях, столбах...).