Стр. 7 книга русская резьба. резная ручная прялка,

Владимир Смелостев
Стр. 7_ Книга _РУССКАЯ РЕЗЬБА. РЕЗНАЯ РУЧНАЯ ПРЯЛКА,
Заключительная глава из книги –РУССКАЯ РЕЗЬБА на моей страничке…
+ 7_  Моя механическая прялка- фрагменты..

ПОЯ ПРЯЛКА.

И так, она мне досталась случайно! Шел в город и она валялась на дороге. Кто то может чистил чердак или сарай, и выброси. Двух ножек не было, но остальные детали тут видны, кроме того тут Кованый мотальный узел. В предыдущем файле- из музея Кижей, этот узел вырезан из дерева – Вилка на Правом фрагменте вверху она хорошо видна, в предыдущей страничке фото. В самой вилке с моей прялки  просверлены в обеих зубьях около 10 отверстий друг против друга! Не берусь судить для чего, так как устройство и работа этого типа прялки мне не известна, но кроме ножного привода – двух малых шкивов, что надевались на ось – стальную вилки, и ремней прялка комплектна.

НЕКОТОРЫЕ СООБРАЖЕНИЯ ОБ КОНСТРУКЦИИ ЭТОГО ТИПА ПРЯЛКИ.

Страничкой раньше я сказал на примере фотографий из музея в Кижах – на прялки существовал определенный стандарт, или даже чертеж, что был известен мастерам, что точили отдельные детали, например ножки, стойки или детали большого колеса, и видимо массово, а не делал всего одну прялку. В фотографии из Кижей –Предыдущая страница –Наглядно показано, что из примерно 10 прялок 8 –9 соответствовали Одному чертежу, хотя бы по диаметру Большого колеса, Дизайна спиц этого колеса и выточек на ножках. Эти фотографии сделаны не очень качественным фотоаппаратом, но все же детали тут лучше читаются. Дам свои соображения, так как эту прялку я так сказать “ держал в рука”. Может некоторые сведения и пригодятся. Пока не нашел – куда ее запрятал, так что по памяти….

БОЛЬШЛЕ КОЛЕСО.

Некоторое соображение! Я в своих записках как то сообщал, что был на семинаре в Касимове, как резчик. В школе, и в Педагогическом училище как раз мы для знакомства посетили класс, где и занимались будующие трудовики, то есть подростки лет четырнадцати. Там как раз и стояла готовая прялка такого типа, но сделанная как задание студента, но больше интересовала собственно резьба по дереву, и по тому про конструкцию школьной копии той, такой же прялки ничего не скажу. Просто прошел в другую аудиторию, где нас и меня познакомили с резьбой города Касимова. А вот те доски я запомнил  и их НЕКОТОРОЕ отличие НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЛ В СВОИХ досках!! Там на резных досках было очень много вырезов лобзиком, что не Плохо, их множество на некоторых лопастях прялок, смотря по местности, но Касимовские доски имели Очень тонкие Выросты или выступы после Замысловатых вырезов, что легко бы Откололись при падении доски такой на пол, и по тому на Моих досках выступы или Завитки на боках и низу досок имеют Достаточные размеры или не Сильно выступают. Теперь о колесе на этой прялке.

КОЛЕСО.

Тут видно, что оно состоит, но Собрано, но не склеено, его обод из  4 частей окружности. Я считаю, если бы и хотели склеить, то все равно клеевый шов с ТОРЦА был бы не надежен! Да и такое Разборное колесо Легко собрать – вставить спицы, но без шаблона для ступицы и для обода, что б Точно просверлить отверстия для спиц – это колесо не собрать. Ну по аналогии с отверстиями под колки на самодельном грифе гитары. Без простой пластины с 3 отверстиями на 6.5 мм как правило для большинства колков вы Запорете даже Отлично сделанный гриф. Не скажу какого диаметра это Большое колесо, но как вы видели на фотографии с предыдущей страницы – где такие же прялки из Кижей – диаметр большого колеса может отличаться примерно на 10 см. возможно ПО РАЗМЕРУ колеса и шкивов на мотальном узле существовало НЕСКОЛЬКО РАЗМЕРОВ на эти прялки. Хотя в Интернет вы эти размеры в миллиметрах найдете. Моя задача – описать конструктивные особенности – скорее всего Русской прялки, которая была на всей территории России распространена.

МОТАЛЬНЫЙ УЗЕЛ.

Как работает не скажу, но некоторые особенности попробую рассказать. Эта прялка скорее всего где то 19, а скорее всего 20 века – его начала. По узлу этому. Вилка тут имеет явно черты Заводского изготовления. Точно – ее ковал не сельский кузнец. Видимо их делали на каком то заводе, как и кривошип, что на фрагменте Слева внизу!

КРИВОШИП-ИЛИ ШАТУН.

Деталь аналогичная Кривошипо – шатунному узлу в любом двигателе внутреннего Изгорания, как говорил известный шофер в фильме_ Кавказская пленница. Служит для передачи вертикального движения, задаваемого ногой пряхи на Вращательное вращение Больного колеса и всех деталей прялки. Достаточно от Руки дать вращение большому колесу, а дальше все пойдет автоматически, как скажем на велосипеде при езде. Кованый шатун имеет Четырех – игранный клин, что просто Вбивается в ступицу колеса. Кривошип кован из стали и достаточно массивен, что б его можно было вбить молотком если он расшатается или ступица колеса рассохнется. Ось с противоположной стороны так же вбита в ступицу, по этому ступица должна быть достаточно широкой, до 10 см.

СБОРКА.

Эти прялки скорее всего никогда не собирались на клей, что бы, например можно было Подбить большое колесо если оно расходилось и колесо это - просто вставлялось в щель! Никаких подшипников – вилка вращается в прорези в двух брусочках, что вырежет из дощечки хозяин, если мелкие детали потеряются!

УТЕРЯННЫЕ ДЕТАЛИ.

Нет Малых деревянных шкивов на вилке! На большом колесе Две проточки есть для ремней, и должны быть и в малых шкивах проточки под них. Надевались на ось, стальную и Проточенную на токарном станке, для легкого вращения.  Можете сравнить Дизайн – то есть все Выточки – проточки с десятком прялок с предыдущей страницы. Я ничего Существенного  не заметил. А токарь проточки По желанию на стойках мог сделать хоть через сантиметр…
P/s. Очень смутно помню, но кажется я находя на чердаке нашего дома, давно тому как -  среди деталей, таких массивных стоек от Ручного ткацкого станка, на котором можно было спрясть например Дорожки – половики - я находил катушки диаметром примерно в 5 см по щечкам, вероятно эти катушки и надевались на ось вилки, и на  катушки, но меньшего диаметра из березы точеные и наматывалась нитка в механической прялке. Что то похожее на эти шпули выпускалось до 1970 годов – это нитки, намотанные на деревянные шпули. Их точили недалеко от нас - в деревне Лашма.
Корнев. Смелостев. Некрылович.

..И после экскурса в механические прялки, точнее в Одинаковые устройства – попробуем разобраться в Типах, форме и отделке Ручных прялок, то есть в типах резьбы, а это как правило – ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ и в раскраске – если это Частично или Полностью расписная РУЧНАЯ ПРЯЛКА. Тут десятки вариантов по местности их изготовления…

P/s2. Что касается типов Ручных прялок, то я все взял с Интернте, и просто немного от себя добавлю….Отсебятинки, так сказать!