***

Владимир Смелостев
Стр.2. Книга _Русская резьба. РЕЗНАЯ РУЧНАЯ ПРЯЛКА,
Примечание. Это заключительная глава из ранее выложенной книги _КНИГА_РУССКАЯ РЕЗЬБА, на этой странице….
+1_Общий вид сборной прялки.

ПОКА ПРИМЕНЮ ТУ ЖЕ ФОТОГРАФИЮ.

.. и по - рассуждаю, о том, Как Заполнить пространство Элементами.
Каждый резчик, со временем выработает свой стиль, и я взглянув на работы других резчиков, часто отличаю, или Отделяю резчиков по их работам, что они выкладывают в Интернете на соответствующих сайтах. Вернемся к началу…
…………………………………………………………………………………………………………………..
КАК ЗАПОЛНЯЛИ ПОВЕРХНОСТЬ РЕЗНОЙ ВЕЩИ В 12 – 20 ВЕКАХ.

Да, к 12 веку, и напимер, известны несколько лопастей прялок из Новгородских раскопок, что относятся как раз к 12 веку, и Все приемы Создания композиции, или приемы Заполнения поверхности или пространства прялки или резной доски были уже тогда Хорошо известны. А зная Некоторые хитрости в построении можно избежать головоломки при черчеиии. И хоть резьба имеет Два названия Геометрическая и Трехгранновыямчатая – речь идет, ЗНАЙ об одной и той же резьбе. Я специально не Конспектировал вопрос резьбы на прялках по их Распространгению! Повторю – что ЛЕН сажали в России повсеместно и крестьянин на фотографиях начала 20 века в Домотканных портках  как раз носил льняную одежду! Немного по - химичив и покрасив лен мы получили уже в наше время ткань Джинсовку. Насколько мне известно нить из Хлопкак, что поставляли в Царское время из теперешних республик Среднейц Азии не использовался деревенскими пряхами, а, проходя сложные операции с применением шлихтовальных машин прялся холст уже на Ткацких станках. Кстати – стинок, что обслуживала Любовь Орлова, играя ткачиху в фильме 1930 – года – СВЕТЛЫЙ ПУТЬ, это станок, кажется по патенту Нортона, и эти станки поставляли из - за их простоты в Сражающийся Вьетнам! Там были целые фабрики в горах в 1970 годы. Станок этот по своей механике не сложен для ремонта – нет электроники, всего то один электродвигатель его приводит в рабочее состояние,  и довольно прост в управлении. У нас – в городке Спас – Клепикак - ли еще лет 20 назад на них пряли полосатый такой Тик для матрацев, что набивали, тогда – по стариеке Ватой.

И ПО ТЕМЕ _ КАК ЗАПОНЯЕТСЯ ПОВЕРХНОСТЬ РЕЗЬБОЙ?

Ну – рисунок все же на 100% - ЧЕРТИТСЯ, но не рисуется. Те же приемы применяя, что и при построении узора и композиции в целом на Узбекском, к примеру ковре, так я в КНИГЕ _РУССКАЯ РЕЗЬБА, заменив Лиственный орнамент на геометрические элементы распутал рисунок на Ковре. Собственно считается, что все же Геометрическая резьба к 10 – 12 веку пришла в Доссстию из Средней Азии. Там есть Разновидности и геометрической резьбы. По статье из Интернет мне известна Уздекская резьба по дереву, кажется она называется – ИСЛЕМИ?

РАЗНОООБРАЗИЕ В УЗОРЕ НА ПРЯЛКЕ ИСХОДЯ ОТ МЕСТНОСТИ,

Как и по форме доски! Выше я вскользь упомянул, что ручная прялка, то есть без колеса и сооответствующего мотального узла, а просто Копылуха, читай выше или разборная прялка по местности изготовления несколько отличается своей формой, или Обводами, а возможно – это не Стиль, а Причуда Конкретного резчика. Может это еще зависит и от материала, точнее деревьев, что произростают в данной местности. Возможно, Вы не отыщите сразу лопасть прялки – Очень старую, что относится к началу появленя геометрической резьбы  - примерно в 12 веке в Росс ии, то скажу. Если коротко, то чисто внешне прялка может иметь довольно Узкую лопасть  или наоборот лопасть довольно широкая может быть. Кроме того очень старые - так называемые Архаические, то есть резанные в самом начале имели Лопатный вид, то есть Вырубались плечики на них Топором – ручной лобзик все же требует некоторого развитя станочного парка, что б эту вещь изготовить. И именно такая форма и через примерно тысячу лет сохранилась на Типичной разделочной доске. То есть имеет такая доска очень короткую ручку – выступ образованну Тремя полу – радиусами. Рисунок не стану давать, так как такая прялка хотел сказать – доска висит у Вас на кухне сейчас. Примерно к 16 веку с Доступнгостью ручного лобзика и на доске по периметру, конечно на донце и самой лопасти прялки стали появляться Маковки – круглые выступы по верху лопасти прялки – часто по 5 - 8, а так же внизу лопасти – что, естественно, назывались уже – Сережки. Есть такие мои доски, что сделаны, как копия очень старых прялок – с маковками и сережками. Кроме того, у Меня этого нет в этой прялке, но резьба резалась не только на Фронтальной поверхности прялки, но так же на боковых поверхностях, как лопасти, так и донца.. По своему опыту мне известно, а точнее - более Интересный рисунок и после готовая резьба получится на Широкой доске, заготовке. Посмотрите ранее выложенные работы, там я как правило делаю акцент на Ширине доски или лопасти. Повторю, что хоть я и называл свои работы, что представил в книге _ РУССКАЯ РЕЗЬБА – досками резными, НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ТИПИЧНЫЕ ЛОПАСТИ РУЧНЫХ ПРЯЛОК. БЕЗ ДЛИНОЙ РУКОЯТКИ! Ну раз ручная прялка вышла почти полностью из обихода, то собственно Эта прялка единственная, и это очередной проект!
ПОВТРОЮ, если Вас интересует прялка по Местности изготовления поищи это в Интернете – эта тема проработана, и есть там и сортировка ручных прялок, как: из Кижей, из Загорского музея, Каргопольские и прочие.
Ну набери –Краеведческий музей, город сам выбери, ручная прялка, но не Резная доска, так как правило их нет в музеях и разберись в подтипах прялок и возможно поймешь КАКИЕ элементы более применимы тамашними резчиками.
P/s. Как совет! Вскользь я упомянул, что есть в Средней Азии так же резьба  аналогичная нашей, Русской геометрической резьбе! И один такой вариант представлен в картине Верещагина – Двери Тамерлана. Там где два стражника с луками, копьями, мечами охраняют двери своего повелителя. Так вот – ПО ФРИЗУ В ДВА ИЛИ ТРИ РЯДА ИДЕТ ЭЛЕМЕНТ ЕЛОЧКА! Только я Просчитав их размер - ОТДЕЛЬНЫХ треугольников, относительно ладони стражника – понял, что размер отдельного элемента, треугольника Около 5 САНТИМЕТРОВ! Это скорее РЕЗЬБА ПО КАМНЮ! Мы этот рисунок давным – давно расшифровали в кружке резчиков, а я повторил, но вырезав этот узор но уже на Осиновой доске между параллельными линиями, что провел одну от другой в 1 см. я же сделал вывод, что художник Верещагин мог чертить Геометрическую резьбу! Это Косяк двери в моем доме, и ВЫ ВИДЕЛИ ЕЕ ФРАГМЕНТ, КОГДА Я ЧТО ТО ФОТОГРАФИРУЮ НА СТОЛИКЕ, на котором и режу резьбу. Стоя! Найдите эти фрагменты и вы в КАКОЙ ТО МЕРЕ представите резьбу на двери Тамерлана.
То есть по периметру Двери Тамерлана идет – Геометрическая резьба, а внутри, сами створки украшены Лиственным орнаментом, по композиции схожим с рисунком на Уздекском ковре. Это так же широко – то есть резьба родины геометрической резьбы в Интернет широко представлена. Как правило  – это двери, как древние, так и современные. Сам поищи!
P/s. Мое мнение! ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА НЕ КОНТАКТИРУЕТ С ДРУГИМИ ТИПАМИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ. Например, в плоско - выямчатую резьбу с птичками – цветочками Вам не вставить фрагмент с геометрической резьбой. А вот рамочки как для картин, с резной картиной или. Просто для фотографии в центре можно резать с геометрической резьбой. Я пименял как правило прямые полу- розетки, часто проникающие друг в друга.!
Я так часто поступал – резал Геометрическую резьбу на рамочках: как для резных картин, так и просто – для фотографий или рисунков!

Корнев. Смелостев. Некрылович.