Стеклышки из детства. Мороженое и горячий пятак

Кадочникова Татьяна
Мы с Танькой  то дружили, то не дружили. Много было  спорных вопросов. Но  мы  с ней точно  знали, что земля круглая. Спорить об этом было незачем.  Это Пашка все ответы в книжках выискивал. А мы - сами знали.  А чё тут знать-то? Вы на нашей  огромной площади были? Она ж как верхушка яйца, с нее все улицы скатываются в разные стороны.  Улицы длинные-длинные, пока с них придешь на площадь, точно знаешь, что на пригорочек взбираешься.  Площадь всегда чистая, сухая-песчаная. И большая-пребольшая. И в райцентре  такой нету.
 А на площадь нашу как-то приехала машина. Из города, Камень-на-Оби. Привезла мороженое. Мы очень боялись, что мороженое растает. Потому, что со своих длиннющих улиц пока прибежим на площадь!  А кто первый прибежал, тот и первый.  Вы думаете в очередь за мороженым? Нет, в наш магазин. Зачем? А затем, что сначала надо 2 яйца,из гнезда тайком вынутых, сдать, чтоб тебе 14 копеек в магазине дали. Вы что думали, каменская автолавка за яйца мороженое продаст?
 Длиннющая очередь из магазина перемещается  в том же порядке в очередь на площади. Первые счастливчики советуют тетеньке-мороженщице: " Сильно не открывай флягу-то. Вишь, очередь какая, растает ить." Заботились. О нас, с Жопановки. Улица коротенькая, но в самую рощу задом упиралась. Мы  никогда первыми ни в какой очереди не были.
И все время, пока стояли в очереди, наблюдали за  руками продавщицы. Брала в руки вафельный стаканчик ( первым доставались!) или бумажные картонные, и - кругляши   мороженого в них!  Каждый кругляш всей очередью мысленно слизывался  и слизывался...
В этот день  в клубе были свободные скамейки и стулья.  Вообще-то мы каждый день в клуб бегали. Все по той же процедуре: сначала очередь в магазин ( с яйцом или стеклянной бутылкой), а потом с пятаком к дядь Ване из кинобудки. Когда привозили  мороженое, хорошо поливались лунки помидор и огурцов. Торопиться некуда. В кино уже идти не придется.Денег ни у кого не было.  Во второй раз в гнездо не полезешь. Мать, приехав с поля, уже собрала яйца в сито и, опуская по одному в широкий горшок, разговаривает   с сестрой: " Арин, ты надысь в сельпо не была? Говорят  шибко баской сатин за яйца продавали. Много токо надо." И запирала  сундук.
А в книжке, которую я  читала перед сном,  у людей  шла другая жизнь. Они между делом ели пирожные и  вафли, разворачивали шуршащие шоколадки. И никто не стоял в очереди с зажатыми бережно яйцами или стеклянной бутылкой. Но это же в книжке.