По конкурсу Поздравлений, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/03/16/4524  - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/05/17/7766  - Итоги конкурса

(все стихи в данной статье даны без указания имен авторов, названия стихов изменены, они только поясняют, кому или чему посвящено стихотворение)
 
В кои-то веки я организовала для вас незатейливый  конкурс Поздравлений, жанр произведений которого я воспринимаю с некоторой долей скептицизма и иронии - а стихи ли это?  Между тем,  именно этот  жанр не только распространен, но и весьма полезен в жизни обыденной, той, что  далека от высоких литературных сфер:  умение писать поздравления в стихах -  оперативно  и по любому поводу -  более всего делает нас "широко  известными  в узком кругу "  авторами ! ))).
 
Скажу честно: я на этом жанре не только  "съела собаку", но и пресытилась им:   я возненавидела жанр "поздравляжа", как свалившуюся на меня  повинность и как насмешку судьбы. Дело в том, что  стихи я пишу с детства, понимая под ними  исключительно хорошую, искреннюю  лирику, а не просто умение срифмовать строки (что в общем-то посильно  почти каждому!), но во всех своих учебных, рабочих и дружеских коллективах я оказывалась известной не как лирик, а как полезный обществу сочинитель. И все это -  благодаря моему веселому "поздравляжу" и глупой безотказности в написании текстов для коллективных мероприятий   или   для заполнения поздравительных  адресов  почетным Юбилярам -   "полезным" для предприятия , но лично мне чаще всего не знакомым.  Иногда такие "нужные" юбиляры были плохо известны  не только мне,  но и моим заказчикам стихов: я с трудом выуживала из них  живую информацию о  персонаже,  чтобы хоть как-то разбавить общие слова  пожеланий индивидуальными чертами поздравляемого...

В наше время с поздравлениями  стало проще: в продаже появились уже заполненные стихами поздравительные открытки по любому поводу,  индивидуальные стихи  стали редкостью и излишеством,  что  облегчило жизнь  поздравляющим, но не радует  поздравляемых. Кто же читает эти типографские заготовки? Где их (и ради чего? ) хранить? Разве что передарить кому-нибудь.... М-да...

Сколько я за свою жизнь понаписала всякого разного и в разных коллективах - сейчас уже и не вспомнить, но моим друзьям эти рифмованные послания нравились и ими помнились.   Мою  лирику читали единицы самых близких, тогда как  "рифмоплетский поздравляж"  долгие годы  оставался обидно  востребован и начальством, и коллегами, и друзьями, и даже разными знакомыми моих знакомых... 

Ныне  написанием стихов к дате я больше не балуюсь: как ни старайся, а поздравление в стихах  - это то, что хорошо работает на этикет, но совсем не равноценно искренним, пусть и не столь красивым пожеланиям, написанным  простыми словами и в прозе, особенно если они не отпечатаны, а написаны от руки!

Тем не менее, конкурс Поздравлений я для нашей ТМ организовала, стихов на него было подано много и разных, и  в основном,  интересных, поэтому давайте обсудим на конкретных примерах и  этот жанр: особенности его исполнения, удачные решения  авторов и типичные ошибки содержания стихов. Подчеркиваю - именно содержания, а не техники письма: о технических  ошибках мы говорим почти в каждом разборе конкурса, а вот о том, что уместно сделать содержанием задуманных стихов, а что - нет, почти никогда!

Низменный жанр? Пожалуй. Ну и что? В конце концов, если ты назвался груздем, то и полезай в кузов! Настоящий поэт должен быть мастером любого жанра и любого стиля - и высокого, и низкого, и любимого, и ненавидимого. Уметь писать качественно и профессионально нужно ВСЯКОЕ, а далее, не ломая себя, писать те стихи и в таких жанрах, которые вам нравятся и к каковым влечёт вас ваше сердце!

Итак, в пакете принятых работ мною было рассмотрено 70 стихотворений. Из них члены жюри отобрали в свои шорт-листы  (номинировали) больше половины - 39 стихотворений. Как видите, разброс мнений команды из 8-и членов жюри оказался  чрезвычайно велик. Велико было и разнообразие типов представленных стихов, не все из которых в полной мере можно считать поздравлениями. Вот например, несколько стихов-посвящений, в которых мы находим чувства и мысли  автора о всяком-разном, но почти ничего о том, что автор желает другому и с чем его поздравляет.

№1. Ей.

Ароматом какао с корицей дышал уют.
С атмосферой морозной внезапно вошла она:
Научилась – в романах целуются и поют,
Веселилась – картинно портьеры сорвав с окна.

Пошуршала страницами полураскрытых книг,
Оставляя небрежно закладки своих духов.
Разрумянилась – чувства её не нашли улик
В экстрасистолах сердцебиений моих стихов.

Телевизор включила – куранты двенадцать бьют.
Ананасом в шампанском разбавила первый снег.
Наслаждалась уютом, попутно даря уют.
Раздевалась, балетной походкой идя ко мне...

№2 .   А. и В. Ланиным

Когда рассветет, волхованье достигнет вершин,
Магической силы и яркости белого света.
За краешком солнца спускается с горных долин
Небесная Дева, в прозрачные ветры одета.

Прости меня, солнце, что снова взываю к тебе,
Прости меня Дева, но путь прорицателя труден.
Дай силы помочь состояться обычной судьбе,
Средь столь необычных, тяжелых и взвихренных буден.

Прими эти руки, привыкшие с детства к труду,
Прими эти души, скрепленные кодексом чести.
Едва поднимаясь, все наши дороги ведут
На небо к Тебе, так пускай они шествуют вместе.

Все выше огонь! Все сильнее огонь на ветру!
Протянуты ближе, озябшие за ночь ладони.
Серебряный соболь приходит сюда поутру,
И камень в реке, уносящей мгновенья, не тонет.

Я верю в любовь. Укрепи мою веру, земля!
Как зорки глаза, на бескрайних равнинах великих.
Бессмертье тому, кто опять засевает поля,
И снова растит необузданных, страстных и диких.

В час добрый. Пора. Время первые делать шаги.
Пускай этот путь продолжается долгие годы.
Ваш дом обойдут неудачи, болезни, враги,
Коль станут защитой зеленые руки природы.

В стихах №2 автор рассуждает о своем. И только последняя их строфа имеет отношение к пожеланиям другому. Стихи №1 и №2 - отличные посвящения, но не поздравления.

У стихов-посвящений совсем другой стиль речи. По сути они лирический  монолог поэта, в содержание которого либо вплетается чье-то имя (адресата стихов) либо над стихами стоит строка посвящения.

Все стихи, принятые на конкурс, я бы  условно разбила на две группы.

1. Стихи описывающие поздравляемого и отношение к нему автора.

2. Стихи о самом поздравляющем -  показ поздравляемому собственной способности вязать слова интересным образом. А иногда и не предназначенные для вручения их другому.  Примеры тех и других я покажу далее. 

Чем больше в стихах того, что относится к персонажу стихов и меньше внимания к своему авторскому Я, тем это поздравление  лучше.

Чем больше в поздравительных стихах простоты, искренности, душевного тепла  и желания сделать приятное поздравляемому, а не просто произвести эффект своими  умениями  сложно  рифмовать, тем стихи лучше.

Еще один способ деления стихов:

1. Парадные стихи - те что публично читаются перед коллективом или от лица коллектива вручаются важной персоне.

2. Интимные стихи  - предназначенные для вручения одному человеку, как правило, хорошо нам знакомому.

Пишутся эти стихи совершенно по разному.

ПАРАДНЫЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ

В парадных стихах вряд ли стоит упоминать какие-то домашние проблемы или радости, уместнее рассказать про успехи жизненного пути, сделанные работы, отметить какие-то положительные качества человека. Но самое главное,  стихи не должны быть скучным и предсказуемым перечнем всего хорошего и набором стандартных пожеланий, подходящим любому человеку. Важно найти в человеке то, что сделает его узнаваемым, его индивидуальные черты или конкретные свершения - чтобы поздравляемый  узнал в стихах себя (хотя по названиям выполненных работ или по городам, где он трудился!) Стихи не должны выглядеть списанной откуда-то  чужой заготовкой  на все случаи жизни.

Несколько примеров из пакета конкурсных стихов:

№3. "Волгоградской правде" к 100-летию.

Лист газеты почти невесом:
Звякну мелочью в пасти киоска – 
И при утреннем свете косом
Пробегу по пятнистым полоскам.

И сомну – что газеты беречь?
Вон их тьма, друг на друга похожих…
Но одна, и о ней моя речь,
Чьи слова – будто впитаны кожей.

Память генов мне шепчет сквозь гам,
Как, пройдя через все передряги,
Мы учились читать по слогам
Самокруточной серой бумаги...

Велика эта тяжесть листов,
Не подкупишь их, как ни сули ты.
Знаешь, литеры старых шрифтов
Из свинца, словно пули, отлиты.

И пускай современен фасон,
Здесь история: плачи и песни.
И пускай будет лист невесом,
Были б строчки на нем полновесны.

Хотя дата, послужившая поводом к написанию, юбилейная,  в стихах не поздравление (что было бы вполне логично), а  рассказ о пути газеты, стихи-посвящение ей. Но поскольку персонаж стихотворения не человек, а организация, то это посвящение вместо поздравительного текста вполне  уместно.

№4.  Руководителю творческого объединения

Ты из тех, кто живёт на Земле для других,
Кто в движении к избранной цели,
Невзирая на трудности, делал шаги,
Чтоб другие их сделать сумели.

Ты из тех, для кого лишь единство – залог
Сохранения добрых традиций,
Чтобы тот, кто успешен,   другому помог
На примере своём проявиться.

Ты из тех, кто работать по жизни привык,
Не пускаясь в никчёмные споры,
Кто хранит, совершенствуя, русский язык,
Не приемлет раскол и раздоры.

Ты из тех, кто и в жизни во всём преуспел –
И в науке, и в творчестве дока,
Кто потомкам своим создавая задел,
Ни за что не допустит упрёков.

Ты из тех, кто в стремленьи помочь молодым
Стать прозаиком или поэтом,
Их растит и лелеет, как древо плоды,
Ничего не желая за это.

Пусть всемерно растёт, расширяется Фонд,
Возглавляемый, друг мой, тобою,
Пусть известным поэтам на смену идёт
Молодёжь и не знает покоя.

Я желаю, мой друг, в этот твой юбилей
Новых встреч, новых лиц и успеха,
Процветания Фонда и новых идей –
Возраст твой для побед не помеха!

Мне кажется, это очень удачное и уместное парадное поздравление руководителю творческого объединения, где нет ничего личного, но идет рассказ о конкретных достижениях юбиляра и его личных качествах, есть добрые пожелания. Такие стихи будут приятны человеку  и не произведут впечатления  списанной  заготовки с общими словами. 

№5.  Юбиляру,  шефу ОБ банка

Причина весома писать на износ,
Пожертвовав личным досугом!
Как, - задал себе самому я вопрос, -
Поздравить с "Полтинником" друга?

Вернее, о чём рассказать мне в стихах?
Но, в миг, словно был расколдован -
Я вдруг обнаружил, что часто в делах
Похож на своих земляков он.

С Ильюшиным можно пространства пронзать,
Взлетев над закатом пунцовым!
Чтоб чувства любимой в стихах описать-
Дар Батюшкова и Рубцова!

Кто жаждой скитаний сумел заразить
По странам досель не знакомым
И север с востоком заставил любить?
Конечно Хабаров с Дежнёвым!

Как Конев в войну крепко Родину сжал,
Так банк под прикрытьем "отцовским"!...
Следить вологжанам, чтоб он не сбежал
В Москву, как "сбежал" Гиляровский!

Ну, а, Верещагин как?- спросите вы.
Отвечу без всякой сатиры:
Олег целый год, не подняв головы,
Был занят дизайном квартиры.

А ныне стремится быть в форме Олег;
Пусть лавры пока и не свиты,
Наследник Гуляева начал забег!
Дрожите, спортсменов элиты!

Никто не поспорит - талантлив Олег!
Ясна мне таланта основа.
Звезда его ярко, средь "альф" и "омег",
Сиять будет снова и снова!

Стихи заявлены как стихи "другу", но по содержанию они лишены  индивидуального портрета юбиляра - в них больше говорится о его свершениях и его способностях, которые оригинально поданы  через сравнение с известными историческими лицами. Использована специальная форма, которая и украшает стихи и этим заменяет отсутствие в них индивидуального портрета (видимо, стихи были написаны для публичного прочтения).   

Итак, ценность любых стихов-поздравлений в отражении в них индивидуальности поздравляемого и в минимальности количества общих фраз. Когда (а так часто бывает в парадных стихах) мы совсем ничего индивидуального не можем поведать о юбиляре, нас спасают акростихи: зашифруйте в тексте его имя и фамилию, и даже банальное содержание сделает стихи индивидуальными - станут интересны поздравляемому.

Вообще-то любые фигурные и игровые стихи (всяческие акро и мезостихи) - это почти всегда  убийцы содержания. В угоду использованию  нужной буквы в нужном месте, автор начинает то строить фразы неестественным образом, то портит гармонию структуры строфы, то меняет ритм. И почти не думает о содержании - содержание стихов прогибается под форму, становится либо пустым, либо... странным. Поэтому форма акростиха в поздравительных стихах хороша только тогда, когда нам совсем нечего сказать об индивидуальности  поздравляемого, в остальных случаях такие стихи в больше радуют автора, чем поздравляемого.

В пакете было много акростихов, покажу некоторые из них:

№6. С Днём Святого Валентина - мезостих

яСно одно мне в изменчивом мире:

сДелать я всё для тебя лишь готов!
сНы воплотим мы в любовном эфире,
лЁд растопив среди вечных снегов.
сМех ты подаришь мне свой и улыбку,

иСкренней радости станем полны!
сВив наше гнёздышко в обществе зыбком,
рЯдом друг с другом дождёмся весны.
сТуком сердец бесконечно влюблённых
сОн мы прогоним из сонных квартир!
уГоль желаний зажжём окрылённых,
тОлько с тобой покорив целый мир.

сВет ты мне даришь любви бесконечной,
рАдостно просто быть рядом с тобой!
пЛен твоих ласк для меня безупречный,
вЕчно продлится такая любовь!
сНова и снова хочу признаваться:
сТрасть лишь к тебе поглотила меня!
чИстой любовью хочу наслаждаться,
аНгельской нежностью вновь согреваться
лАсковым утром грядущего дня!

Достоинство этих мезостихов в том, что вписанная фраза здесь не разрушила форму строфы, не стала причиной сбивки ритма или странных конструкций предложений - содержание  легло "гладко" в заданные правила. Недостаток - слишком много общих слов ни о чем, которые можно отнести почти к любому человеку. Я не увидела здесь ни индивидуального портрета, ни теплоты личного отношения. Но, с учетом того, что стихи - "валентинка" (одна из множества других, рассылаемых в этот праздник  для других лиц) бОльшего от них и не требуется!
 
№7. С Юбилеем! Акростих.

О   н много видел, многое прощал,
Л   атая горе, наживал морщины,
Е   му простор покоя слишком мал,
Г   де груз проблем - там сильные мужчины!..

В   ернуло время радугу побед
И   повторяя заповеди Бога,
Т   аким, как он, шагать своей дорогой...
А   как иначе? В стыни новых лет
Л   егко не будет!.. Свет наполнен тьмою и
Ь   - мягкий знак потерь теперь со мною -
Е   сть верный друг в краю хантыйских льдов!
В   таких, как он есть то, чем Русь богата
И   этот тост я подниму, ребята,
Ч   тоб был здоров и крепок КАДЫКОВ!!!

Достоинство стихов - индивидуальность, переданная через зашифрованное в них имя,  отчество и явно указанную  фамилию, ловко уложенную в рифму. Все прочее - красиво, но общо - такое могло бы подойти и не только "Кадыкову". Но для парадных стихов  этого более, чем достаточно.

№8 . В день 77-летия. Акростих.
 
К*ак же тут не будешь верить в чудеса?
О*т каких-то поэтических богов
Н*ад планетой, сотрясая небеса,
С*  поздравлением промчал кусок миров,
Т*ех таинственных неведомых планет -
А*стероидами мы их нарекли -
Н*а которых (это знает лишь Поэт)
Т*ихо Музы отдыхают от Земли.
И*  сегодня для тебя лишь их дары:
Н*астроенье, вдохновенье и любовь,
К*олдовские две семёрки для игры
"О*бмани года". Я вижу - вздёрнул бровь
В*  удивлении: не знаю, мол, такой...
А*х, всё просто - к отраженью в зеркалах
Л*ёгким шагом подойди, взмахни рукой:
"Ё*лки-палки, я и вправду - молодой!" -
В*от и дашь обратный ход своим годам.

С учетом возраста персонажа, стихи скорее всего были задуманы не для публичного их прочтения, но написаны они как парадные - через игровую форму.  Индивидуальность достигнута  шифровкой имени и фамилии.  Остальное содержание небанальное, полное ярких поэтических образов, где почти ничего личного, что  немного грустно, если стихи писались от близких.  Что здесь мне понравилось - так это бережное, деликатное отношение к возрасту: не акцентирование солидной даты (как это часто бывает), а веселое и доброе ее обыгрывание: " Л*ёгким шагом подойди, взмахни рукой:"Ё*лки-палки, я и вправду - молодой!" -В*от и дашь обратный ход своим годам" !!! Мне кажется, такие стихи были приятны имениннику!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/05/19/4728