В поисках поэтических приключений

Владимир Прокофьев 65
(В Лысьву на автомобиле)

Почему Лысьва, почему конкурс имени П. Шестакова? Первоначально потому что в 2016 году выиграл спец. приз жюри в старшей возрастной категории и вышел в финал конкурса в 2017 г. Вторично – потому что приезжать летом на «Парнасские забавы», в п. Кын, бросая в посёлке автомобиль и добираясь джипом до лагеря или моторкой по реке, ночевать в палатке за пределами основной поляны и варить кашу в котелке слишком экстремально для нашей стариковско-хипстерской психики. Третья причина: посмотреть на коллектив любителей поэзии, добровольно и бесплатно взявших на себя титанический труд прочтения сотен текстов со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья и ежегодно повторяющих этот подвиг. И ведь действительно читают, оценивают и отмечают понравившихся авторов. В отличии, например, от редактора одного уфимского журнала, гордо публично заявляющего о том, что у него в редакционной почте около 800 произведений лежит непрочитанных и читать он эти опусы ни в коем разе не намерен. А ведь этому, с позволения сказать, деятелю культуры, какая-никакая зарплата платится, как и штату его сотрудников, пусть и микроскопическому. Есть, как выяснилось при просмотре телерепортажа о подведении итогов конкурса 2016 года, и в Лысьве не менее откровенные оригиналы: одна из членов жюри ратовала за вручение спец. призов жюри исключительно местным поэтам, мотивируя это желанием видеть победителей на церемонии награждения. К счастью не все разделили её мнение, порукой чему явилось награждение призами ряда иногородних участников. Замыкаться «в себе» контрпродуктивно, будь то пресловутая провинциально-столичная концепция «уфацентризма» или любая другая выдумка местнической психологии.
Дороги Башкирии и Пермского края в целом порадовали. Никакого сравнения с городскими колеями, ямами и колдобинами. Два особо проблемных участка сосредоточились: а) на границе между Башкирией и Пермским краем, длиною буквально около ста метров (!) и б) перед самим городом Лысьва (несколько километров). Даже места ремонта легко преодолевались, разве что иногда редкий «ямочный» ремонт заставлял закладывать лихие виражи между подготовленными к заливке асфальтом квадратными ямами. Заправлялся на «Башнефти» и «Лукойле», боясь за нежный мотор четырёхколесного друга, требующий, согласно инструкции, неразбодяженного «95-го». В связи с малоопытностью водителя и длительностью (около 10 часов) пути от Уфы до Лысьвы, переночевали в г. Чернушка, в интересном месте, которое я назвал бы не гостиницей, а постоялым двором. т.к. основными его преимуществами были близость к трассе, закрытый двор для парковки и адекватное соотношение цена/качество услуг. На следующий день, по дороге, остановились в г. Кунгур: посмотреть красивые городские виды, пообедать в некогда очень понравившейся столовой и просто передохнуть. На обратном пути посетили знаменитую кунгурскую ледяную пещеру. Тоже себе так адекватное зрелище, разве что зря выбрали «с элементами экстрима»: вышли из пещеры слегка забрызганные глиной дальних дорожек, можно было ограничится менее продолжительной обзорной экскурсией, без лазерного шоу.
В Лысьве устроились замечательно: рекомендации предыдущих посетителей апартаментов (в обычной пятиэтажке) не обманули: чисто, красиво, тихо, множество технических бытовых приборов. Просто уезжать оттуда не хотелось.
И, наконец, сама церемония награждения победителей. Культурно-деловой центр, в интернет-картах именуемый по старинке «ДК Привод», заинтересовал архитектурой приблизительно 40-50-х годов, хотя остеклённая лестница явно намекала на родство проектов с гораздо более поздним «ДК Машиностроителей» в уфимской Черниковке, и космическими сюжетами цветового оформления на фасаде. С расписанием мероприятия мы немного напутали: не поняли что мастер-класс по художественному чтению и обсуждение места г-жи В. Полозковой в авангарде/андеграунде современной поэзии, будут происходить одновременно, в разных помещениях. Поэтому смогли посетить только мастер-класс. Красиво и профессионально читала заслуженная артистка РФ
Галина Дубровина
стихи самодеятельных авторов, учила нас художественному чтению, искусству смены ритма и пауз. Жаль, что ограниченное время и вынужденно длинный мой рассказ о непростой уфимской околопоэтической жизни, не дал возможности поспорить с этим уважаемым профессионалом. На мой вкус авторское и актёрское чтение стихов и рядом никогда не стояли. Нет, для общего развития и подъёма уровня культуры необходимо знать актёрскую «кухню», чтобы понимать зачем именно в тот или иной момент актёр переходит на медленный шёпот или оглушительный ор, но однообразная, пусть и выверенная и красивая и чётко артикулированная манера чтения профессионалов убивает всё авторское, лично – эмоциональное. Чтение хорошо поставленным голосом произведений хоть Г. Державина, хоть вышеупомянутой В. Полозковой, становится практически неотличимым на слух. Как мне кажется, в авторском публичном чтении главное: читать громко, правильно выговаривая слова. Тембр, темп чтенияи т.д. и т.п. должны быть (если автор кому-нибудь что-то и должен) такими, какими они пришли к автору во время написания произведения. Отсюда и паузы и ускорения/замедления, всё будет индивидуально. Вспомнилась байка уфимского барда о том, как по неопытности он учил писать стихи кого-то из своих учеников, ставя того в жёстко определённые рамки. Через некоторое время стихи ученика стали всё более нравится мэтру и всё более походить на его собственные стихи. Только тут учитель опомнился и отпустил ученика творить в своём собственном, ему присущем, стиле. Аналогия с обучением профессиональному чтению самодеятельных поэтов по-моему проглядывается. Зачем нам толпы поэтов, одинаково выразительно читающих свои, такие разные стихи?
По окончанию мастер-класса началась церемония награждения. Очень понравилась вся литературно-художественно-танцевальная композиция. Закрадывалась мысль о том, что танцевальная её часть могла быть подготовлена к Дню победы, но, даже если это и так, в конкурсе имени поэта-фронтовика композиция всё равно смотрелась очень гармонично. К месту был экскурс в историю города и градообразующего завода, с интересом мы познакомились с выдающимися людьми города. Находкой, как я позднее понял, используемой не первый год, стало чтение стихов победителей конкурса учащимися и преподавателями студии художественного слова (вот тут оно, это профессиональное чтение, оказалось к месту). Танцевальная часть композиции поразила мастерством как исполнителей, так и постановщиков номеров. В месте налёта «тёмных сил» на малолетних ребятишек, чуть не расплакался. Остановила меня вовремя введенная авторами толика религиозного опиума в виде молитвы всем миром Богородице. Модный, конечно, тренд, но таких «прожжённых» атеистов, как я, отрезвляет и приземляет моментально. Порадовали вокалисты: как певшие соло, так и дуэты, трио и т.п. Очень приятные голоса, интересные тексты и оформление номеров. Само награждение порадовало меньше, еле дождался объявления победителей в своей возрастной категории, ведь была она в самом конце вечера, да и не выиграл на этот раз ничего, что печально, но не смертельно: нет пределу совершенству.
В целом – завидую такой организации церемонии. Регулярно бывая на уфимских конкурсах, могу констатировать что не дотягивают они по своей полифоничности, богатству, я бы даже сказал торжеству разнообразных ответвлений культурного дерева, представленного на них, до Лысьвы. Казалось бы, как можно сравнивать – столицу республики и небольшой город. Вынужден признать: нельзя, по организации конкурса, вложенным усилиям, уровню взаимодействия с администрацией и спонсорами, по размаху, Уфа вчистую проигрывает в этом сравнении. Ещё одно отступление: один из уфимских конкурсов практически призывал не приходить на него участников и зрителей, в связи с небольшим количеством мест в анти-кафе, где проводился конкурс. Организаторы лысьвенского конкурса сетовали, что не смогли заполнить тот огромный зал, в котором проходила церемония. Получилась прям какая-то аллегория: конкурсу имени П. Шестакова есть куда расти, уфимской же поэзии тесно в навязанных ей искусственно рамках.
Остались, на память от поездки, компактный и красиво напечатанный сборник победителей и финалистов 2016 г и тёплое чувство: там, в уральских горах, живёт и работает город настоящих любителей поэтического слова.
22.05.17