ИДЕЛ

Сак Тан
КАЗАНЬ. КАЗИНФОРМ - Казахский и татарский народы имеют очень тесную культурно-историческую связь. Раньше казахи и татары были одним народом, которых связывала тюркская общность.

Таким мнением с собственным корреспондентом МИА «Казинформ» поделился председатель Алматинского татарского культурного центра (1989г.), основатель/президент Ассоциации татарских и татаро-башкирских общественных и культурных центров Казахстана «Идел» (1990 г.), член исполкома Всемирного конгресса татар, заместитель председателя Совета Аксакалов татарского народа, член Совета Ассамблеи народа Казахстана (1995г.), экс-депутат Мажилиса Парламента РК третьего созыва, полномочный представитель Республики Татарстан в Республике Казахстан, доктор медицинских наук (1971г.), профессор (1973г.), академик Международной академии информатизации (1993г.) Мурат Абдулхаевич Каримов.

«Во времена Золотой Орды и даже позднее понятие национальности казахи и татары не было. В те времена все были тюрками, у всех был единый язык.

К примеру, известный всему казахскому народу Асан-кайгы (конец XIV века) родился в Булгаре (город Волжско-Камской Булгарии, около современного города Болгар в Татарстане, позднее - один из крупнейших городов Булгарского улуса Золотой Орды), учился в Казани. Это указано в казахской энциклопедии. Татары называют его Хасан-кайгы. Асан-кайгы был советником Улы-Мухаммеда (основатель Казанского ханства, основоположник Касымовского ханства).

Его мать, Сабира, была младшей сестрой Улы-Мухаммеда. Поэтому я считаю, что Асан-кайгы был представителем торе», - отметил М.Каримов.


«У казахов есть поэма и эпос про Шора батыра, татарам он известен как Чора батыр. Я исследовал и убедился, что эта поэма имеет отношение, как к казахам, так и татарам. Шора батыр являлся сыном Нарыка (жившего в I половине XVI в.), который, в свою очередь, принадлежал к младшему жузу из семи казахских родов и был князем.


В одном из поединков Шора одолел сына крымского хана и его отец Нарык, опасаясь мести, принимает решение отправить его на территорию нынешнего Татарстана, который входил в состав Казахского ханства. Перед отъездом он сделал наказ своему сыну спросить разрешения и проститься со своей матерью, которая, как приводиться в первоисточниках, качала его в подвесной колыбели (бесік). Я сразу отметил для себя, что подвесной бесік был только у татар. У казахов был простой бесік. Исходя из этого, я сделал вывод, что мать Шора батыра была татаркой. Но, в то время, я повторяю, казахи и татары были единым народом, потомками Жошы хана, границ не было», - добавил он.

В качестве примера историк привел тот факт, что на территории современного Татарстана имеются аулы и поселения, носящие имена казахских батыров и родов.

«Казахский историк Клышбаев, писал, что у Шора батыра были два младших брата. Я начал проводить исследования и искать о них сведения. Так вот, у Шора батыра были два младших брата - Ислам и Алькей. В Татарстане я нашел два аула, которые носят название Алькей, два аула, которые именуются Чурай и Чуракай. Также я нашел два аула, которые называются Адай», - сообщил М.Каримов.