Хруст и продолжение необъявленной войны

Тэхон
Иллюстрация : какая-то осенняя итоговая проверка, представляю группу прапорщиков, будучи, заместителем начальника ТЭЧ АП.

Войны бывают разными, в том числе и необъявленными.
 
Начало не совсем простых отношений с командиром полка  было описано здесь http://www.stihi.ru/2012/06/01/7513, в рассказе под названием «Компромисс». О том, что происходило дальше, ещё поведаю вам. Было…

Летний лётный день, первая смена подходит к своему логическому концу, личный состав второй смены уже подтягивается на старт, готовится к построению и пересмене.
Там же почти все инженеры полка, которые остались на основном аэродроме. Остальные занимаются теми же вопросами, но на лагерном.
Отказов, - хватает. «Скворечник», он же КП инженера, бурлит, как муравейник.
Каждый занят своим делом.

Только совершил посадку один из многочисленных бортов, расположившихся на старте. Крайний вылет в смене, выполняется послеполётная подготовка для пересдачи самолёта его напарнику, который будет обслуживать пару во второй смене данного лётного дня.
Вызывают к нему, что-то техник самолёта выявил. Подхожу.
Представляется и предлагает пройти к горизонтальному оперению.
- Скрип… то ли от подшипников руля высоты, то ли от триммеров, - докладывает он.
В ходе манипуляций с рулём высоты, которые он осуществляет из кабины,  определяю, наличие хруста в подшипнике триммера руля высоты на левой его половине.

Мимо проходит командир полка, приветствуем его.
Он сегодня разведчик погоды второй смены :
- И чем тут технари занимаются ?
- Выявлен дефект в пересмену, хруст подшипника триммера левой половины руля высоты. Ходатайствую, за проявленную бдительность объявить прапорщику Н благодарность.
- Это потом будет, а сейчас оформляйте предпосылку к лётному происшествию. Задача ясна ?
Командир следует к борту, который полетит на разведку погоды.

Направляюсь на КПИ.
Сам шеф там, наш заместитель командира по ИАС.
- Предпосылка будет. Данные по борту дайте.
Рассказываю шефу о произошедшем на старте.
- Борт во вторую смену пока не планируем, оформляй предпосылку, сядет, - попробую отбить. Пойдёшь в отдел, сиди на телефоне, прозвоню результаты переговоров с ним.
- Не в духе он что-то… Пошёл.

В секретке беру бланки телеграмм. Сажусь за свой стол и прикидываю, что писать в такой ситуации. А она – явно не фонтан.
Дефект выявлен на земле техником самолёта, он всё правильно сделал. Комполка мог бы и не давать её, на безопасность полётов данный случай никак не влияет, своевременно выявили.
Условия хранения самолётов «О», т.е. стоят на открытом воздухе круглый год. Мало ли что произойти может ?
На зло, что ли, делает ?
Или мстит за тот двигатель ?
Не в духе сегодня ?
Да ладно, напишем, в первый раз, что ли ?

Раздумья прерывает звонок :
- Оформляй ! Не удалось переубедить.
Пишу телеграмму :
Дата. При проведении послеполётной подготовки самолёта на земле, бортовой номер…, заводской номер…, по окончании первой смены полётов, техником самолёта прапорщиком Н, выявлен хруст подшипника триммера левой половины руля высоты.
Командиром полка, полковником П, дана предпосылка к лётному происшествию, во время  выявления данной неисправности на земле, при следовании его к самолёту, разведчику погоды.
Далее данные по самолёту и двигателю, налёт и т.д.
Воинское звание, ФИО заместителя командира по инженерно-авиационной части.

На стене висит огромнейшая «портянка», склеенная из множества листов формата 24 (это по тогдашней стандарту СССР, сейчас это А1), под названием «Учёт предпосылок к лётным происшествиям».
Записываю туда данные нелепой сегодняшней предпосылки и закрашиваю вновь появившуюся строку красным карандашом.
Красный цвет – это предпосылки по специальности СД, самолёт – двигатель. Наш цвет.
Захожу на узел связи для отправки телеграммы по адресатам и направляюсь в ТЭЧ, самолёт уже там.

Выясняется, что данных подшипников на складе АТИ нет, сдирать с донора не имеет смысла.
Самолёт поставим по простою из-за отсутствия оного. Ждём-с-с-с.

- Ты что там написал ? Училищные инженеры негодуют ! – это уже мне по телефону.
- А что случилось ? Написал, как было. На  земле отказы выявляются и, если по каждому предпосылки давать, то лучше, - не летать. Вон их сколько на полётах проявляется, а если ещё туда и те, что на земле выявили ? Нелепый случай, из ряда вон, выходящий. Мог бы не давать. Не нам судить. Решил, так решил. Дал, так дал.
 
Приказы исполнять нужно, даже, если они глупыми бывают или противоречат здравому смыслу, как сегодня получилось.

Инженеры округа нагоняй дали училищным, мол, что за бардак такой : самолёт на земле стоял с выключенным двигателем и, на те, вам !
- Вопросы не ко мне. Пусть с командиром беседы задушевные проводят. Задачу получил, оформить ? Оформил ! Телеграмму об обстоятельствах дать ? Дал ! Что не так ?

Конец месяца, в полку подведение итогов. Личный состав полка собран в клубе части.
Докладывает положение дел за прошедший месяц командир.
- Инженеры никак не могут ввести самолёт в строй, причина банальна, подшипник им нужен. В выходные дни съездим на рынок, я там вам куплю нужный от «Жигулей ! 
- Что скажете, зам по ИАС ? – с трибуны.
- Не положено, товарищ полковник ! Подшипник не со склада АТИ. Случись что, не отвертимся. Оборудование, не прошедшее через склад АТИ, ставить на самолёты категорически запрещается.
- И с «Жигулей» тоже ?
- Не положено.

После подведения итогов идём в штаб.
Нас обгоняет докладчик :
- Не положено ! Ищите ! Самолёты должны летать.
Зам по ИАС сквозь зубы ему во след :
- Нечего было предпосылку давать. Тем более на земле выявлено. Все получили. Пусть стоит. Пришлют, - поставим.

Самолёт два месяца стоял по простою и не летал.

Подшипник был привезен из авиаремонтного предприятия, где ремонтировали наши лайнеры, через наши контакты с «заводчаками».

Командир прапорщика не отметил, за проявленную бдительность.

Благодарность ему объявил зам по ИАС.

«25» мая 2017 года