По конкурсу Несчастья, чтобы, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2017/02/28/2399 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/05/22/7983 - Итоги конкурса

Продолжаю разбор конкурсных произведений. Начало см. http://www.stihi.ru/2017/05/25/7057

**********************************************
№13. Мы о золото пачкаем душу. Евгений Ермолин 

Замечал иногда в переходе
Шевеленье нечётких теней,
Проходя, думал: мало ли бродит
Здесь помятых немытых людей.

Но однажды мой глаз зацепился
За нестройные эти ряды:
Перед каждым зияли копилки –
Беспристрастные знаки беды:

Видим – это консервная банка,
Это – блюдце с зелёной каймой,
Там кулёчек из старой портянки,
Дальше – рюмка на ножке хромой.

Достаю из кармана монеты.
Положил. Из стаканчика: донн-н-н.
Мне отпущен был, батюшки-светы,
Благодарный, чуть видный, поклон.

На устах в бороде прозвучало
Хрипловато: "Храни вас Господь."
Я такого не слышал с начала                НЕУДАЧНЫЙ ПЕРЕНОС
Своей жизни. Была только плоть.

Я пошёл, а ВНУТРИ КУВЫРКАЛО
Застаревшие льдины-ежи.
Неужели же этого мало,
ЧТОБ ПОНЯТЬ: ЧЕЛОВЕК – НЕ ГРЕШИ?

Уж давно решено – не судите,
И вас тоже не будут судить,
А поглубже в себя загляните –
Сколько можно в потёмках мудрить?

В ГОРЛЕ СПАЗМ И СЛЕЗА МЕНЯ ДУШАТ,
ТРИВИАЛЬНОСТИ МЫСЛИ СТАРЬЁ:
Мы о золото пачкаем душу,
О несчастных мы чистим её.
Сперва по технике.  (как можно было номинировать с ошибками техники????)

" Я такого не слышал с начала /  Своей жизни". Перенос конца предложения на другую строку допустим, но его нужно делать в местах, где есть естественная пауза при чтении, не разрывая связки двух слов, так как конец строки - это всегда пауза при чтении.

" Неужели же этого мало, чтоб понять: человек – не греши?" - неверная конструкция предложения при данной  расстановке знаков препинания и согласовании слов.

" В горле спазм и слеза меня душАт, тривиальности мысли старьё" - плохое управление словами, неправильная  конструкция предложения.

Стилистика речи почти везде крайне неудачная, о поэтическом языке говорить пока не приходится - рифмовка содержания неряшливым разговорным языком.
Можно считать стихи православной поэзией (а можно и гражданской). Тема о несчастьях раскрыта - они для того, чтобы  побуждать к состраданию и самим очищаться. Но требования по технике и по качеству поэзии не выполнены.

№14. Тихо в храм войду. Николай Сыромятников 

это было уже,                ПОЧЕМУ НЕ С ЗАГЛАВНОЙ?
перестань, -
не глумись,
постылый -
тайна силы креста -
символ,
где впечатанная
застыла
судорога
Христа.
*
Дон – дон – бом – бом – дон –
Загудел во мне колокольный звон
И повторы звенят стеклянные
Колокольцами, - словно скляночки.
Чаки – чаки – тон...
Отгоняя стаи, да грай ворон.

Высь и неба синь
Для себя познай, да себя спроси.
Мне ли синью-то переполниться,
Что заполнится, то запомнится -
Только небеси.
Ты помилуй мя, а потом – прости!

Ты святая, Русь!
Вспыхнет и сгорит вся слепая гнусь,
Если душно ей в церкви праведной
Да постыло ей православие -
Сгинет дикий куст.
Вечна только ты, да святая грусть.

Степь, и снег, и рожь,
Колоколенки, что бросают в дрожь,
Страстотерпие, покаяние,
Милосердие врачевания
И святая ложь -
Всё чему я рад и на что похож.

Разожгу свечу,
Тихо в храм войду, молча закричу...
Свечкой белою свет оплавленый.
Слёзы радости - благость славная.
Твоему лучу,
Чистоте твоей - похвалу шепчу.

Отличные стихи православной поэзии, жаль, не по теме конкурса. И почему начало не с заглавной буквы? На серьезных конкурсах такая вольность пунктуации может стоить участнику потери шанса на победу... И еще - фрагментарные вставки на церковно-славянском в стихи, написанные современным языком - не самое удачное решение ("Только НЕБЕСИ. Ты помилуй МЯ, а потом – прости!") Либо весь текст писать на старинном языке, либо все на современном. Исключение - цитата или прямая речь в тексте стихов.

№15. На двоих. Тамара Гаврилова 5

Сквозь облаков разорванную вату
на полусонный город падал снег.
Из подворотни вышел человек
с лицом опухшим, грязный и лохматый.

Он быстро шёл по серой снежной каше,
пальто измято, дырка в рукаве,
из пуговиц осталось штуки две,
а на ботинки даже глянуть страшно.

Он прижимал дрожащего котёнка
неловкой заскорузлою рукой,
а над седой косматой бородой
светился взгляд наивного ребёнка.

Прошёл вдоль церкви, мимо ресторана
к помойке у знакомого кафе
и, слушая, как шепчет кто-то: "фе",
он рассовал объедки по карманам.

В подвале дома с номером тринадцать
пол банки сайры съели на двоих.
Уснул котёнок. Человек затих,
но продолжал блаженно улыбаться.

Рассказ в стихах написан хорошим литературным языком и технично, содержание иллюстрирует  вопрос  конкурсного  задания ("несчастья, чтобы мы делались чище, добрей"), стихи близки по  духу православному отношению к жизни. Беспроигрышная тема о бездомных и о животных получила и здесь  заслуженное признание .

№16. Господи, тебя благодарю.. Смелянская Елена

Господи, тебя благодарю
За мои несбывшиеся грёзы,
И за те непролитые слёзы,
Что приводят в скорби к алтарю.

Радуюсь, что Ты не отобрал            
У меня способность верить людям,
А ещё тому, что к пересудам            
Выдержку и стойкость даровал.

Я Тебе признательна за все             
МОИ муки, боли и страданья,
За мои вчерашние рыданья   
На рассвете в утренней росе,       

Что когда мне в душу наплюют,      
Я могу простить и не сердиться,               
Что не дал мне, Боже, заразиться               
Тягой к НАКОПЛЕНИЮ ВАЛЮТ.

Я тебе "спасибо" говорю
За надежду, что мои родные
Помянут меня, когда земные   
За собою двери затворю.

Неплохие стихи православной поэзии (точнее - христианской), искренние, честные, но, к сожалению, не по заданной теме конкурса.
По технике:  в строке " мОи муки, боли и страданья" - распад ритмического и фонетического ударений. Не удачна по выбору слов строка " Тягой к накоплению ВАЛЮТ"  (вместо "денег", "средств")

№17 Спросят нас. Ольга Иванычева

Спросят нас не о том на вселенском суде,
Сколько знаем премудростей книжных,
Но о том, как другим помогали в нужде,
Как любили и дальних, и ближних.
И ни банковский счет, ни карьерный успех
"Там" на чаше добра - не подмога.
Кто себе не искал ни побед, ни утех
Тот и будет БЛАЖЕНЕН у Бога.
Не ропща на судьбу, по примеру святых
Принимал кто удары смиренно...
Как проникнуться мудростью истин простых
И не ГНЕВАТЬ Творца дерзновенно?
Нам бы помнить о времени Судного дня,
Чтоб душе не готовить темницу...
"Кто свой крест не несёт, недостоин меня."
"Кто прощает, тому и простится."

Неплохие православные стихи, хотя тоже написанные не к конкурсу - они по другой теме. Не везде хорош и правилен выбор слов: глагол несовершенного вида "гневать" здесь допустим, но по смыслу все же просится "гневИть Бога".
Фраза "будет блаженЕН" - тоже нехороша: блажен.

№18. Выход - грех... Галина Евдокимова-Киселёва   

С утра внезапно задымил утюг...
 прожёг клеёнку и прилип к столу...
 затем звонок, /так рано/, достают...
 и долго я смотрела в пустоту...

 Нашёл "мальчишка" смерть, вопрос зачем?.
 он сам себе помог, жизнь оборвав...
 прекрасно сознавая, выход - грех...
 но ангел отпустил...не удержав...

 Смолчал, оберегая от проблем,
 родителей решил не утруждать.
 От выпитого, /бес тащил в эдем/,
 и заставлял записку написать...

 Обрывки фраз..."Ты, Мамочка, прости,
 я знаю, очень...очень... виноват...
 прошу тебя, родная, не суди...
 у каждого из нас своя судьба...

 Я не хочу попасть опять туда...
 где мало солнца, кружит вороньё...
 собачий лай и ржавая вода...
 не видеть как черёмуха цветёт...

 Я знаю, срока мне не избежать...
 но быть вам с батей в тягость не могу...
 совсем не страшно мама умирать...
 Как жалко...не увижу я весну"...

 С утра внезапно задымил утюг...
 Прожёг клеёнку и прилип к столу...
 Затем звонок, /так рано/, достают...
 и долго я смотрела в пустоту...

Оценила то, что эти стихи автор, мне кажется, подготовил специально для конкурса - на тему о добровольном уходе из жизни. Написано в форме рассказа, но сколько в нем трагизма, скрытых - не на показ! - эмоций!  Удачный прием обрамления стихов рефренной строфой. Спасибо автору!
 
№19. Пристанище потерянных душ. Галина Шестакова 4 
 
Погас закат.
Безрадостно и тихо.
Угасли взгляды.
Души - вместо тел.
А время,
что когда-то мчалось вихрем,
забыто Богом...
Словно сотней стрел
пронзилось сердце болью бесконечной...

Кусочек хлеба в старческих руках
дрожит, трепещет...
Гаснут жизни свечи...
В душе царят
растерянность и страх...

Мерцая, звезды падают куда-то,
а ночь уносит души в темноту.
Луч позднего последнего заката
оставил слез печать и пустоту...

А впереди дорога в мир забвений,
в пристанище потерянной души.
И без надежд в смиреньи тонут тени...
Бескрайняя тоска...

В ночной тиши
печалью Бог укутывает звезды,
те гаснут пред  зарею золотой.
Но смоют боль дождя святые слезы,
которые прольются над Землей.

Очень печально, почти безысходно,  что решительно  не приветствуется в православной вере.  Спасает только концовка - "святые слезы, которые прольются..." Стихи душевные, красиво написанные, но что хочет сказать ими автор? Какая связь с темой конкурса? Таков ли мир глазами православного поэта и таково ли должно быть отношение к нему?

№20. Ты и жил и не жил. Елена Спиридонова 2 

Ты и жил и нЕ жил, ты и был и нЕ был,
А теперь так скоро ты уходишь в небо.
Ты любил так мало и грешил так часто.
Нереальным стало маленькое счастье,
Что всегда бежало следом за тобою.
А теперь уходишь... только не звездою,
А тяжелым камнем в пропасть улетая.
Развернулось небо, в темноту впуская.
И тебе в потемках не найти ответа,
Ведь в тебе так мало собственного света.
Зажигая свечку в благодати храма,
О тебе поплачет старенькая мама.
Лишь она прощала, лишь она любила,
Любящее сердце грубость позабыло.
Для неё ты снова милый, добрый мальчик,
Как когда-то в детстве, без вражды и фальши.
По душе заблудшей догорает свечка,
Согревает душу мамино сердечко.
И моля у Бога о твоем прощении,
Опустилась мама скорбно на колени.
Ты и жил и нЕ жил, ты и был и нЕ был.
В темноту впуская, развернулось небо.
И во тьме ведомый маминой любовью
Ты идешь, бедовый, зыбкою тропою.

Вроде бы та же тема, что и в стихах №21, но совсем иное содержание. Четкое соответствие теме конкурса - о грехе суицида, о неспособности принять несчастья как стимул стать добрее и сильнее. Сильные стихи. Жаль, не все их оценили.

№23. К вере приходим. Нина Матрохина 
 
Жизнью давно многократно проверено
В нашей нелёгкой судьбе -
Как проживёшь то, что ею отмерено,
Так и воздастся тебе.
      
С тем, что достигнуто нами и познанно,
Мы иногда не в ладу.
Реже мы к вере приходим осознанно,
Чаще - попавши в беду.

Вот уж тогда, на колени упавшие,
Крестим разбитые лбы.
Просим простить наши души, уставшие
От бесконечной борьбы.

Или стоим от всего отрешённые
Молча, не зная молитв.
Сердце, невзгодами опустошённое,
Раной открытой болит,

Робко надеясь, что просьбы к Всевышнему
Всё же когда-то дойдут.
Наши слова, даже если чуть слышные,
Там зазвучат, где их ждут.

Дай нам, заблудшим, добра и терпения,
Мира в душе и любви.
Да ниспошли хоть немного смирения,
Господи! Благослови!

Стихи, ставшие победителем. Всем требованиям номинации они отвечают, но вот (только сейчас я это понимаю) - предыдущие были сильнее: в этих мне мешает некоторая их декларативность, правильность , написание от "мы" , а не от "я". И от этого они не так пронзительны и не так запоминаются...

№24. Пятница. Инна Молчанова 

Верить-не верить – вопросы обыденны,
выбор пути есть у каждого свой.
Объединенные Ж нитью невидимой,                (Ж - лишнее!)
все рождены под одною луной.

Воздух, увы, не разделишь на порции –
каждый берет, сколько может вдохнуть.
ЗВЕЗДЫ НА КАЖДОГО ВЫДАДУТ ЛОЦИИ –
нам предстоит только выделить суть.

Вычленить главное В ПРИНЯТОЙ ФОРМУЛЕ,
мир подкроить и изнанку учесть.
Счастье – и то выдается нам ПОРОВНУ.
Жизнь – это СТАВКА ДОСТОИНСТВОМ В ЧЕСТЬ.

На карусели – лошадки рабочие.
КРУТИТ ПРУЖИНЫ создатель КОЛЕС.
Где-то мое между равными прочими,
только ТРУДНЕЙ ПОЧЕМУ-ТО ИЗВОЗ.

ГРУДОЙ НАВАЛЕНЫ КАРМЫ, ПАДЕНИЯ,
САМОУБИЙСТВА И ПРОЧАЯ ДРЯНЬ.
Видимо, в пятницу было рождение.*
В пятницу, точно! – гласит календарь.

В эту Страстную попробую заново
переосмыслить мне выпавший туз…
Вон, и толпа возле паперти храмовой.
Издалека посмотрю… Помолюсь.

Камушки слов за щекой демосфеновой,
в горле першит покаянья песок…
Во глубине я, как многие, верую,
только пока не открылся мне Бог…

По технике:
" Звезды на каждого выдадут лоции" - правильнее "каждому выдадут": лоция - это описание морского пути, карта. И поскольку была выбрана метафора "лоция", то далее не стоило употреблять метафору "формулы": " Вычленить главное В ПРИНЯТОЙ ФОРМУЛЕ". 
"счастье – и то выдается нам ПОРОВНУ" - по смыслу здесь -  "на каждого, одинаково много"
" Жизнь – это ставка достоинством в честь" - неудачная фраза по значению слов или заумная метафора.
" Грудой навалены КАРМЫ, падения, САМОУБИЙСТВА и прочая дрянь" - все в одной куче и не месту...
В целом очень слабый язык, попытка использовать язык метафор почти везде неудачна. А по теме  стихи подходят, жаль изложение слабое.

№25. Перед причастием. Глаголица

В киоте образ всех прекрасней -
Пречистой Девы нежный лик,
И хора ОТЗВУК МНОГОГЛАСНЫЙ
Венчает благодатный миг.

В Её, всегда зовущем доме -
Уютных сводов полумрак,
И КАЖДОЙ, МАЛЕНЬКОЙ ИКОНЕ
ЛАМПАДЫ ЛЬЁТСЯ ДОБРЫЙ ЗНАК.

Течёт ПОТОК ЖУРЧАЩЕЙ СЛУЖБЫ,
В распев читаются псалмы,
И прочь БЕГУТ МИРСКИЕ НУЖДЫ,
И затихает Звук Молвы.

АЛТАРЬ за Царскими Вратами
ГОТОВ ИХ ВОЛЬНО РАСПАХНУТЬ, ???
И благодарными устами
Мы пьём молитв живую суть.

КАК-БУДТО У ПОРОГА СМЕРТИ,
ПОКОРНО ЖДЁМ ИСХОД СУДЕБ.
И шепчет Ангел: Верьте! Верьте!
Вкушайте живоносный хлеб!

И ЖЕСТОМ шлёт благословенье
С иконостасовых терасс,
И ЖДЁТ ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНЬЯ
Христос раскаянья от нас...

Я не знаю, почему это номинировали - и лексика  бедная, неточная, безграмотная, и понимания сути происходящего в храме нет никакого... О нераскрытии темы говорить уже не стоит.  Жаль.
 
№26. Испытатель судьбы. Павел Великжанин
 
Нам не выбрать судьбу другую.
От рассвета и до зари
Виражи и полет вслепую,
Неизвестность – вокруг, внутри.

Пассажир регулярных рейсов,
Что по графику ел и спал,
Повзрослел ты – теперь надейся
На звенящий в руках штурвал.

Если штопором – передряга,
Не теряйся – тогда спасут
Оптимизма двойная тяга,
Чувство юмора – парашют.

Пусть мотает бесстрастный счетчик
Озарений, дорог, борьбы.
Просто каждый из нас – как летчик –
Испытатель своей судьбы.

Тема "зачем несчастья" раскрыта, хотя и сведена к "зачем трудности".  Православной поэзией назвать эти стихи не могу - другой жанр, другое мироощущение. Лирической поэзии тоже не увидела. Срифмовано бодро.

№27. Остановись. Наталья Деточкина

В мире ты всем – чужак?
В будущем – пустота?
Сделать осталось шаг,
Вот – черта?

Остановись, замри,
Слушай, едва дыша!
Он  - у тебя внутри,
Где душа.

В нас Он всегда звучит,
В каждом, и с малых лет.
Только услышь! Он – щит
От бед.

Каемся и грешим,
Бережно лечит вновь
Раны больной души,
Он – любовь.

Пусть ненавязчив, тих,
Но за Него держись,
Сможет  тебя спасти,
Он - жизнь.

Вот Он – в руке отца,
В маминых Он глазах,
Что не хотят конца,
Молят:
- Иди назад!

Стихи на тему  добровольного ухода из жизни. Стихи, не противоречащие духу православия. Написаны языком поэзии, а не просто зарифмованы.  Небольшой изъян техники: если задумана короткая последняя строка катрена (интересное решение формы!), то нужно сделать его с одинаковым количеством слогов во всех строфах. А здесь то два слога ("он- жизнь", "от бед"), то три ("где душа", "он- любовь"), то полноценная пятистопая строка ("молят - иди назад").

№28.  Молчание. Алексей Бекорюков

Опять слова стучатся в тишину:
Молчит Господь. Молитва без ответа.
СТРЕМИТСЯ ДУХ ПОЗНАТЬ СВОЮ ВИНУ,
Вернув тот миг, когда была согрета

Дыханием Создателя – душа,
И светом покаяния – надежда,
Хоть в жизни оступаясь и греша,
Я поступал как циник и невежда,

Не различая правду и обман,
Вступая в сговор с приторною лестью,
Окутывавшей душу как туман,
Впитавший напускное благочестье

И погружавший в сумерки оков
Лучи неугасимой благодати,
Которая без пафосности слов
О вечной и о временной расплате

Поправшему Божественный закон,
Хранящий мирозданье, говорила.
Но ум его, гордыней поражён,
Не мог вместить тот свет. И мысль парила,

ТЩЕСЛАВНЫМ НАВАЖДЕНИЕМ ГОРЯ,
Вынашивая злобу и коварство:
Так беспощадный образ бунтаря
Затмил собою путь, ведущий в Царство

Творца Вселенной – Неба и земли,
Достичь его я жажду и поныне.
Прошу, Владыка, душу исцели,
Дай прикоснуться с верою к святыне…

Но Бог молчит. Лампады тихий свет
Рассеивает мрак непониманья –
И слышится в молчании ответ,
Согревший сердце плачем покаянья.

Не совсем по теме, не совсем поэзия (скорее рифмовка выводов и просьб), хотя и по православной тематике. Так все-таки:  зачем несчастья? Из стихов неясно...
А Бог молчит, потому что Ему много ГОВОРЯТ, а не стараются  Его УСЛЫШАТЬ...

№29 Рождественская ночь.  Леонид Север

В дебрях лжи, нищеты и тревог,
Где для совести срублена плаха,
В день,  когда с миром встретился Бог,
Я мараю ЧЕРНИЛОМ бумагу.
Весь пропитанный страстью грехов,
Трепещу пред невидимым взором,
Добавляя края берегов
В переполненной чаше позора.
Всё страшней обернуться назад!
Всё мрачней горизонт бездорожья,
За которым в мерцаньи лампад,
Ждёт расплата за годы безбожья,
Где на похоть менялась любовь,
Где в угаре хмельном пребывая,
Шла судьба, не внимая основ...
На неё - на злодейку киваю!
И дрожу, замерзая в пути,
И кричу плачем искренних строчек,
Умоляя: "Ещё раз прости-и!"
Только совесть мне верить не хочет!..

...Прохрипел самотлорский мороз 
Приговор безрассудному "фарту"…
И молитва: "Родился Христос!!!", -
Зазвучала из уст Патриарха…

"мараю ЧЕРНИЛОМ" - ну зачем же, такую разговорную неправильность - да в стихи!!!
Стихи ищущего веры, но не доверяющего этому пути. По жанру подходят, а тема конкурса не раскрыта - другая здесь тема!

№30. Остановившись на краю. Лариса Липецкая 

Слетались шумно воробьи
Под зарешеченные окна.
В больнице вяло дни текли,
И каждый был из боли соткан.

Воспоминания прежних дней
Казались небывалым чудом.
Как мало ценим мы людей.
Как часто обижаем всюду.

Остановившись на краю,
Вдруг понимаем как нелепо
Мы проводили жизнь свою,
Нередко были просто слепы.

В своей гордыне и мечтах
Не замечали часто Бога,
А Он стоял у нас в дверях
И ждал в объятия любого.

Стихи , дающие ответ на вопрос конкурсного задания, зачем несчастья: "Остановившись на краю, вдруг понимаем как нелепо мы проводили жизнь свою...", что уже замечательно. Стихи православной поэзии - есть обращение к Спасителю. Написаны хорошо, хотя и не языком образной поэзии. 

*******************************************

Итак, среди множества произведений, поданных на данный конкурс, стихов,  пронизанных духом православия оказалось совсем немного. Много было таких, чьи авторы пока не успели  разобраться в том, во что они верят, уверяя, что "Бог у них в душе (а не в храме) и  что все религии говорят об одном, отчего  их надо бы объединить, поручив это дело специалистам (типичное суждение для  эзотериков и гностиков, видимо, уверенных, что мысль  создает Бога, а не наоборот). Спорить с этим бесполезно - знаю это по собственному опыту.  Бог, конечно, не в храме, но пребывание в последнем, участие в совместных богослужениях, в таинстве евхаристии и  даже недолгий  курс основ вероучения  в воскресной школе для взрослых для многих , у кого Бог (а часто и "боги") в сердце,  был бы не лишним. И -  кто знает? -  многое неожиданным образом и к лучшему изменилось бы и в их жизни, и в их творчестве. Мне хочется надеяться, что проведение конкурсов православной поэзии для нас является полезным  и интересным опытом на любом этапе нашего духовного пути.

"Если стихотворение не подходит, то его можно было бы не принимать на конкурс." - написал мне один из участников конкурса. 

Постараюсь объясниться. Во-первых, во время приема заявок у меня не всегда есть время вчитаться в стихи так, как я это делаю во время голосования, и нет возможности видеть общую картину состояния  конкурсного темы, пока не все заявки приняты и не все стихи прочитаны. Но это не главное.

Свою страничку с бывшим названием "Ликбез" я считаю Творческой Мастерской. Меньше всего меня волнует, кто именно победит и сколькими голосами: я не престижное издательство и даже не официальное лицо, от которого зависит чье-то продвижение в большой литературе. Наши победы на СТИХИ.Ру - это наши игры и радости, хотя и  не бесполезные. Я собираю стихи на заданную тему или жанр, готовлюсь к конкурсу - подбираю полезные теоретические подборки - а потом вместе с командой  талантливых поэтов, отбираю то, что более или менее соответствует поставленной задаче - лучшие стихи. И мы все вместе учимся. А учиться невозможно только на лучшем:  опыт чужих ошибок и иного понимания темы иногда гораздо более полезен и интересен для всех. Разбор ошибок учит более, чем воспевание талантов: имена и работы  наших талантов итак отражены в посте "Аллея Славы"!  Отказать человеку в принятии его произведения - значит причинить ему боль. Я делаю это крайне редко: только когда вижу откровенно циничные и пошлые стишки, предлагаемые на конкурс с серьезной (не шуточной) темой. Все остальное - ценный материал для нашего изучения, анализа и обучения. Это повод поднять вопрос, поспорить, увидеть каждые  стихи по-новому. Мне кажется, такая работа  полезна всем - и участникам, и судьям, и мне, написавшей  вам это длиннющее  послание -   Вашей Алкоре. )))