Донбас. Хрущев. Хлебосольство

Илья Токов
      "ПСВС" -  По секрету всему свету

   В свое время
когда-то славный город Донецк
имел самое непосредственное отношение к кукурузному королю Никите Сергеевичу Хрущеву.
Здесь хлебосольный Никита Сергеевич начинал свою трудовую карьеру простым шахтером.
Во время правления  «сына Кузькиной матери»  здесь существовал музей Его трудовой доблести, экспонатами которого были шахтерские инструменты и прочие причиндалы с отпечатками пальцев и мазолей Никиты Сергеевича. Если все перечислять, то и трех страниц не хватит. Остановлюсь на основном
шанцевом инструменте «Никиты кукурузника»:
1. Балда - большая кувалда (побалдеть — поработать балдой). Она же — машка, Володя,  дядя Ваня.
2.  Калбик  — зубило с приваренной к нему ручкой.
3. Кирка, кайло - по простонародному "Корчагин".
4. Шестигранный лом, а попросту "Карандаш"
5.  Накидной ключ, а попросту "Мосел".
6. Ручная пила по металлу, а проще говоря  "Перетиралка".
7. Молот или "Теща".
А также личная каска, шахтерские: куртка, рубашка, штаны, ботинки Н. С. Хрущева  - все это висело для всеобщего обозрения.
Позже, когда генсека ЦК КПСС  по кличке «Колхозник»  сместили с поста главы государства,
музей в считанные дни был упразднен и разварован.   
   А вот здание, в котором находилась донецкая резиденция Никиты Сергеевича в пору расцвета его карьеры, сохранилось. В девяностые годы прошлого века в этом уютном особнячке был расположен научный центр. Всем желающим показывали место возле большого окна, где стояла  кровать Хрущева. На втором этаже находился зимний сад с фонтаном, оленями, бобрами и прочей живностью в виде чучел. Ведь Никита Сергеевич был заядлым охотником и очень любил хвастаться своими трофеями. В подвале работала кухня, было две трапезных :одна побольше, другая - для интимных ужинов в особо узком кругу, где распивались преимущественно украинская горилка спецперегонки и коньяки местного разлива. И узкий круг отдавал должное уюту и гостеприимности скромного домика, в разные времена здесь бывали Щербицкий и Брежнев ещё до того, как стал "дорогим Леонидом Ильичом".
   Впечатляет и радует стремление прежних генсеков,  членов ЦК КПСС и прочей номенклатуры к простоте и демакратичности: их не подвозили от вокзала к подъезду сверкающие "Чайки" с экскортом и нацгвардейским прикрытием. 
Все было просто и достойно:  прямо к дому подходила железнодорожная ветка, по которой было можно на специальном поезде, минуя вокзал, въехать прямо во дворик. Во дворе находился летний сад сказочной красоты, а сейчас, естественно,  з а х и р е в ш и й. 
   

   P.S.  Хрущев одинаково охотно пил коньяк и водку, не жалуя вино.
    Хрущев мог выпить изрядно, но для официальных приемов всегда пользовался специальной рюмкой с двойным дном. Со стороны казалось, что она полна, а в реальности там помещалось всего несколько капель.
   В узком кругу часто рассказывал о своей шахтерской босяцкой молодости. А в шахтерском жаргоне сплошные понятия-вульгаризмы. Но об этом чуть позже.   

   Советский политический деятель Никита Хрущев родился в 1894 году, 15 апреля в крестьянской семье, проживавшей в деревне Калиновка. С 1909 года был слесарем в шахтах Донбасса и на заводах. С 1928 года назначен заведующим орг. отделом ЦК КП(б) Украины. В 1922 году Хрущев познакомился с Ниной Кухарчук, своей будущей супругой. Но женой Хрущева Нина станет только после выхода Никиты Сергеевича на пенсию, в 1965 году.
   Первый секретарь ЦК КПСС, ветеран войны, друг президента Кеннеди и враг творческой интеллигенции — Никита Сергеевич Хрущев (1894–1971) за свою долгую жизнь успел многое. Автор лозунга «Догоним и перегоним Америку», показавший ООН кузькину мать, разоблачитель сталинского культа, застрельщик «оттепели» и вдохновитель строительства «хрущоб», пузатый премьер-пьяница, он был самым жизнерадостным советским деспотом — по сути, единственным раблезианцем в угрюмой галерее российских правителей.
   Пролетарскую алкогольную закалку Хрущев получил на заводах и в шахтах Донбасса, где работал слесарем, отвоевав на Гражданской. Дважды Хрущев пытался получить образование: в 1923 году в Донецке посещал рабфак, а в 1929-м учился в Промакадемии в Москве. Но оба раза бросал скучную учебу ради партийной карьеры. Медленно, но верно пройдя все положенные ступени от рядового члена партии до Первого секретаря и Председателя Совета министров, Никита Сергеевич улыбчивым нэцкэ воссел на самой вершине государства. Еще бы! В распоряжении рубахи-сибарита оказалось все алкогольное и гастрономическое великолепие многонациональной Страны Советов. Именно поэтому яростный ниспровергатель культа личности оставил нетронутой сталинскую традицию широких кремлевских застолий, имевших поистине эпический размах: по особо торжественным дням там пили-закусывали от 3 до 10 тысяч человек. «Дружбы народов надежный оплот» вдохновенно укреплялся армянскими коньяками, грузинскими и молдавскими винами и крымским портвейном, а на десерт хорошо шли коктейли на огромных подносах с разлитым на них горящим спиртом.
   Сам Хрущев всем другим напиткам предпочитал коньяк и водку (особенно горилку, которую ему специально присылали с Украины), а в качестве закуски уважал сало и соленья. Изредка отвлекаясь на сомнительные сельскохозяйственные реформы, либерал Хрущев с помощью крепкой выпивки ежедневно строил для отдельно взятого себя безоблачный коммунизм, наивысшим воплощением которого должна была стать водка без похмелья. По слухам, в начале шестидесятых Хрущев даже издал указ о создании для партийных нужд новой водки — исключительной по своим вкусовым качествам, многократной очистки, фактически эликсира жизни. Впрочем, благодаря Хрущеву словарь алкогольной культуры обогащался и вполне реальными новыми статьями. Так, свозив Фиделя Кастро на охоту в Беловежскую пущу и отведав там из фляжки егеря особой настойки на спирте, травах и сахаре, Никита Сергеевич наказал ЦК Компартии Белоруссии, чтобы через год этот напиток появился у него на столе. Вскоре арсенал советского алкаша пополнился темной 42-градусной настойкой «Беловежская пуща». Хрущев вдохновлял на алкотворчество и зарубежных энтузиастов спиртного: мэр французского города Дижона и создатель популярного коктейля «Кир» (белое вино «Алиготе» с ликером «Кассис») Феликс Кир после встречи с Хрущевым изобрел еще один вариант напитка: «двойной К» (Kir & Кhrushchev) — «Кассис»+«Алиготе»+водка.
 В 1958 году Хрущев запретил отпускать водку в разлив в столовых и закусочных общепита, и советские граждане, лишенные привычного стакана водки по дороге домой с работы, вынуждены были покупать в магазине целую бутылку. Для удобства и экономии граждане сообразили скидываться по рублю (поллитровая бутылка водки стоила около 3 рублей). Это мероприятие — распитие коллективной бутылки водки с незнакомыми гражданами в ближайшем сквере — получило название «сообразить на троих» и стало своеобразным трейдмарком советского периода в истории российского пьянства.
   В 1964 году соратники по партии, которым претил хмельной либерализм Хрущева, организовали бархатный правительственный заговор и отправили Никиту Сергеевича в отставку. Став персональным пенсионером и переселившись на дачу, Хрущев посвятил себя изготовлению обожаемых наливок и настоек, а также сочинению мемуаров, в которых тщательно замалчивал свою любовь к спиртному, зато живо излагал воспоминания о кромешном пьянстве сталинской верхушки.
   Хрущев умер в 1971-м, но не пройдет и двадцати лет, как другой алкогений-сангвиник взойдет на трон уже совершенно иной России.