Экспедиция Гиперборейская Мещера

Юрий Алексеевич Белоусов
Экспедиция «Гиперборейская Мещера 2017»

- У нас безумно красивая страна. Она очень большая. Она очень интересная. В ней живет много замечательных людей. Даже в тех мещерских деревнях, которые мы проехали, нам встретились интересные люди, например, бабушка, расчищавшая дорогу для детей, которых ждет в гости, что бы они смогли проехать. И вот это вот наверное - сила нашей страны, наших людей. И для нас - это самая главная эмоция!
Елизавета (Вета) Кузьмина - штурман команды «Бродяги», победитель гонки «Экспедиция - Трофи 2015», участник экспедиции.

   Я много слышал о сказочных местах недалеко от Рошаля, которые краеведы называют - «Гиперборейской Мещерой". Это небольшие острова доледниковой природы, которые располагаются на песчаных гривах среди реликтовых болот. Когда Дмитрий Павлович Барсков - руководитель Содружества исследователей Мещерского края «Гео-Шушмор», поведал мне планы посещения этих мест, мы решили организовать совместную экспедицию при поддержке Главы городского округа Рошаль Алексея Артюхина.
   Самая первая экспедиция Содружества исследователей мещерского края «Гео-Шушмор» состоялась в эти места ровно девять лет назад в мае 2008 года. Тогда краеведы посетили камень-мегалит «Судьбина», побывали в районе Больших и Малых островов и посмотрели в том числе уникальное место, которое называется «мещерской тундрой». По итогам той экспедиции вышла первая книга Дмитрия Барскова, написанная в соавторстве с братом Валентином Барсковым - «Притяжение Мещеры». Сейчас, спустя почти десятилетие, на очереди вторая книга «Постижение Мещеры». Именно это событие и послужило поводом возвратиться сюда, чтобы добрать некоторые сведения, сделать замеры и фото. Участникам экспедиции, действительно пришлось увидеть много нового, открыть для себя совершенно не открытые страницы.
Судьбина
   Первой точкой на карте нашей экспедиции было место у деревни Турово, где вдоль древнего тракта лежат несколько мегалитов. Самый большой из них камень - «Судьбина», со слов Дмитрия Павловича, был открыт энтузиастами-краеведами из Рошаля: покойным Александром Васильевичем Скирдой и участником нашей нынешней экспедиции - Юрием Вениаминовичем Гончаровым в 2002 году. Уникальный камень расположился на краю интересной дороги, которая называется дорогой Рюриков, или Рюриковой дорогой. Эта дорога, по мнению исследователей, идет из самой древности, от земель новгородских в земли рязанские, черниговские и т.д.
- Этот уникальный камень конечно привлек к себе внимание, - рассказывал мне Дмитрий Барсков, - мы в 2008 году пришли сюда и обнаружили на нем петроглифы, т.е. наскальное изображение головы оленя. Это сразу же придало камню особый статус. Он стал действительно представлять исторический интерес с точки зрения археологи, и с точки зрения истории, поскольку он является может быть межевым камнем, может быть это был кромлех, потому что вокруг разбросаны еще несколько интересных камней. Сегодня возвратясь снова к этому мегалиту, мы утвердились в его краеведческой значимости для этих мест.
   К сожалению, в той экспедиции 2008 года, Дмитрий Павлович с коллегами, были свидетелями, как по окрестным дорогам ездил трактор с прицепной тележкой, в которой находилась груда камней. Эти валуны, видимо, были подъемными трактористу. Краеведы считают, что идет целенаправленный сбор мегалитов, и беспрецедентная охота за камнями. После того, как экспедиция обследовала в 2008 году мегалит «Судьбину», который получил название со слов Александра Васильевича Скирды, его тоже попытались сдвинуть и увезти, чтобы пристроить в дальнейшем, на каких то личных усадьбах. Ведь очень часто, камни с сакральных мест, которые являются принадлежностью ландшафта Мещеры - ускользают, исчезают и оказываются за высокими заборами состоятельных людей. Закона, который будет запрещать вывозить мегалиты и охранять их, наверное не издать, но, воссоздавать, реконструировать мегалитические сооружения на территории Мещеры, собирать их в определенных местах и предавать им статус мегалитических комплексов, по мнению Дмитрия Барскова, возможно. Ведь, мегалитическому сооружению предать охранный статус гораздо легче, чем отдельно лежащему валуну.
Гончаров и Скирда в 2002 году проводили отбеливание камня «Судьбина» и нашли там изображение головы толи лося, толи оленя, - рассказал мне еще один участник экспедиции, наш постоянный проводник по Мещере - Константин Семенов, - С тех времен камень подкопали, несколько раз переворачивали с боку на бок, видимо что то исследовали. Кто то не из наших. Мы сегодня пытались найти и восстановить изображение животного на камне.
И что изменилось с тех пор, почему нам пришлось блуждать между деревень? - спросил я нашего проводника.
Ехали мы сюда по стандартному для нас уже маршруту, - как бы оправдался Константин, - Были определенные сложности, как проехать лучше: через деревни, или объезды, Потому что дороги со временем меняются. Какие то разбиваются. Какие то налаживаются. Мы искали кроме «Судьбины» и «Рюрикова камня», еще скопление других камней, которые в свое время нашел Юрий Гончаров. Но, к сожалению, местные их растащили. Комплекс был безвозвратно утерян. Зато нашли другое скопление мегалитов. Оно из себя представляет сооружение из девяти камней выложенных виде круга.
   Мегалит «Судьбина», представляет собой полевой шпат малинового цвета, в форме призмы внушительных размеров. Этот камень: длиной - 2,2 м, шириной - 1,0 м и высотой - 0,9 м. На территории России подобные полевые шпаты наиболее часто встречаются на Кольском полуострове и в Карелии, а за границей – в Скандинавии, что подтверждает ледниковое происхождение этого мегалита. Есть сведения, что камень этот был привезен в данную местность. Как давно, никто не знает, и от куда - тоже. Отличительными признаками камня «Судьбина» являются три гладкие (отшлифованные) грани с острыми рёбрами, расположенными под прямыми углами, а также наскальный рисунок, напоминающих, по мнению некоторых ученых, «голову лосихи». Мне лично показалось, что изображение это, больше похоже на «голову северного оленя», или «оленя с короной», как у фараонов. В любом случае, этот факт свидетельствует о «рукотворной» природе мегалита, который, по мнению все тех же ученых, был центральным элементом (менгиром) кругового мегалитического сооружения.
   В пользу этой версии свидетельствует другой камень внушительных размеров - «Рюриков камень», который расположен в 50 метрах южнее «Судьбины». Основная его часть находится под землей. А чуть дальше мы обнаружили плоский камень, которому еще предстоит дать название.
Здесь, лежат еще два прекрасных валуна. Один из них называется - «Рюриков камень», - так обратился Дмитрий Павлович Барсков к участникам нашей экспедиции,- Никто не дает гарантии, что они сохранятся. Я думаю, если воссоздать вокруг камня «Судьбина» определенный мегалитический комплекс, свезти туда отдельные камни, и воссоздав в первозданном виде по древнейшим сказаниям, рисункам, хотя бы академика Рыбакова, здесь в Мещере - это будет местом туристического интереса.
   После этой экспедиции, Дмитрий Павлович Барсков, напишет письмо в нашу организацию «Сердце Мещеры», расположенную в городском округе Рошаль, чтобы организовать у нас охраняемый «Парк камней», куда может быть нужно доставить и валуны из Турова, до того, как их расколят, или увезут в неизвестном направлении, лишив наших потомков права созерцать легендарные мегалиты. Почему легендарные?
   Например, «Судьбина» с петроглифом - «голова оленя», который попытались выкопать и вывезти «охотники за камнями», известен легендой, что на нем отдыхал и думал думу о судьбе, сам Илья Муромец, следовавший по дороге в  древнее сельцо Муромское, что на реке Ялме. Многие исследователи, вопреки устоявшейся истории, называют это место - древним Муромом. В духовной грамоте московского великого князя Василия Васильевича (Темного) от 1461 — 1462 гг., сказано: «А из Мурома даю своей княгине сельцо Муромское, да Шатур…». Историки знают, что Муромское княжество было присоединено к Москве в конце XIV — начале XV в. Вокруг Муромского Сельца сохранилось много легенд, преданий. По одной из них — русский богатырь Илья Муромец родился в д. Карачарово стана Муромского Сельца. В любом случае, это значит, что богатырь не раз пересекал здешние муромские леса, богатые опасностями и неожиданностями по древней дороге, которую называют местные жители - Рюриковой.
   Наши друзья и участники экспедиции «Гиперборейская Мещера» - экипаж команды «Бродяги», победители гонки «Экспедиция - Трофи 2015» -  попробовали с помощью лебедки своего оборудованного американского внедорожника вернуть «Судьбину» на прежнее место. Но, после нескольких неудачных попыток, решено было оставить камень, как есть, в том же положении. Не дался наш легендарных камень «американцу». Вот такая вот «Судьбина», лежащая среди реликтовых, огромного размера берез - исполинов!

Мещерская тундра
   Конечной точкой нашей экспедиции «Гиперборейская Мещера» была «мещерская тундра», расположенная в районе Больших и Малых островов. Через это место в давние времена тоже проходила древняя Рюрикова дорога, которая прежде всего шла с Владимира на Рязань, а еще раньше, по предположениям исследователей Мещеры, здесь проходил тракт, который шел на древний Муром. Место это уникально прежде всего тем, что здесь в огромном количестве присутствует ягель - олений мох. Мещера - это самый южный ареал распространения этого лишайника у нас в стране. Это заповедное  место для ягеля. 
   В начале 2000-х годов здесь побывала знаменитая экспедиция Валерия Никитича Демина. Он излазил весь русский север, в результате чего, его участниками было открыто там масса мегалитических сооружений. Члены экспедиции Дёмина, во главе с ним, заинтересовались «мещерской тундрой» с точки зрения сопоставимости Мещеры с природой русского севера. Ведь здесь растет такой же мох - ягель - корм для северного оленя. Не в такие уж далекие времена, это место было обитанием северного животного. Это подтверждается нашими учеными, которые говорят, что северный олень находился в этой географической зоне еще в начале 20-го века, вплоть до Нижнего Новгорода.
   Почему деревни называются островами? Потому что так называли местные жители во владимирской Мещере, песчаные бугры и косы, в окружении болот. На них строились деревни. По ним прокладывались древние тракты. Здесь, по мнению «гео-шушморцев» обитали первопроходцы Мещеры. В более поздние времена, в конце 18 века, начале 19 века, эти острова, которые представляют собой дюны кварцевого песка, явились местами создания первых стекольных производств в мещерском крае.
Здесь в Мещере, Мальцовыми и другими стекло-производителями, среди которых были представители и нашей фамилии Барсковых, - цитировал Дмитрий Барков перед видеокамерой нашего штатного оператора экспедиции - Алексея Марченко, - организовывались гуты (печи) - стекольное производство бутылок, посуды и даже листового стекла.
   В районе деревень Большие и Малые острова, сохранился удивительный анклав одной из песчаных дюн, которую местные краеведы назвали - «мещерской тундрой». Почему тундрой? Потому что она сплошь покрыта мхом - ягелем. Правда здесь уже наблюдается молодая поросль сосен, но это все недавние растения. Им не более 10 лет. А так это была ровная поверхность покрытая этим северным лишайником.
   С нами в экспедиции находился биолог Леонид Белов (Москва). который некоторое время назад, являлся координатором национального парка «Мещера» по водному болотному пути и координатором международной конвенции по водным болотным угодьям в России. Ему, выходцу из здешних мест, хотелось посмотреть нетронутые ландшафты. По его мнению, в современной Мещере мало что осталось, даже от того, что было двадцать лет назад. Исчезают боры - беломошники. Я, тоже биолог по первому образованию, помнил из книжек, что бор - беломошник - это сообщество растений живущих в условиях песчаных почв и крайней сухости. Характерным растением этого сообщества является лишайник. Верхний ярус образует сосна. Подлесок образован из единично-разбросанного можжевельника, ракитника и вереска обыкновенного. Все именно так, как мы увидели воочию.
Хотелось бы, чтобы в будущем, у потомков осталось понимание, что Мещера это уникальный объект средней полосы России, который состоит не  только из болот, но и из высоких участков - песчаных грив. 20-30 лет назад, - говорил мне Леонид Белов, ссылаясь на рассказы его предков, - подобные ландшафты были обыкновенны для этих мест. Сейчас, чтобы увидеть мох ягель, нам пришлось заехать довольно далеко. Мох ягель - это лишайник - корм для северного оленя, который обитал в Мещере еще в начале 20-го века.
   Для меня лично, интересно было увидеть места, сохранившиеся со времен доледниковой природы. Есть такие участки в Мещере - современники мамонтов. Нам создателям проекта «Долина мамонтов» в Рошале, это особенно было по сердцу! Хотя, если в этих забытых цивилизацией уголках до начала прошлого века жили северные олени, может и близка к правде легенда об озёрных племенах мамонто-поклонников - ушморах, почитавших «зверя-гору» и ушедших относительно недавно на север, вместе со своими шерстяными слонами. Я писал об этом в «Сказках Мещеры»:
Расскажет Баян вам о людях озёрных,
Лесных чародеях, ушморах свободных,
Ушедших на север со Зверем-Горой,
А те, кто остались, хранили покой

На капищах бога змеиного Уру,
Затерянных, где-то в предместье Шатура.
И как не пытались найти их с тех пор,
Упорно хранил свою тайну Шушмор.
   И еще. Конечно же, чувства у участников нашей экспедиции были двойственные. С одной стороны - много нового и интересного. С другой - не увидели мы ни квадратных стволов, ни языческие капища, о которых пишут и рассказывают диванные псевдо-исследователи. Все здесь скромно. Но девственно прекрасно! Многое нужно осмыслить и додумать, на сколько хватит фантазии влюбленного в Мещеру человека. Продумывая будущие маршруты, я вдруг, не захотел, чтобы хаотичные туристические группы вытоптали и вывезли на сувениры мох-ягель, что растет в «мещерской тундре» и остатки мегалитов вдоль Рюриковой дороги. Это мир мне показался на столько хрупким, что захотелось вычеркнуть из памяти людей, приехавших с нами, данный маршрут. Я хотел закричать: Оставьте это место в покое!
 Юрии; Белоусов - руководитель проекта «Сердце Меще;ры», Заслуженныи; тренер России, член Союза писателеи; России и Союза писателеи; Севернои; Америки, член Союза журналистов России и Международнои; федерации журналистов.
04 июня 2017 г.